Решение по делу № 3а-291/2021 от 19.09.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Дело № 3а-291/2021

УИД 21OS0000-01-2021-000204-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Капраловой А.Н.,

с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «ВОЗРОЖДЕНИЕ» Емельяненко М.С.,

прокурора Овчинниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «ВОЗРОЖДЕНИЕ» о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года № 166-о, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-о, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденный приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392,

установил:

приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года № 166-о утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).

Согласно пункту 167 указанного Перечня на 2019 год включено здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-о утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).

Согласно пункту 91 Перечня на 2020 год включено это же здание.

Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).

Согласно пункту 91 Перечня на 2021 год включено это же здание.

Общество с ограниченной ответственностью «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (далее - ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ», общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 167 Перечня на 2019 год, пункта 91 Перечня на 2020 год, пункта 91 Перечня на 2021 год, указывая, что общество является собственником указанного административного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером .... Указанное здание не обладает признаками объектов, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в здании отсутствуют офисы, сопутствующая офисная инфраструктура, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. Здание входит в состав производственного комплекса обувной фабрики, расположен на огороженной территории, доступ к нему ограничен, имеется закрытая территория, пропускная система. С 2011 года здание находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, деятельность в здании не ведется. В марте 2021 года общество обратилось к ответчику с требованием об исключении указанного здания из указанных Перечней. Ответчиком проведено обследование по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. В ответе от 30.12.2020 № 23/13-19492 ответчик отказал в удовлетворении требования. Включение указанного здания в Перечни на 2019, 2020, 2021 нарушает права, свободы и законные интересы собственника, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

На основании Указа Временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики Николаева О. от 06 февраля 2020 года №20 «О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики» Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики преобразовано в Государственную службу Чувашской Республики по делам юстиции; функции в сфере имущественных и земельных отношений переданы Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» Емельяненко М.С. поддержала заявленные требования, дополнительно пояснив, что эксплуатация указанного здания опасна для жизни и здоровья граждан, газоснабжение и электроснабжение указанного здания не осуществлялось, здание требует капитального ремонта.

Административный ответчик Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, заинтересованное лицо – администрация города Алатырь в судебное заседание не направили своих представителей.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской Республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года № 422, а также Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343, является Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (ранее - Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики).

Оспариваемые нормативно-правовые акты, как изложено выше, в сроки предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации опубликованы в издании «...» от 01.12.2018 № 47, от 11.01.2020 №1, от 15.01.2021 № 1, а также на официальном интернет-портале правовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2019).

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые в части административным истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.

Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).

На территории Чувашской Республики в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Чувашской Республики от 28 сентября 2017 года № 52 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» с 1 января 2019 года налог на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 18.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них;

нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. м, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень на 2019, 2020, 2021 годы подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Как видно из материалов дела, собственником нежилого здания общей площадью 1026,09 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., с 21 июля 2011 года является ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ», о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации № ....

Названное здание расположено на земельном участке площадью 6950 кв.м. с кадастровым номером ..., относящемся к землям населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования «для производственных нужд, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов».

Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, суд приходит к выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечень включено быть не могло.

Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости видно, что объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке имеет назначение «нежилое здание», наименование «административное здание».

Из технического паспорта от 12 января 2007 года, изготовленного МУП ..., видно, что указанный объект имеет наименование административный корпус ООО «...» с назначением «производственный», состоит из литер «Ж, Ж1, Ж2, Ж3» кирпичный, Ж, Ж3 – двухэтажный, Ж1, Ж2 – одноэтажный; площадь первого этажа составляет 596,18 кв.м., площадь второго этажа – 429,91 кв.м.

Их экспликации к поэтажному плану видно, что здание включает следующие помещения: вход, кладовую, служебное помещение, красный уголок, красный уголок, коридор, коридор, вход, кабинет, кабинет, служебное помещение, кабинет, кабинет, кабинет, вход, кабинет, коридор, кабинет, кабинет, кабинет, кабинет, кабинет, коридор, коридор, кабинет, кабинет, кабинет, кабинет, кладовая, коридор, цех, склад, цех, гараж.

В данном случае из имеющейся в технической документации экспликации к поэтажному плану не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», помещения с назначением «кабинет» не позволяли их учету в качестве офисных помещений.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о том, что составная часть наименования здания указана как «административное здание» также не могут свидетельствовать о наличии правовых оснований для включения указанного здания в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы, поскольку определение его предназначения в целях делового, административного или коммерческого назначения обусловлено анализом содержащихся в экспликации сведений о назначении здания, разрешенного использования или наименования находящихся в нем помещений, либо путем проведения мероприятий по определению вида его фактического использования.

Комиссией, образованной распоряжением Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 26.04.2021 № 294-р на основании обращения ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» проведено обследование административного здания и выдано заключение о том, что указанное здание не подлежит включению в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости.

Доказательств определения вида фактического использования помещений, находящихся в указанном здании, на момент принятия Перечней на 2019, 2020, 2021 годы суду не представлены.

Таким образом, исходя из критерия фактического использования, спорное здание в Перечень на 109, 2020, 2921 годы также включено быть не могло.

Кроме того, из объяснений представителя ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» Емельяненко М.С. судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ..., расположено два здания: с кадастровым номером ... (условный номер ...) и с кадастровым номером ... (условный номер ...).

На основании договора аренды нежилых помещений № 3 от 13 февраля 2013 года нежилые помещения здания с условным номером сданы в аренду ООО «...».

Исходя из письма ООО «...» от 16.11.2021 № 05-01-05/7413 и письма АО «...» от 16.11.2021 № 21/01-3075, отбор природного газа и оказание услуг по электроснабжению здания с кадастровым номером ... не осуществляется.

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком при включении принадлежащего административному истцу здания в оспариваемые Перечни допущены нарушения требований законодательства, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Удовлетворить административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ВОЗРОЖДЕНИЕ».

Признать не действующим со дня принятия пункт 167 раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года № 166-о,

Признать не действующим со дня принятия пункт 91 раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-о,

Признать не действующим со дня принятия пункт 91 раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденный приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392.

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.minust.cap.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение будет изготовлено до 26 ноября 2021 года.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.Н.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2021 года

3а-291/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО" Возрождение"
Ответчики
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
Другие
Емельяненко Мария Сергеевна
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
19.09.2021Регистрация административного искового заявления
21.09.2021Передача материалов судье
22.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2021Судебное заседание
22.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее