Решение по делу № 33а-2968/2017 от 23.08.2017

        Копия

    Дело № 33а-2968/2017    Председательствующий в

    Категория 042а    первой инстанции Лемешко А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    10 октября 2017 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

    при секретаре    Михайловой В.Г.

    с участием представителей:

    административного истца ФИО9

    административного ответчика ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Бессонова ФИО12 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо ОК ЖСК «Проспект-2» о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее Севреестр) – ФИО5 на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен частично, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ представитель Бессонова ФИО12ФИО9 обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности на <адрес> корпус 3 по <адрес> в <адрес>, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности на названную квартиру.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Бессонова ФИО12 удовлетворен частично, признано незаконным решение Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности истца на <адрес> в <адрес>.

Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Севреестра – ФИО5 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как принятое с нарушением и неправильным применением норм материального права, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.

Указывает, что договор о совместном участии в строительстве жилого дома, техническая документация, государственный акт на право постоянного пользования земельным участком были изданы в период действия на территории г. Севастополя законодательства Украины, вследствие чего к спорным правоотношениям применению в части оценки вышеуказанных документов подлежат нормы материального права Украины, а в части оценки наличия или отсутствия оснований для государственной регистрации права собственности – нормы материального права Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости в осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ), статьей 40 которого установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Административным истцом на государственную регистрацию права собственности была представлена копия государственного акта на право постоянного пользования землей. Согласно данного акта земельный участок был предоставлен для строительства гостиницы и кафе, вследствие чего возведенный многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> не соответствует целям и виду земельного участка, на котором он расположен. Полагает несостоятельным обоснование выводов суда первой инстанции Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный приказом Минэкономразвития № 789 от 09.12.2014 года, поскольку он является правилами, регулирующими порядок деятельности Севреестра и не регламентирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представитель административного ответчика в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней доводам. Так же пояснил, что право собственности граждан как участников долевого строительства на квартиры в корпусе не зарегистрировано и документы не представлялись.

Представитель административного истца против удовлетворения жалобы возражал.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 23 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ), на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя.

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК «Проспект-2» и истцом был заключен договор (л.д. 11-13) о совместном паевом участии в строительстве жилого дома, согласно условий которого последний участвует в финансировании строительства жилого дома по адресу <адрес> в пределах стоимости работ по строительству однокомнатной <адрес>, площадью 46.4 кв.м., а ЖСК «Проспект-2» обеспечивает строительство и ввод названного жилого дома в эксплуатацию и передает истцу документы, необходимые для регистрации права собственности.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), выданной ЖСК «Проспект-2», истец имеет долю в виде однокомнатной <адрес>, общей площадью 46.4 кв.м., расположенную на третьем жилом этаже в <адрес> в г. Севастополе. Стоимость квартиры истцом оплачена в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины под зарегистрирована Декларация о готовности объекта к эксплуатации – <адрес> в г. Севастополе.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ЖСК «Проспект-2» составлен акт приема-передачи, согласно которого последний передал, а истец принял <адрес> в г. Севастополе (л.д.15).

Таким образом, истец является участником долевого строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Севреестром выдан кадастровый паспорт , согласно которого <адрес>, расположенной на третьем этаже в <адрес> в г. Севастополе присвоен кадастровый . С целью государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Севреестр с соответствующим заявлением.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ регистрация была приостановлена и истцу предложено представить документы, подтверждающие полномочия руководителя ЖСК «Проспект-2», список лиц, участвующих в финансировании строительства многоквартирного жилого <адрес> в г. Севастополе, указано на необходимость представления предусмотренных статьей 40 Закона №218-ФЗ правоустанавливающего документа на земельный участок и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а так же имеется несоответствие целевого назначения земельного участка возведенному объекту недвижимого имущества.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из незаконности обжалуемого решения административного ответчика.

С такими выводами суда не соглашается коллегия судей, указывая следующее.

Норма части 1 статьи 5 Закона № 218-ФЗ указывает на то, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно части 2 статьи 7 этого же Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости),реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Исходя из положений статьи 8 вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся, основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.

Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости установлен Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки"

Пункт 7 Порядка предусматривает, что в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих:

сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также об ограничении права на данный объект, обременении данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона (запись кадастра недвижимости);

сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с этим объектом недвижимого имущества (записи реестра прав на недвижимость).

В открытом на объект недвижимости разделе ЕГРН записи, содержащие сведения о вещных правах, ограничениях права, обременениях недвижимого имущества, сделках (записи реестра прав на недвижимость), могут отсутствовать только в случаях, установленных федеральным законом.

Запись о созданном здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства вносится в кадастр недвижимости при наличии записи либо одновременно с записью о земельном участке, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, если иное не установлено федеральным законом.

Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства установлены статьей 48 Закона № 218-ФЗ.

При этом регистрации права собственности участника долевого строительства должна предшествовать регистрация договоров участия в долевом строительстве.

Согласно пункту 2 статьи 48 Закона № 218-ФЗ (в действующей на момент возникновения спорных правоотношений редакции) для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными данным Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы:

1) разрешение на строительство;

2) план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест;

3) проектная декларация;

4) заключение уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (далее - контролирующий орган), о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Заявитель вправе не представлять указанное заключение, в этом случае орган регистрации прав запрашивает заключение в контролирующем органе, который представляет его в срок не более чем два рабочих дня с даты получения запроса органа регистрации прав;

5) договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве либо договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, предусмотренные Федеральным законом от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случая, если договором участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность участника долевого строительства внести денежные средства в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве на счет эскроу, открытый в банке в соответствии с указанным Федеральным законом;

6) заключенный в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор поручительства по обязательствам застройщика, размер уставного капитала которого не соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома;

7) списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, и которые переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Часть 11 данной статьи предусматривает, что для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы:

1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения;

2) договор участия в долевом строительстве или договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой договор об уступке прав требований заключен (на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю);

3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Исходя из положений вышеназванного законодательства, для регистрации права собственности участника долевого строительства на квартиру регистрирующий орган должен располагать установленными законом документами.

Как установлено апелляционным рассмотрением, в доме 57/3 по ул.Челюскинцев г. Севастополя зарегистрировано право собственности на две однокомнатные квартиры ( и ) на основании решений Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из заявлений правообладателя о регистрации права собственности, для регистрации права собственности в подтверждение оснований возникновения были представлены вышеназванные судебные решения. Иные вышеназванные документы не представлялись.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, права иных лиц не зарегистрированы, документы, необходимые для регистрации прав собственности участников долевого строительства, в распоряжении Севреестра отсутствуют и не представлены как правообладателями, так и застройщиком.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, административный ответчик, поскольку истец обратился с заявлением о регистрации права собственности на квартиру как участник долевого строительства, действовал правомерно, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имелось.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не может считаться законным и обоснованным, поскольку при его принятии нарушены нормы материального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бессонову ФИО12 отказать.

        Председательствующий    /подпись/    Н.И. Кондрак

        судьи    /подпись/    Т.А. Артамонова

            /подпись/    Т.Н. Дудкина

    Копия верна

    судья    Н.И. Кондрак

33а-2968/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
10.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее