Дело № 2-311/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2014 года г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Л.А.,
с участием прокурора ФИО8,
истца ФИО2,
при секретаре Мисюревой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Территориальному управлению Министерства социального развития ФИО3 края по <адрес>, ФИО3 края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
У с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Территориальному управлению Министерства социального развития ФИО3 края, ФИО3 края о предоставлении жилого помещения с требованиями о возложении обязанности предоставить истцу по договору специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 33 кв.м. на территории <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> ФИО3 края, в связи с обращением ФИО2, обладающей статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе, которой, установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, временно зарегистрирована по месту пребывания в общежитии училища в <адрес> и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. С марта 2003 года, ФИО2 стоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения и принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением не реализовано. В настоящее время ФИО12 включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение ГБОУ СПО «Соликамский политехнический техникум», и у нее наступило право на предоставление жилого помещения. При неоднократном обращении по месту учета (ТУ Минсоцразвития ФИО3 края по Чердынскому муниципального района) нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенное жилое помещение ей так и не предоставлено. Таким образом, бездействием ответчиков нарушается право ФИО2 на предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда. Просит: обязать ФИО3 края и Территориальное управление Министерства социального развития ФИО3 края по Чердынскому муниципальному району обеспечить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда, благоустроенным, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, уточнив, что просит возложить на ФИО3 края обязанность по обеспечению ФИО12 жилым помещением. ФИО12 поставлена на учет по предоставлению жилого помещения в 2001 году.
В судебном заседании истец ФИО2, пояснила, что заявленные требования поддерживает.
ФИО3 ТУ МСР по Чердынскому муниципальному району ФИО3 края в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их ФИО3 так же указано, что возражений по существу иска они не имеют.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представлены письменные возражения, из которых следует, что с требованиями, предъявленными к Правительству, не согласны в полном объеме, считают, что Правительство необоснованно привлечено к участию в деле, поскольку считают, что Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот путем разработки соответствующего порядка, истец не доказал какими конкретно действиями Правительство нарушило его права. Решение о выделении жилого помещения ребенку-сироте принимает с Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» в соответствии с п. 2.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края 09.09.2013 за № 1194-п. Полномочия учредителя КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляют в пределах своей компетенции Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. В связи с этим, считает необходимым привлечь для участия в деле Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» в качестве ответчика. В соответствии с данным Постановлением… и Порядком... Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключат с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Просят: отказать прокурору Чердынского района, действующего в интересах Яновской Н.М. в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. Из письменных возражений Министерства социального развития Пермского края следует, что в соответствии с вышеназванным Законом Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 г. № 92-п, на территориальные органы Минсоцразвития возлагается обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Решением комиссии ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чердынскому муниципальному району ФИО2 включена в указанный список, следовательно, ее права нарушены не были. Предоставление ФИО12 жилого помещения по решению суда вне установленной очередности нарушит права лиц, включенных в указанный список раньше истца.
Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со свидетельством о рождении ФИО2, родившейся 18.07.1995г., ее родителями являются ФИО2, ФИО4.
Согласно справки Отдела ЗАГС отец ФИО2 – ФИО5 записан со слов матери.
Согласно решения Чердынского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 (мать) лишена родительских прав в отношении дочери ФИО2
Таким образом, ФИО2 до достижения возраста 18 лет осталась без попечения родителей.
По постановлению администрации <адрес> ФИО3 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была отобрана из семьи и определена на воспитание в Чердынский детский дом.
По постановлению главы местного самоуправления <адрес> ФИО3 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 передана на воспитание ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По Постановлению главы Чердынского МР ФИО3 края № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 передана на воспитание в приемную семью ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГг. с проживанием по адресу: <адрес> пос. <адрес> <адрес>
По сведениям, предоставленным из администрации <адрес> поселения, за ФИО2 жилье не закреплялось, и она поставлена на регистрационный учет для предоставления жилья.
Согласна аттестата об основном общем образовании ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ окончила МОУ «Керчевская средняя общеобразовательная школа» <адрес>.
Согласно диплома о среднем профессиональном образовании ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ. закончила ГБОУ СПО «Соликамский» политехнический техникум»
Согласно свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ. администрации Тохтуевского сельского совета ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> ФИО3 края, <адрес>, № общежитие ПУ-73 на срок с ДД.ММ.ГГГГ. по 30.06.2014г.
Из сведений, представленных МП БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО2 не имеет на территории <адрес> ФИО3 края частной собственности и приватизированного жилья и ранее в приватизации не участвовала.
Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ФИО3 краю от ДД.ММ.ГГГГ. №№, следует, что сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения у ФИО2 в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
С учетом изложенного, суд считает, что на момент возникновения обстоятельств оставления без попечения родителей и до момента совершеннолетия истец не имел закрепленного жилого помещения и имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди, площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, предусмотренном для обеспечения жильем детей-сирот.
Доводы представителя Правительства Пермского края о том, что правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельными.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (ред. Закона № 147- ПК от 14.12.2012 года) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года № 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 09 сентября 2013г. № 1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление же и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого к исключительной компетенции данного учреждения не относится.
Учитывая, что Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Требования, предъявленные к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чердынскому району, суд считает необоснованными. В соответствии с п.1.8 Положения о Министерстве социального развития Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п) министерство и его территориальные органы обладают правами юридических лиц, имеют бланки и печати со своим наименованием, самостоятельно выступают в качестве истца и ответчика в судах в пределах своей компетенции.
Согласно п. 1.7 Типового положения о территориальном управлении Министерства социального развития Пермского края (утв. Приказом Министерства социального развития Пермского края от 05.12.2007 N 411) 1.7. управление обладает правами юридического лица, имеет бланки и печать со своим наименованием, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах в пределах своей компетенции.
Таким образом, Министерство социального развития Пермского края и Территориальное управление Минсоцразвития по <адрес> являются юридическими лицами, самостоятельно выступающими в качестве ответчиков в суде в пределах своей компетенции. Действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как уже указывалось, возложена на органы государственной власти субъекта ФИО1, к каковым Территориальное управления Минсоцразвития по <адрес>, как самостоятельное юридическое лицо не относится.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на ФИО3 края обязанность предоставить ФИО2 на территории Чердынского муниципального района ФИО3 края по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд.
Председательствующий: Л.А. Пьянков