Судья: Ивонинская И.Л. УИД 39RS0002-01-2023-007039-32
Дело № 2-1249/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-4521/2024
18 сентября 2024 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Алферовой Г.П.
судей Алексенко Л.В., Макаровой Т.А.
при секретаре Юдиной Т.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОСФР по Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 14 мая 2024 года по гражданскому делу по иску Парфеновой Татьяны Павловны к ОСФР по Калининградской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Алексенко Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Парфенова Т.П. обратилась в суд с иском к ОСФР по Калининградской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 10.03.2023 обратилась в ОСФР по Калининградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако в установлении такой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Полагала, что из подсчета страхового стажа ответчиком необоснованно исключены периоды работы после 01.06.1991 на территории Украины.
Просила обязать ОСФР по Калининградской области включить в страховой стаж периоды работы на территории Украины: с 01.06.1991 по 22.03.2000 в колхозе «Коммунар», с 23.03.2000 по 15.05.2002 в ООО «Молчанское», с 01.08.2007 по 07.04.2015 в Тупиловской ЦРБ, с 08.05.2015 по 01.05.2016 учет в центре занятости населения Сумской области, назначить ей страховую пенсию по старости с 10.03.2023, произвести расчет страховой пенсии по старости согласно стажу. Просила также взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 руб.
Рассмотрев дело, суд принял решение, которым исковые требования Парфеновой Т.П. удовлетворены частично.
На ОСФР по Калининградской области возложена обязанность включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01.06.1991 по 01.12.1991 в колхозе «Коммунар».
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Дополнительным решением от 29.07.2024 частично удовлетворены требования Парфеновой Т.П. о взыскании судебных расходов.
С ОСФР по Калининградской области в пользу Парфеновой Т.П. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 руб.
В апелляционной жалобе ОСФР по Калининградской области просит отменить решение суда в части включения в страховой стаж истца периода работы на территории Украины с 01.06.1991 по 01.12.1991, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Ссылается на то, что после денонсации Соглашения от 13.03.1992 оно прекратило свое действие. Поскольку с 01.01.2023 международного договора в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной не имеется, периоды работы, которые выполнялись за пределами Российской Федерации в соответствии со ст.11 Федерального закона №400-ФЗ включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в СФР. С учетом установленных по делу обстоятельств полагает, что включение спорного периода в страховой стаж истца незаконно.
Истец Парфенова Т.П. и представитель ответчика ОСФР по Калининградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что с учетом статьи 167 ГПК РФ дает суду основания рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии установленной законом продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
С учетом переходных положений, закрепленных в ст.35 названного Федерального закона, право на назначение страховой пенсии по старости у женщин, рожденных в 1 полугодии 1964 года, возникает по достижении ими возраста 56 лет 6 месяцев при наличии страхового стажа не менее 10 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 16,2.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что 10.03.2023 Парфенова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОСФР по Калининградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Однако решением пенсионного органа от 20.03.2023 № 39-04/21007 в назначении такой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. По подсчетам пенсионного органа страховой стаж истца составил 09 лет 01 месяц 13 дней, величина ИПК – 14,728.
При этом из подсчета страхового стажа исключены спорные периоды работы на территории Украины после 01.06.1992 со ссылкой на денонсацию Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 и отсутствии иного международного договора, заключенного с Украиной.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периодов работы на территории Украины с 01.12.1991 по 01.05.2016, суд исходил из того, что с заявлением о назначении пенсии истец обратилась после прекращения действия Соглашения от 13.03.1992, оценка пенсионных прав истца осуществлялась также после прекращения действия Соглашения, доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не представлено, в связи с чем, оснований для учета указанных периодов у пенсионного органа не имелось.
Вывод суда первой инстанции о возможности применения положений Соглашения от 13.03.1992 в настоящее время подробно мотивирован.
Так, согласно статье 13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию.
Действие Соглашения СНГ в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
Тем самым в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 №175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", который вступил в силу с 30.06.2022, Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022.
С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерации. При денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ, которое является многосторонним, оно прекращает свое действие для Российской Федерации. Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.
Таким образом, учитывая выход Российской Федерации с 01.01.2023 из Соглашения СНГ, при переезде на постоянное проживание в Российскую Федерацию из государств - членов ЕАЭС трудящихся, реализовавших право на пенсию до переселения, а также при первичном назначении трудящимся страховой пенсии, их пенсионное обеспечение будет осуществляться в соответствии с положениями федеральных законов от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с применением Соглашения ЕАЭС.
В условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ при переезде граждан из Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (получение вида на жительство, гражданства Российской Федерации) будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации - для определения права на пенсию и исчисления ее размера будет учитываться страховой стаж, приобретенный на территории этих государств (бывших союзных республик) за период до 01.01.1991.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд обоснованно возложил на пенсионный орган обязанность включить в страховой стаж истца периоды её работы на территории Украины только с 01.06.1991 по 01.12.1991 в колхозе «Коммунар».
Так, в соответствии со ст.10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 №173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п.2 ст.29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, указанные правовые нормы сами по себе не устанавливают, что лицам, работавшим на территории союзных республик бывшего СССР, с которыми отсутствуют международные соглашения в области пенсионного обеспечения, в трудовой стаж должен включаться лишь период до 01.01.1991.
Действительно, в настоящее время какие-либо международные соглашения между Российской Федерацией и Украиной в области пенсионного обеспечения отсутствуют. Однако СССР существовал до декабря 1991 г., все граждане бывшего СССР имели равные права в области социального обеспечения.
В спорный период действовали нормы Закона СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", которым предусматривалось право граждан СССР на государственное пенсионное обеспечение в старости, в том числе на трудовые пенсии по возрасту (по старости), за выслугу лет (ст. 2).
Названный закон не применялся на территории РСФСР с началом введения в действие с 01.03.1991 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны, семей погибших военнослужащих, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, минимальных размеров трудовых пенсий, пенсий детям - круглым сиротам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, социальных пенсий, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка; а в остальной части - с 01.01.1992.
В пункте 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 20.11.1990 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" было предусмотрено, что в целях создания условий, необходимых для реализации статьи 11 Соглашения от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств" (вступило в силу для Российской Федерации с 12.12.1991) на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.
Министерством соцзащиты РФ в Письме от 31.01.1994 №1-369-18 (пункт 9) было дано разъяснение о том, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств - республик бывшего СССР, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991.
Из решения Экономического суда СНГ №01-1/6-04 от 07.04.2005 по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 Российской Федерацией при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения, также следует, что при назначении пенсии должен учитываться трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 01.12.1991.
Таким образом, для оценки пенсионных прав Парфеновой Т.П. подлежит учету трудовой стаж, приобретенный ею на территории Украины до 01.12.1991.
Вместе с тем, поскольку на дату обращения Парфеновой Т.П. за страховой пенсией ее страховой стаж с учетом включенных пенсионным органом и судом периодов работы составит менее 10 лет (9 лет 7 месяцев 13 дней), права на установление страховой пенсии по старости, предусмотренной ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 10.03.2023 у истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, и спор по существу разрешен верно.
Истцом решение суда в части отказа в удовлетворении остальных исковых требований не обжалуется.
Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 14 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.09.2024.
Председательствующий:
Судьи: