Дело № 2-1206/2021
25RS0010-01-2021-001110-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2021 года г. Находка Приморского края
Мотивированное решение составлено 13 июля 2021 года (в порядке статьи 199, части 3 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Алексеева Д. А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Адамовой Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Печеневской Натальи Леонидовны к обществу с ограниченной ответственностью «Береговая» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
при участии в судебном заседании:
от истца – Печеневской Н. Л. (паспорт),
от ответчика – Горожанкина Н. К. (паспорт, доверенность),
УСТАНОВИЛ:
Печеневская Н. Л. обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указано, что 14 января 2020 года устроилась на работу в общество с ограниченной ответственностью «Береговая» (далее по тексту – ООО «Береговая» на должность секретаря. В связи с задержкой заработной платы истец в порядке статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) приостановила выполнение своих должностных обязанностей с 21 апреля 2020 года, о чём уведомила работодателя. Истец продолжала быть трудоустроенной у работодателя, при этом работодатель задолженность по заработной плате не погасил, в связи с чем с учётом уточнений в ходе рассмотрения дела истец просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с 21 апреля 2020 года по 06 июня 2021 года в размере 390 605 рублей 47 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск за тот же период с размере 52 159 рублей 17 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 282 861 рубля 70 копеек.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал со ссылкой на увольнение истца по основаниям подпункта «а» пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ (за прогул) с 20 мая 2020 года, в связи с увольнением истцу произведены все необходимые выплаты, какая-либо задолженность по заработной плате у ответчика отсутствует.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
В соответствии со статьёй 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Статьёй 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно статье 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) включаются в трудовой договор.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании трудового договора от 14 января 2020 года № 06 Печеневская Н. Л. была принята на работу в ООО «Береговая» на должность секретаря. Согласно разделу 3 трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере 10 775 рублей 86 копеек в месяц, ежемесячная поощрительная выплата (премия) в размере 100% должностного оклада в соответствии с локальными нормативными актами работодателя. Кроме того, работнику выплачивается надбавка за работу в районах Дальнего Востока 30% и районный коэффициент 30% в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, также работнику выплачиваются доплаты и надбавки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя.
Иск Печеневской Н. Л. основан на том, что ею с 21 апреля 2020 года было приостановлено исполнение трудовых обязанностей на основании статьи 142 ТК РФ, при этом она продолжает состоять в трудовых отношениях с ООО «Береговая», в связи с чем у ответчика имеется задолженность по заработной плате за период с 21 апреля 2020 года по 06 июня 2021 года. Предметом иска является взыскание данной задолженности в размере 390 605 рублей 47 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск за тот же период с размере 52 159 рублей 17 копеек и компенсации морального вреда в связи с нарушением срока выплаты причитающихся сумм.
Вместе с тем, из материалов дела, объяснений представителя ответчика усматривается, что на основании приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 20 мая 2020 года № 18 Печеневская Н. Л. уволена из ООО «Береговая» по основаниям подпункта «а» пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ (за прогул).
Согласно представленным доказательствам (платёжным документам, расчётным листам) при увольнении истца ООО «Береговая» осуществлены Печеневской Н. Л. все необходимые выплаты, факт получения данных денежных средств и их размер не оспаривались истцом.
При этом истцом в судебном заседании 06 июля 2021 года заявлено, что при осуществлении данных выплат ответчик не произвёл выплату премий, причитающихся истцу.
Оценивая данные доводы, суд принимает во внимание, что частью первой статьи 191 ТК РФ закреплено право работодателя на поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявление благодарности, выдачу премии, награждение ценным подарком, почётной грамотой, представление к званию лучшего по профессии).
Согласно пункту 3.1.2 трудового договора от 14 января 2020 года № 06 работнику установлена ежемесячная поощрительная выплата (премия) в размере 100% должностного оклада в соответствии с локальными нормативными актами работодателя.
Как следует из пунктов 1.2, 1.4 Положения о премировании работников ООО «Береговая» на 2019 – 2023 год, утверждённого 06 мая 2019 года, премирование производится из фонда оплаты труда по результатам финансово-хозяйственной деятельности за месяц. Премии устанавливаются приказом генерального директора. Премирование является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, выдача премии не является обязанностью работодателя, а служит целям реализации им права на поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в связи с чем невыплата ответчиком истцу такой премии не привела к нарушению трудовых прав истца.
Переоценка степени личного трудового участия работника в деятельности работодателя и его финансовых возможностей в целях премирования входит в компетенцию работодателя, которому принадлежит право оценивать личный трудовой вклад каждого работника в результаты деятельности организации и принимать решение о поощрении работников исходя из диспозитивных норм статьи 191 ТК РФ. Выплата включённых в систему оплаты труда стимулирующих сумм производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных в трудовом договоре и в локальных нормативных актах работодателя, в том числе с учётом условия, предусматривающего самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, объёма работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации, а также с учетом оценки работодателем своего финансового состояния, возможности формирования премиального фонда, учитывая, что в соответствии со статьёй 129 ТК РФ и условиями трудового договора сторон за исполнение истцом трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности установлена выплата должностного оклада, а выплата премиального вознаграждения не является обязательной.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения искового заявления.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░