Решение по делу № 2-441/2019 от 10.06.2019

УИД 22RS0001-01-2019-000480-44

Гражданское дело №2-441/2019

Решение в окончательной форме

изготовлено 29 июля 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2019 года                   г.Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Качусовой О.В.,

при секретаре Тюбиной Ю.А.,

с участием помощника военного прокурора Барнаульского гарнизона Панова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Попову Евгению Дмитриевичу, Поповой Татьяне Ивановне, Попову Дмитрию Евгеньевичу, Поповой Ксении Евгеньевне о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления жилого помещения, обязании сдать жилое помещение и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Алейский городской суд с исковым заявлением к Попову Е.Д., Поповой Т.И., Попову Д.Е., Поповой К.Е. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления жилого помещения, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В связи с прохождением военной службы в Вооруженных силах РФ на основании служебного ордера № от 13 марта 2002 года Попов Е.Д. совместно с членами семьи (соответчиками) приобрел право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение на основании Постановления администрации г.Алейска Алтайского края от 29 октября 2004 года № включено в число служебной (специализированной) жилой площади МО РФ. Согласно выписки из приказа командующего Центрального военного округа от 18 ноября 2010 года № 10 Попов Е.Д. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п.«а» п.2 ст.51 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы». Выслуга лет Попова Е.Д. в календарном исчислении на момент увольнения составила 21 год 7 месяцев. В соответствии с решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 01 августа 2017 года № 560 Попову Е.Д., совместно с членами семьи, с учетом принадлежащей жилой площади на праве собственности, предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 2 128 676 рублей. Решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 04 августа 2017 года № 26/186 Попов Е.Д., совместно с членами семьи, снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (платежное поручение №266824 от 03 августа 2017 года). В соответствии с соглашением от 10 февраля 2017 года о сдаче жилого помещения, Попов Е.Д. совместно с членами семьи был обязан в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Поскольку в настоящее время положения действующего законодательства в части реализации жилищных прав военнослужащего и членов его семьи на получение жилого помещения для постоянного проживания со стороны истца реализованы, ответчики подлежат выселению. 26 июля 2018 года работниками ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в адрес Попова Е.Д. направлено уведомление о необходимости освобождения служебного жилого помещения, указанное уведомление получено ответчиком 21 августа 2018 года. До настоящего времени в нарушение обязательства ответчик незаконно удерживает и проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> которое является собственностью Российской Федерации. На основании изложенного истец просит прекратить право пользования Попова Е.Д., Поповой Т.И., Попова Д.Е., Поповой К.Е. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, путем выселения без предоставления другого жилого помещения. Выселить Попова Е.Д., Попову Т.И., Попова Д.Е., Попову К.Е. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Обязать Попова Е.Д., Попову Т.И., Попова Д.Е., Попову К.Е. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Снять Попова Е.Д., Попову Т.И., Попова Д.Е., Попову К.Е. с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

Заочным решением Алейского городского суда Алтайского края от 15 мая 2019 года исковые требования Министерства обороны РФ к перечисленным ответчикам были удовлетворены частично.

Определением Алейского городского суда Алтайского края от 10 июня 2019 года заочное решение по настоящему делу было отменено, возобновлено рассмотрение дела по существу, назначено судебное заседание.

Представитель истца Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. В письменном ходатайстве просил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Министерства обороны РФ.

Ответчики Попова Т.И., Попов Д.Е., Попова К.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Ответчик Попов Е.Д. в судебном заседании исковые требования истца не признал и пояснил, что не согласен с размером предоставленной ему и членам его семьи денежной субсидии на приобретение жилья, поскольку на момент возникновения права на получение указанной субсидии в составе членов семьи Поповых было 5 человек. В настоящее время в квартире зарегистрированы он, его супруга Попова Т.И. и дети Попова К.Е. (фактически большую часть проживает в г. Барнауле на съемной квартире, так как является студенткой ВУЗа) и сын Попов Д.Е.(который постоянно проживает в г. Омске, где проходит военную службу по контракту). Около 6 лет ФГКУ «Центрегионжилье» МО РФ затягивало предоставленное Попову Е.Д. указанной субсидии, за это время мать Попова Е.Д., являвшаяся членом его семьи, умерла, а сын стал военнослужащим и участником программы военной ипотеки. Поэтому субсидия была предоставлена только на трех человек, а фактически по норме квадратных метров – на одного человека. Полагает незаконным учет при предоставлении жилищной субсидии ранее предоставленного жилого помещения (квартиры в г. Белоярске), которая была приватизирована его женой Поповой Т.И. и продана в 1997 году, поскольку с того времени прошло более 5 лет. Полагая свои права нарушенными, Попов Е.Д. обращался в различные инстанции, в том чисел судебные, однако везде им был получен отказ. Полученная им денежная субсидия не реализована, указанные денежные средства он готов вернуть в бюджет, поскольку полагает, что Министерство обороны своих обязательств по предоставлению жилищной субсидии в полном размере не выполнило, следовательно, не вправе требовать от семьи Поповых исполнения обязательства по выселению из квартиры и сдачи ее установленным порядком.

