Решение по делу № 2-2877/2020 от 31.07.2020

Дело № 2-2877/2020

УИД: 33RS0002-01-2020-003472-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

08 октября 2020 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Новикове А.Е.,

с участием:

истца Козловского И.М.,

представителя ответчика Департамента образования Владимирской области Рошва А.Ю.,

представителя ответчика администрации МО <...> Владимирской области Правдина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску Козловского И. М. к Департаменту образования Владимирской области, администрации МО <...> Владимирской области о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Козловский И.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с иском к ответчикам в котором просит признать незаконным распоряжение Департамента образования Владимирской области (далее также Департамент) ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Козловского И.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать Департамент образования Владимирской области включить Козловского И.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области; обязать администрацию МО <...> Владимирской области предоставить Козловскому И. М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся на территории <...>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления жилого помещения, за счет средств бюджета Владимирской области.

В обоснование своих требований ссылался на то, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ### истец был извещен о том, что исключен из списка лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением, в связи с изменением условий проживания и обеспечением жилым помещением выше учетной нормы 12 кв.м.

Между тем, факт невозможности проживания в жилом доме по адресу <...> – установлен распоряжением администрации МО <...> Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-р.

Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ ### истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по данной категории граждан, в связи с тем, что на момент обращения Козловскому И.М. исполнилось 23 года. До настоящего времени жильем не обеспечен.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Владимирской области ###-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит иск удовлетворить.

В судебном заседании истец требования поддержал, указав, что жилое помещение по указанному адресу ранее уже признавалось непригодным для проживания.

Представители ответчика в суде иск не признавали, указав, что правовые основания для его удовлетворения отсутствуют, пояснил, что истец обратился для предоставления ему жилого помещения по достижению возраста 23 лет, что влечет отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Просят в иске отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Козловский И.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца Козловская Ю.И. решением Судогодского районного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истца.

Постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу <...>.

Постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### Козловский И.М. включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <...>.

Постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### установлен факт невозможности проживания в доме по указанному выше адресу.

Постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### Козловский И.В. исключен из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. На заседании комиссии (протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ) установлена норма обеспечения истца жилой площади выше установленной 12 кв.м.

Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ ### истцу по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по данной категории граждан, в связи с тем, что на момент обращения Козловскому И.М. исполнилось 23 года.

Из материалов дела усматривается, что какого-либо жилого помещения в собственности (ином вещном праве) Козловский И.М. не имеет.

Полагая право нарушенным, истец обратился в суд.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Аналогичные положения содержит Закон Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно пункту 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона.

В Список включаются лица, указанные в абз. 1 пункта 1 ст. 8 и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

В силу пункта 7 ст. 8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 пункта 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Пункт 2.3.7. Положения о Департаменте образования Владимирской области" утв. Постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 225 относит к полномочиям Департамента государственное обеспечение и социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных организациях (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях).

Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 164 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Между тем, материалами дела установлен факт невозможности проживания в названном выше жилом помещении и до достижения истцом возраста 23 лет.

Действительно, на момент обращения в Департамент с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, истцу исполнилось 23 года, между тем, учитывая установленные выше обстоятельства, отказ в удовлетворении заявления (распоряжение Департамента образования Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ) по мнению суда неправомерен. Следовательно, на администрацию МО <...> следует возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.

Таким образом, требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Козловского И. М. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента образования Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Козловского И.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Департамент образования Владимирской области включить Козловского И.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.

Обязать администрацию МО <...> Владимирской области предоставить Козловскому И. М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся на территории <...>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления жилого помещения, за счет средств бюджета Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья М.С.Игнатович

2-2877/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Козловский Иван Михайлович
Ответчики
Администрация Владимирской области - исключен из числа участников по делу
Администрация муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области
Департамент образования Владимирской области
Другие
Департамент образования Владимирской области - привлечен в качестве ответчика
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Игнатович М.С.
Дело на странице суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2020Передача материалов судье
04.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2020Судебное заседание
08.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2020Дело оформлено
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее