УИД: 66RS0011-01-2021-001037-73
№ 2а-1232/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 15 июля 2021 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Безукладниковой М.И.,
при секретаре судебного заседания Ивакиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление
Белоусова Е.А.,
Масленникова С.Ю.,
Иванова И.В.
к
Межмуниципальному отделу МВД России «Каменск-Уральский»,
Главному управлению МЧС России по Свердловской области,
Администрации Каменск-Уральского городского округа,
МАУ «СК Космос»,
Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах
о признании бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Белоусов Е.А., Масленников С.Ю., Иванов И.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу МВД России «Каменск-Уральский», Главному управлению МЧС России по Свердловской области, Администрации Каменск-Уральского городского округа, МАУ «СК Космос», Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах о признании бездействий незаконными.
В административном исковом заявлении административные истцы просят:
- признать бездействие и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей: Межмуниципального отдела МВД города Каменска-Уральского; 63-й отряд Пожарно-спасательной службы, администрации МО «Каменск-Уральский». В связи с непредставлением информации, не оформление должным образом документов и непринятие мер к ликвидации чрезвычайной ситуации, нарушение Закона «О полиции», и Закона «О пожарной охране» 1 мая 2021 года по адресу <адрес> незаконными.
Административный истец Белоусов Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что спортивный комплекс «Арена» с нарушением складирует искусственный снег, он располагается на газонах. Когда он там находился, то наблюдал то, что искусственный снег не тает длительное время. И даже в день заседания он около часа дня съездил к спортивному комплексу и набрал небольшую банку снега, однако к трем часам дня снег еще не растаял. Он обеспокоен тем, что снег может содержать химические компоненты, которые могут влиять на здоровье людей, при том, что рядом со спортивным комплексом располагается парковая зона и игровые площадки для детей.
Административный истец Масленников С.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду пояснил, что длительное время находился рядом со спортивным комплексом «Арена» там был искусственный снег, который лежал прямо около прогулочных дорожек, он обратил внимание, что длительное время снег не таял при том, что температура окружающего воздуха была более +30 градусов. Он обратился к администрации спортивного комплекса с просьбой разъяснить из чего состоит искусственный снег, однако в этом было отказано.
Административный истец Иванов И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду пояснил, что использованный искусственный снег нельзя складировать в общественном месте, он складируется в контейнеры. Полагал, что спортивный комплекс нарушает правила складирования отработанного снега, а административные ответчики, которые обязаны осуществлять контроль, бездействуют.
Представитель административного ответчика Межмуниципального отдела МВД России «Каменск-Уральский» Григорьева Т.Н. в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что сообщение истцов поступило с телефона истца Белоусова Е.А., было проведено разбирательство, нарушений не установлено. Полагала требования истцов не подлежащими удовлетворению.
Представитель Главного управления МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве указала, что служба обязана выезжать при чрезвычайных происшествиях, чего не имелось, поскольку срезка льда у спортивного комплекса складируется с момента его открытия.
Представитель Администрации Каменск-Уральского городского округа в судебное заседание не явился, письменный отзыв по делу суду не представил.
Представитель ответчика МАУ «СК Космос» в судебное заседание не явился, письменный отзыв по иску суду не представил.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах Маер М.В. в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что к ним истцы не обращались, сообщение поступило от диспетчера МЧС. Они вышли на место, взяли пробы снега и попросили лабораторию СЭС провести анализ, в результате было установлено, что снег состоит из простой воды. Полагала требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
Согласно абзацу 4, 5 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 12) местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132).
Из материалов административного дела следует, что 1 мая 2021 года административные истцы обратились к административным ответчикам с сообщением о том, что по адресу: <адрес> за СК «Олимп» отравление почвы.
Из определения от 10 мая 2021 года следует, что лед добывается при помощи холодильного оборудования и воды, никакие химикаты при этом не добавляются. Несколько раз в день персонал спортивного комплекса Каменск-Арена срезают слой льда, чтобы каток был ровный, данный снег они складируют с обратной стороны здания, он находится в тени, поэтому не успевает таять (л.дл. 47).
