Дело № 2-1107/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировск Ленинградская область 18 мая 2021 года
Кировский городской суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Тумановой О.В.,
при секретаре судебного заседания Пешко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кировского городского прокурора Ленинградского области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к садовому некоммерческому товариществу «Волна» об обязании заключить договор оказания услуг по обращению с отходами,
УСТАНОВИЛ:
Кировский городской прокурор Ленинградской области, действуя, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось к ответчику с требованиями обязать СНТ «Волна» заключить с региональным оператором АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, ссылаясь на то, что его отсутствие нарушает действующее законодательство об отходах производства и потребления и право граждан на благоприятную окружающую среду.
Представитель истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ст. 13.4 Федерального закона № 89- ФЗ).
В силу пунктов 3,4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного
самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Подпунктами 5, 6 п. 7 ст. 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 217-ФЗ) установлено, что к полномочиям правления товарищества относится в том числе принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В соответствии с Дополнительным соглашением № 2 между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) от 05.03.2019 региональный оператор - АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» - приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с 01.04.2019, на территории Выборгского района с 01.06.2019, на территории Лужского района с 01.07.2019, на территории Всеволожского района с 01.10.2019, с 01.11.2019 на территории остальных муниципальных районов Ленинградской области.
Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм действующего законодательства СНТ «Волна» не заключило с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подлежит устранению.
При определении срока устранения нарушений санитарного законодательства, суд полагает целесообразным определить его в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
С ответчика также, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кировского городского прокурора Ленинградского области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к садовому некоммерческому товариществу «Волна» об обязании заключить договор оказания услуг по обращению с отходами, удовлетворить.
Обязать СНТ «Волна» заключить с региональным оператором АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с СНТ «Волна» в доход бюджета Кировского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.
Судья О.В. Туманова