УИД: 04RS0007-01-2021-002679-13
2а-2040/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2021 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Ускова В.В., при секретаре Буянтуевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ван Ч. к УВМ МВД по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ и обязании устранить нарушение прав,
Установил:
Обращаясь в суд, административный истец Ван Ч. просит признать бездействие в приеме заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ должностных лиц УВМ МВД по РБ незаконным и обязать УВМ МВД по РБ признать заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ в порядке, действующем до 14 января 2021 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является гражданкой Китая. 12 января 2021 г., согласно предварительной записи, через своего представителя по доверенности Кунейкина С.А. обратилась в отдел разрешительно-визовой работы УВМ МВД по РБ для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Однако государственная услуга сотрудниками ответчика не была ей оказана со ссылкой на введение в действие нового порядка распределения квот, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2345 «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами РФ, установления и использования её резерва и Правил распределения квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание на территории РФ, комиссиями, формируемыми в субъектах РФ. При этом, решение об отказе в принятии заявления, сотрудниками отдела ее представителю не было выдано. Однако полагает, что такой отказ нарушает права административного истца, поскольку она обратилась к ответчику с полным пакетом документов, подготовленным в соответствии с ранее действующими Правилами определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2003 г. № 193, который подлежал принятию и рассмотрению в соответствии со указанными Правилами.
Определением суда от 19 апреля 2021 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел по РБ, в качестве заинтересованного лица Республиканскую комиссию по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец, представитель административного истца, административный ответчик УВМ МВД по РБ не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 11, п. п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием), а также соблюдение сроков обращения в суд (ч. 11, п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан установлен Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 05 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ), определяющим их правовое положение в Российской Федерации и регулирующим возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны (статья 1 данного Федерального закона).
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (абз. 6 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Выдача такого документа, как разрешение на временное проживание, является правом, а не обязанностью Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 6 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2345 утверждены Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и гражданам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ комиссиями, формируемыми в субъектах РФ. Указанное Постановление Правительства РФ подлежит применению с 14 января 2021 г.
Порядок подачи документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, перечень предоставляемых документов, основания для непринятия документов к рассмотрению и их возврата определяется Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 08 июня 2020 г. № 407 (далее - Административный регламент).
Согласно п. 61 Административного регламента, заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представленные заявителем лично в подразделение по вопросам миграции, регистрируются сотрудником данного подразделения в день их поступления в журнале учета заявлений о выдаче разрешений (рекомендуемый образец приведен в приложении № 7 к Административному регламенту) и вводятся в базу данных ведомственного сегмента МВД России в единой информационно-технологической инфраструктуре Государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
В силу п. 86 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения № 1 и № 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
Ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оспаривания действия административного ответчика УВМ МВД по РБ, Ван Ч. указывает на то, что при обращении к ответчику за предоставлением государственной услуги, ей было отказано, однако доказательств, подтверждающих факт обращения за предоставлением указанной услуги суду не предоставлено.
Таким образом, суду не были предоставлены доказательства личного обращения административного истца для получения соответствующей государственной услуги, в связи с чем, соответствующее решение административного ответчика об отказе в принятии данного заявления, отсутствует. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Ван Ч. не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Ван Ч. к УВМ МВД по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ и обязании устранить нарушение прав, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 12 мая 2021 г.
Судья В.В. Усков