Представитель ответчика Попова Е.Д. – Жаворонков Д.В. в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя и просил отказать в удовлетворении иска, поскольку размер предоставленной ответчику субсидии на приобретение жилья не соответствует требованиям закона с точки зрения его размера и количества членов семьи, на которых субсидия предоставлена. Полученными деньгами ответчики не распорядились, не имеют жилья в собственности, поэтому не могут быть выселены из спорной квартиры. Поскольку, по его мнению, Министерство обороны РФ не выполнило в полном объеме условия заключенного 10 февраля 2017 года Соглашения, не представило субсидию на приобретение жилья ответчикам в полном объеме, полагает, что право требовать от ответчиков исполнять условия указанного Соглашения у истца отсутствует.

Представители третьих лиц ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Отделения (территориальное г.Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

От представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ поступили письменные пояснения № 141/5/7/10989/19 от 24 июня 2019 года, в которых просят удовлетворить иск Министерства Обороны РФ в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в связи со значительной территориальной отдаленностью.

От представителя ФГКУ «Центррегионжилье» поступили сведения №344/4/8581ис от 14 мая 2019 года о том, что по состоянию на 14 мая 2019 года в ФГКУ «Центррегионжилье» сведения о сдаче Поповым Е.Д. и членами его семьи в установленном порядке служебного жилого помещения по адресу: <адрес> (либо сведения о его освобождении проживающими лицами со снятием с регистрационного учета) отсутствуют, соответствующие документы в учреждение не поступали.

Учитывая мнение ответчика Попова Е.Д., его представителя Жаворонкова Д.В., помощника Военного прокурора Барнаульского гарнизон Панова А.А., суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Определением Алейского городского суда от 24 июля 2019 года в удовлетворении ходатайства ответчика Попова Евгения Дмитриевича и его представителя Жаворонкова Дмитрия Вячеславовича о передаче гражданского дела по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Попову Евгению Дмитриевичу, Поповой Татьяне Ивановне, Попову Дмитрию Евгеньевичу, Поповой Ксении Евгеньевны о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления жилого помещения, в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края, - отказано.

Выслушав пояснения ответчика Попова Е.Д., его представителя Жаворонкова Д.В., заключение помощника Военного прокурора Барнаульского гарнизон Панова А.А., полагавшего исковые требования Министерства обороны РФ подлежащими удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № 2а-855\2017г., дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что на основании служебного ордера № 92 от 13 марта 2002 года Попову Е.Д., на состав семьи из четырех человек (Попов Е.Д., жена Татьяна 1962 года рождения, сын Дима, 1988 года рождения, дочь Ксения, 1999 года рождения), для проживания была предоставлена квартира, расположенная на территории военного городка в городе <адрес>

Как следует из архивной выписки постановления № 1021 от 29 октября 2004 года администрации г.Алейска Алтайского края квартира, расположенная по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений по ходатайству 63 КЭЧ от 15 октября 2004 года № 2155.

Согласно выписки из приказа командующего войсками Центрального военного округа (по личному составу) № 10 от 18 ноября 2010 года § 5, подполковник медицинской службы Попов Е.Д. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы»).

В соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из положений абз.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрена обязанность указанной категории граждан по сдаче жилых помещений при обеспечении другим жильем за счет государства.

В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.

Из материалов дела следует, что решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 01 августа 2017 года № 560 Попову Е.Д., совместно с членами семьи, с учетом принадлежащей жилой площади на праве собственности, предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 2 128 676 рублей.

Данная денежная сумма перечислена Попову Е.Д. на основании платежного поручения № 266824 от 03 августа 2017 года.

Решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 04 августа 2017 года № 26/186 Попов Е.Д. и совместно проживающие с ним члены семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему - гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.

В соответствии с соглашением №17 от 10 февраля 2017 года о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, Попов Е.Д. обязуется в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данное соглашение подписано Поповым Е.Д. и членами его семьи.

