Амурский городской суд Хабаровского края,
просп. Комсомольский, д. 61, г. Амурск, Хабаровский край, 682640, тел/факс (42142) 3-15-83/3-10-24, e.mail: amursky.hbr@sudrf.ru
Дело № 5-11/2022 УИД № 27RS0013-01-2021-002941-80
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«26» января 2022 года город Амурск
Судья Амурского городского суда Хабаровского края С.Н. Лошманова, рассмотрев в городе Амурске Хабаровского края по адресу просп. Комсомольский, 61 материалы дела об административном правонарушении в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» Амурского муниципального района Данилова В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 08.12.2021 № 977 директор муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» Амурского муниципального района (далее МУП ПАТП) Данилов В.В. (далее Данилов В.В.) не выполнил требования санитарного законодательства, нарушив требования статей 10,11,29,35 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1000 № 52 –ФЗ (далее Закон № 157-ФЗ), статью 10 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 № 157 –ФЗ (далее Закон № 157 –ФЗ), пункты 64,66,67 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ»), пункты 64,66,67 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее СанПиН 3.3686-21), пункт 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 01.07.2021 № 6 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 20.10.2021 № 13 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача о Хабаровскому краю от 01.07.2021 № 6», а именно: руководителем организации в срок до 31.08.2021 в учреждении не организовано проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности сотрудников. Не организовано проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции, прошедшей регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников в срок до 20.11.2021. Из 96 сотрудников МУП ПАТП по состоянию на 24.11.2021 привито от новой коронавирусной инфекции COVID-19 32 сотрудника. Уровень вакцинации сотрудников учреждения низкий и составил 33% при необходимом показателе не менее 80 % от общей численности работников согласно п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 01.07.2021 № 6 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Должностное лицо – директор МУП ПАТП Данилов В.В. и его защитник Зубарева О.М. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении факт административного правонарушения не признали, пояснив, что все должные меры руководителем предприятия были предприняты. Даниловым В.В, был издан приказ по предприятию 14.07.2021 № 122 «О проведении профилактических прививок работников против новой коронавирусной инфекции», проведено собрание коллектива, на котором разъяснялось о необходимости вакцинироваться. Администрация учреждения обращалась в КГБУЗ «АЦРБ», чтобы представили список переболевших, вакцинированных, о наличии медотводов, но запрошенную информацию медицинское учреждение представить отказалось. Люди не желают прививаться, а заставить прививаться он их не может. В их коллективе 26 водителей и пять кондукторов, все остальные сотрудники- это офисные работники, технический персонал, слесари, занятые ремонтом автомобилей, эти сотрудники не контактируют с пассажирами. МУП «ПАТП» заключило контракты на осуществление перевозок и невправе их нарушать, поэтому освобождать непривитых водителей, кондукторов от работы они не могут.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Осколова И.Д. в суде подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не оспаривала, что руководитель предприятия не имеет право обязать сотрудников предприятия сделать прививку от COVID-19, и что руководитель предприятие не бездействовал, провел мероприятия с целью побудить сотрудников предприятия сделать профилактические прививки против COVID-19.
Заслушав должностное лицо административного органа, Данилова В.В. и его защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В целях недопущения завоза и распространения коронавирусной инфекции нового типа 2019-nCoV на территории Хабаровского края, Распоряжением Правительства Хабаровского края № 120-рп от 13.02.2020 в границах Хабаровского края введён режим повышенной готовности.
В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со статьей 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со ст. 10 Закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» относится, в частности, коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В соответствии с пунктом 64 СанПин 3.3686-21 профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 66 СанПин 3.3686-21 решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
В соответствии с пунктом 67 СанПин 3.3686-21 внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 01.07.2021 № 6 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции от 20.10.2021) постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам, работающим, в том числе, в сфере транспорта общего пользования, такси.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления руководителям организаций, в том числе в сфере транспорта общего пользования, в срок до 31.07.2021 постановлено организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 31.08.2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 24.11.2021 в МУП ПАТП привито от новой коронавирусной инфекции 32 из 96 сотрудников, что составляет 33 % от общей численности.
Директору МУП ПАТП вменяется нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Однако с данным выводом должностного лица административного органа нельзя согласиться ввиду следующего:
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, из протокола об административном правонарушении не усматривается нарушение директором МУП ПАТП каких-либо норм санитарных правил и гигиенических нормативов, равно как и невыполнение им санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Пункты 64,66,67 СанПиН 3.3686-21, п.1.5 2.4.3648-20 не устанавливает обязанность непосредственно для руководителя организации проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в виде вакцинации.
Работодатель имеет право требовать осуществление прививки только в случае, если деятельность сотрудника входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Однако Данилов В.В. привлекается к ответственности не за нарушение обязанности по отстранению либо отказу от приема на работу, отказавшихся от прививки сотрудников, которые в силу закона обязаны прививаться, а за то, что прививки фактически сделали менее установленного процента работников.
МУП ПАТП не является субъектом, полномочным проводить профилактические прививки, так как в силу положений части 1 статьи 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность. МУП ПАТП также не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
МУП ПАТП к указанному перечню вышеназванных органов не относится.
Также частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
Согласно пункту 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» факт проведения профилактической прививки или отказа от нее в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения.
По смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.
В связи с изложенным, неправомерным является возложение обязанностей на директора школы МУП ПАТП по выполнению требований санитарного законодательства по иммунизации сотрудников школы путем проведения профилактических прививок.
Ссылка в оспариваемом предписании на положения Федеральных законов № 157-ФЗ, № 52-ФЗ также не свидетельствует о наличии у руководителя учреждения данных обязанностей.
В силу пункта 18.1 СП 3.1/3.2.3146-13 профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная норма не устанавливает какой-либо обязанности, а, по сути, констатирует цель проведения профилактических прививок гражданам, а также в части порядка и условий их проведения ссылается на действующее законодательство.
Таким образом, указанными нормами не устанавливает какой-либо обязанности непосредственно работодателя проводить указанные прививки.
Следовательно, директор МУП ПАТП Данилов В.В. не может быть субъектом административной ответственности за неисполнение вменяемых ему санитарных норм и правил.
С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что условий, необходимых для квалификации действий директора МУП ПАТП Данилова В.В. по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, не установлено.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос № 17).
На основании вышеизложенного прихожу к выводу о необходимости переквалификации действий должностного лица с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса, предусматривающей ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
О возможности подобной переквалификации виновных действий лица, характеризующихся невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, разъяснено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос 21).
Срок давности привлечения директора МУП ПАТП к административной ответственности не истек.
Переквалификация виновных действий вышеназванного должностного лица ухудшение её положения не влечет, поскольку, как следует из вышеупомянутого Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, расцениваю проведение директором МУП ПАТП необходимых организационных мероприятий (издание приказа о проведении санитарно- противоэпидемических мероприятий, проведение собрания с целью разъяснения необходимости прививок, запрос в медицинское учреждение информации о лицах, сделавших прививки, перенесших заболевание, имеющих медицинский отвод от прививок), привлечение к административной ответственности по главе 2 КоАП РФ впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усматриваю.
Разрешая вопрос об административном наказании, учитываю следующие обстоятельства.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
При назначении наказания, учитывая характер правонарушения, данные о личности виновного, его имущественное положение, наличие смягчающих, и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, прихожу к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Директора муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» Амурского муниципального района Данилова В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Настоящее постановление вступает в законную силу по истечению срока, установленного для его обжалования.
Судья С.Н.Лошманова