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац 6).
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Администрация Каменск-Уральского городского округа, осуществляет на территории муниципального образования Каменск-Уральский городской округ, на которой обнаружено несанкционированное размещение отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, соответственно обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории района, а, значит, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Неисполнение Администрацией Каменск-Уральского городского округа требований земельного законодательства и законодательства об окружающей среде, наличие захламления земельных участков способно повлечь уничтожение флоры и фауны и иные тяжкие последствия. Расположение бытовых и строительных отходов в местах, не предназначенных для этого, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Как следует из представленных суду фотографий (л.д. 97, 98, 99) снег складирован на газонах около детских площадок и прогулочных дорожек.
Суд усматривает нарушение со стороны МАУ «СК Космос» правил складирования срезки искусственного льда.
Также суд полагает, что Администрация Каменск-Уральского городского округа не осуществила надлежащий контроль за действиями МАУ «СК Космос».
Административные истцы обращалась по факту ненадлежащего складирования снега в полицию.
Суду представлен отказной материал (л.д. 46-53), из которого следует, что проверка состояла из осмотра места расположения снега и объяснения сторожа спортивного комплекса, заявившего о том, что технология отработки снега не содержит ядовитых веществ.
Следует отметить, что функции сторожа исключают участие в технологическом процессе предприятия и пояснения указанного лица не могут расцениваться как надлежащее доказательство. Кроме того, сотрудниками полиции при разбирательстве по заявлению не были истребованы технологические документа из МАУ «СК Космос», не проведен химический анализ снега обнаруженного на улице (согласно акту осмотра).
Таким образом, суд полагает, что органом полиции - Межмуниципальным отделом МВД России «Каменск-Уральский» проявлено бездействие и нарушение прав административных истцов.
В силу Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного Приказом МЧС России от 20.10.2017 N 452 диспетчер МЧС передала информацию по подведомственности в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах, соответственно выполнила, возложенные на нее обязанности.
Поскольку чрезвычайная ситуация отсутствовала, информация диспетчером была передана своевременно, требования административных истцов к административному ответчику Главному управлению МЧС России по Свердловской области удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания в том числе:
5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
5.3. регистрирует:
5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;
5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В силу пункта 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Исходя из изложенного, получив сообщение диспетчера МЧС у Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах имелись полномочия и возможности в силу закона для проведения проверки деятельности МАУ «СК Космос» в части складирования отработанного искусственного льда (снега).
Представив суду справку (л.д. 71) о том, что в пробах снега обнаружен состав питьевой воды, представитель административного ответчика не представил протоколы отбора проб, не представил протоколы испытаний и не расшифровал суду 18 химических показателей, по которым проведено исследование.
При таких обстоятельствах, суд не может признать указанное доказательство надлежащим.
Кроме того, заявляя о невозможности провести в отношении МАУ «СК Космос» внеплановой проверки суду не представлены доказательства того, что плановая проверка проводилась и факторы складирования снега проверялись.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Таким образом, у органа Роспотребнадзора была возможность провести проверку в установленном законом порядке, однако этого сделано не было.
Соответственно, суд усматривает со стороны Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах незаконное бездействие.
Руководствуясь статьями 178-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Белоусова Е.А., Масленникова С.Ю., Иванова И.В. к Межмуниципальному отделу МВД России «Каменск-Уральский», Главному управлению МЧС России по Свердловской области, Администрации Каменск-Уральского городского округа, МАУ «СК Космос», Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах о признании бездействий незаконными удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей: Межмуниципального отдела МВД города Каменска-Уральского, МАУ «СК Космос», Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах, выразившееся в непринятии мер по сообщению о ненадлежащем складировании искусственного снега по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, <адрес>.
Признать незаконным бездействие Администрации Каменск-Уральского городского округа, выразившееся в ненадлежащем контроле за МАУ «СК Космос» в части складирования искусственного снега по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, <адрес>.
В удовлетворении требований к Главному управлению МЧС России по Свердловской области отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2021 года.
Судья: М.И. БЕЗУКЛАДНИКОВА