26 июля 2018 года за № 14/10-794 отделение (территориальное г.Барнаул) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в г.Барнауле направило Попову Е.Д. уведомление об освобождении служебного жилого помещения МО РФ, которое получено последним 21 августа 2018 года.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Соглашение от 10 февраля 2017 года ответчиками не исполнено, жилое помещение не освобождено.

Все ответчики продолжают быть зарегистрированными в спорном жилом помещении, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от 25 апреля 2019 года.

При этом, согласно сообщения обособленного подразделения «Центральное» ООО «ГУЖФ» № 336 от 30 апреля 2019 года, лицевой счет №10644 по адресу: 658135, <адрес> открыт с 03 августа 2015 года по настоящее время на Попова Е.Д. Основанием проживания по данному адресу является ордер 92 от 13 марта 2002 года. Количество проживающих лиц – 2 человека, количество зарегистрированных – 4 человека.

Согласно ч. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в силу обязательства одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу ч. 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 и 314 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

Статьей 398 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору, последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях.

В соответствии с ч.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно ст.407 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Одним из оснований прекращения обязательства является его ненадлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ).

Так, ответчику Попову Е.Д. на состав семьи из трех человек для приобретения или строительства жилого помещения предоставлена жилищная субсидия, в связи с его статусом военнослужащего и признанием нуждающимся в жилом помещении. Попов Е.Д. получил указанную субсидию (и не оспаривал данный факт в судебном заседании), что означает фактическое обеспечение его и членов его семьи возможностью приобретения жилого помещения для постоянного проживания, обязался в добровольном порядке освободить занимаемое им жилое помещение не позднее четырех месяцев с момента перечисления денежных средств на счет. Подписав соглашение, ответчики выразили согласие и приняли обязательство по сдаче занимаемого служебного жилого помещения в конкретный срок.

В судебном заседании установлено, что Попов Е.Д., получив денежную субсидию, оспаривал в судебном порядке ее размеры, в 2017 году обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ «Центррегионжильё» об оспаривании решения в части, указывая на следующее. Решением заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжильё» от 01.08.2017 № 560 ему, как военнослужащему, уволенному с военной службы и нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на состав семьи из трёх человек предоставлена жилищная субсидия в размере 2128676 рублей. С данным решением он не согласен в части, поскольку субсидия предоставлена ему на состав семьи только из трёх человек. Также в обжалуемом решении указано на наличие у него и его семьи в собственности 33,8 кв.м. Однако согласно решению ФГКУ «Центррегионжильё» от 28.11.2016 № 26/306 он был восстановлен на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи в количестве именно 5 человек, абсолютно не имеющих в собственности никаких жилых помещений. Полагал, что принятие должностным лицом оспариваемого решения с указанием в нём на наличие у него и членов его семьи в собственности общей площади в количестве 33,8 кв.м., а также включение в состав семьи только трёх человек привели к значительному и необоснованному занижению размера предоставленной ему жилищной субсидии.

Решением Алейского городского суда Алтайского края по делу № 2а-855\2017г. от 28 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Попова Евгения Дмитриевича к заместителю начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ (далее ФГКУ «Центррегионжильё») об оспаривании решения в части, - в удовлетворении административных исковых требований Попова Евгения Дмитриевича об оспаривании в части решения заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ № 560 от 01 августа 2017 отказано.

Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 21 февраля 2018 года вышеуказанное решение суде первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Попова Е.Д. оставлена без удовлетворения. При этом судебная коллегия согласилась с выводом районного суда о том, что размер жилого помещения, ранее полученного истцом (33,8 кв.м.) обоснованно учтен при расчете жилищной субсидии, подлежащей выплате, выплата указанной субсидии Попову Е.Д. на трех человек является обоснованной, поскольку сын истца снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, мать Попова Е.Д. снята с учета в связи со смертью. Также судом было установлено, что с заявлением о перечислении средств жилищной субсидии Попов Е.Д. обратился к уполномоченному лицу 10 марта 2016г. Сведений о более ранних обращениях не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

С учетом изложенного, суд полагает, что обстоятельства, установленные решениями суда по вышеперечисленным делам с участием Попова Е.Д. обязательны для суда при рассмотрении настоящего дела.

Следовательно, истец – Министерство обороны РФ, в лице уполномоченных органов, свои обязательства по соглашению от 10 февраля 2017 года перед ответчиками Поповыми выполнил в полном объеме.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика Попова Е.Д. и членов его семьи законных оснований для пользования служебной квартирой, и полагает заявленные исковые требования обоснованными.

Статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Если в срок, установленный собственником жилого помещения, данный гражданин не освободит жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Министерство обороны Российской Федерации выполнило обязательство по предоставлению Попову Е.Д. и членами его семьи жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. В свою очередь необходимым условием для получения жилищной субсидии согласно подписанному учреждением и ответчиками соглашению является обязательство о сдаче занимаемого семьей служебного жилого помещения.

Кроме того, поскольку действия ответчиков, связанные с подписанием обязательства о сдаче спорного жилья, по сути, направлены на прекращение жилищных правоотношений, в силу части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются основания для возложения на ответчиков обязанности освободить спорное жилое помещение.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно частей 1, 2, 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а так же юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Таким образом, как установлено в судебном заседании, собственником вышеуказанного жилого помещения является Российская Федерация, функции по управлению которым осуществляет Министерство обороны РФ, а право оперативного управления принадлежит ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.

Поскольку обязательства сняться с регистрационного учета и сдать квартиру ответчики Попов Е.Д. и члены его семьи до настоящего времени не исполнили, суд считает необходимым исковые требования Министерства обороны РФ о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и их выселении без предоставления другого жилого помещения, а также о сдаче квартиры по акту с передачей ключей от жилого помещения и документами, подтверждающими закрытие лицевого счета, удовлетворить.

При этом суд полагает, что выселению подлежат только ответчики, постоянно (либо эпизодически) проживающие в спорной квартире – а именно Попов Е.Д., его супруга Попова Т.И., и дочь истца Попова К.Е., студентка ВУЗа г. Барнаула, проживающая в спорной квартире эпизодически. Ответчик Попов Д.Е. не может быть фактически выселен из указанного жилого помещения, поскольку постоянно работает (проходит военную службу в войсковой части 44932) и проживает в ином населенном пункте – г. Омске Омской области, что подтверждается материалами дела.

Доводы ответчика Попова Е.Д. и его представителя Жаворонкова Д.В. о том, что ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, поскольку не имеют в собственности жилых помещений, судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Ответчики не относятся к вышеперечисленным категориям граждан.

Вместе с тем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца о снятии ответчиков с регистрационного учета по месту жительства, поскольку регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.

Согласно п. «е» ст.31 Правил снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда. При этом органами регистрационного учета являются органы внутренних дел либо в определенных случаях органы местного самоуправления.

Таким образом, требование о снятии ответчиков с регистрационного учета разрешается в административном порядке, а не в порядке гражданского судопроизводства.

Истцом в соответствии со ст.11 ЖК РФ выбран способ защиты нарушенного права путем предъявления иска о выселении, что в силу ст.7 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» будет являться основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета из принадлежащего истцу жилого помещения.

При таких установленных обстоятельствах суд приходит к частичному удовлетворению исковых требований Министерства обороны РФ к ответчикам.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При подаче иска Министерство обороны Российской Федерации освобождено от оплаты государственной пошлины, следовательно, при удовлетворении исковых требований в доход муниципального бюджета с ответчиков должна быть взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей в долевом порядке, то есть по 75 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.

Прекратить право пользования Поповым Евгением Дмитриевичем, Поповой Татьяной Ивановной, Поповым Дмитрием Евгеньевичем, Поповой Ксенией Евгеньевной служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Выселить Попова Евгения Дмитриевича, Попову Татьяну Ивановну, Попову Ксению Евгеньевну из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Попова Евгения Дмитриевича, Попову Татьяну Ивановну, Попова Дмитрия Евгеньевича, Попову Ксению Евгеньевну сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и документами, подтверждающими закрытие лицевого счета, уполномоченному лицу ФГКУ «Сибирское территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскать с Попова Евгения Дмитриевича, Поповой Татьяны Ивановны, Попова Дмитрия Евгеньевича, Поповой Ксении Евгеньевны в доход муниципального бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей в равнодолевом порядке, то есть в размере 75 рублей с каждого ответчика.

В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации о снятии с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: Алтайский край, г. Алейск, улица Ширшова, дом 1, квартира 26, Попова Евгения Дмитриевича, Поповой Татьяны Ивановны, Попова Дмитрия Евгеньевича, Поповой Ксении Евгеньевны, о выселении из указанного жилого помещения Попова Дмитрия Евгеньевича, отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Качусова О.В.

Не вступило в законную силу

2-441/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Военный прокурор Барнаульского гарнизона
Ответчики
Попов Дмитрий Евгеньевич
Попова Ксения Евгеньевна
Попов Евгений Дмитриевич
Попова Татьяна Ивановна
Другие
заместитель руководителя ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ - Фролов С.В.
Отделение (территориальное, г.Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Сибирское Территориальное Управление Имущественных отношений" МО РФ
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
aleysky.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее