Дело № 5-581/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Советского районного суда г. Челябинска Соколова Д.Е.,
рассмотрев в здании Советского районного суда г. Челябинска, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Елькина, д. 76, каб. 205, 18 мая 2021 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
индивидуального предпринимателя Алексеевой Натальи Анатольевны, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
09 апреля 2021 года начальником отделения по работе с ИГ и ЛБГ ОВМ ОП «Советский» УМВД России по г. Челябинску лейтенантом полиции Колесник В.В. составлен протокол № 4421001152 об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Алексеевой Н.А. по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 4421001152 от 09 апреля 2021 года, индивидуальный предприниматель Алексеева Н.А. 04 декабря 2020 года с нарушением установленного формы уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (УВМ ГУ МВД России по Челябинской области) (уведомление и дополнительный лист(ы) к нему, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа соответствующего уведомления или дополнительного листа соответственно делается заверительная запись) о заключении трудового договора с гражданином Республики Казахстан <данные изъяты> года рождения, трудовой договор с которым был заключен 03 декабря 2020 года, чем нарушила п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в результате чего совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Индивидуальный предприниматель Алексеева Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном заявлении вину в совершенном правонарушении признала, указала, что в дальнейшем обязуется не совершать подобных правонарушений, просила применить к ней минимальное наказание, возможное по закону.
С учетом данных, свидетельствующих о надлежащем извещении лица, составившего протокол об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Судья, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Вина индивидуального предпринимателя Алексеевой Н.А. в совершении правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что трудовой договор между индивидуальным предпринимателем Алексеевой Н.А. и гражданином Республики Казахстан <данные изъяты>. был заключен 03 декабря 2020 года, но при этом уведомление было направлено в нарушение установленной формы, а именно: уведомление и дополнительный лист к нему, состоящие из двух и более листов, не прошиты и не пронумерованы, не заверены соответствующей записью.
В протоколе об административном правонарушении от 09 апреля 2021 года зафиксирован факт совершения индивидуальным предпринимателем Алексеевой Н.А. административного правонарушения, которое состоит в нарушении Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Исследованные в судебном заседании доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для признания доказанной вины индивидуального предпринимателя Алексеевой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен правомочным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, описано событие административного правонарушения.
Иные процессуальные документы по настоящему делу составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок предоставления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, (далее - Порядок предоставления уведомлений), а также форма такого уведомления утверждены Приказом МВД России от 04 июня 2019 года № 363.
В соответствии с п. 7 Порядка предоставления уведомлений, уведомление и дополнительный лист(ы) к нему, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа соответствующего уведомления или дополнительного листа соответственно делается заверительная запись.
09 апреля 2021 года в 09 часов 15 минут выявлено допущенное индивидуальным предпринимателем Алексеевой Н.А. административное правонарушение, которое выразилось, в том, что индивидуальный предприниматель, в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с нарушением установленной формы уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере внутренних дел, о заключении 03 декабря 2020 года трудового договора с гражданином Республики Казахстан Агеевым Д.
При таких обстоятельствах, индивидуальный предприниматель Алексеева Н.А., заключая трудовой договор с иностранным гражданином, обязана была уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере внутренних дел, по форме уведомления соответствующей действующему законодательству, однако уведомление и дополнительные листы к нему не были прошиты, пронумерованы и не заверены соответствующей записью, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия индивидуального предпринимателя Алексеевой Н.А. подлежат квалификации по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином.
Санкция ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу примечания к ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Согласно ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются признание индивидуальным предпринимателем вины, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не усматривает.
Исходя из характера совершенного административного правонарушения, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания виновной индивидуального предпринимателя Алексеевой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначения административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи в размере 400 000 руб.
Оснований для применения положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, сроки давности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истекли.
Вместе с тем, судья считает возможным на основании ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить административный штраф на предупреждение.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса.
Так, из содержания ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не следует, что замена штрафа предупреждением возможна только в случаях выявления правонарушения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Как следует из материалов дела, совершенное индивидуальным предпринимателем Алексеевой Н.А. правонарушение было выявлено должностным лицом полиции в рамках полномочий, предоставленных ст. ст.12 и 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Применительно к обстоятельствам настоящего дела замена административного штрафа предупреждением за правонарушение, выявленное в ходе осуществления контроля в иной форме, нежели предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», закону не противоречит.
Так, сведений о привлечении индивидуального предпринимателя Алексеевой Н.А. к административной ответственности по однородным правонарушениям в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено, также не установлено, что от действий иностранного гражданина Агеева Д., который находился и осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации легально, могла возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, негативных последствий, перечисленных в ч. 2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в результате совершения данного правонарушения не наступило, а, следовательно, наказание индивидуальному предпринимателю Алексеевой Н.А. подлежит замене на предупреждение.
Руководствуясь ст. ст. 29.7 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Индивидуального предпринимателя Алексееву Наталью Анатольевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которого назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.Е. Соколова