Решение по делу № 33-872/2021 от 25.02.2021

Дело №33-872                         Судья Стукалов А.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 марта 2021 года                      г.Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.

судей Сенчуковой Е.В., Чариной Е.В.

при секретаре Глинской А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шишлакова Вячеслава Валентиновича, Шурыгиной Веры Ивановны, Соболевой Ольги Александровны на решение Суворовского районного суда Тульской области от 01.09.2020 года по гражданскому делу №2-248/2020 по иску Винокурова Михаила Михайловича, Шишлакова Вячеслава Валентиновича, Шурыгиной Веры Ивановны, Соболевой Ольги Александровны к ТСЖ «Тульская 5«а» о признании неправомерными действий по начислению стоимости услуги по обращению с ТКО, понуждении произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Винокуров М.М., Шишлаков В.В., Шурыгина В.И., Соболева О.А. обратились в суд с иском к ТСЖ «Тульская 5«а» о признании неправомерными действий по начислению стоимости услуги по обращению с ТКО, понуждении произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения, взыскании судебных расходов, указав, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирным доме по ул<адрес>, управление которым с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ТСЖ «Тульская 5«а». Решением общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ утвержден тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 12 руб за 1 кв.м. До ДД.ММ.ГГГГ в состав платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД входила также оплата услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которую для ТСЖ «Тульская 5«а» оказывало АО «Суворовский рынок». Стоимость услуги по обращению с ТКО в платежных документах не детализировалась, однако, в утвержденной общим собранием смете расходов и доходов на ДД.ММ.ГГГГ ее размер указан 120000 руб. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ из содержания общего имущества был исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов, то плата за услугу по обращения с ТКО стала взимается с каждого образователя (собственника) ТКО, исходя из единого тарифа и норматива накопления ТКО. По итогам проведения конкурсных процедур по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами министерством природных ресурсов и экологии Тульской области ДД.ММ.ГГГГ с ООО «МСК-НТ» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Суворовского района. На основании действующего законодательства управляющая организация ТСЖ «Тульская 5«а» была обязана уменьшить с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты, когда услуга по обращению с ТКО на территории Суворовского района стала осуществляться ООО «МСК-НТ» филиал в Тульской области, размер платы за содержание жилого помещения, исключив из нее стоимость услуг ТКО, исходя из сметы планируемых работ (расходов) и ожидаемых доходов ТСЖ «Тульская 5«а», где стоимость затрат по обращению с ТКО в ДД.ММ.ГГГГ составляла 120000 руб. Стоимость расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в тарифе на содержание жилья для каждого собственника МКД по <адрес> составила: 120000 руб (согласно смете планируемых расходов и ожидаемых доходов ТСЖ «Тульская 5«а») : 4799,5 (площадь МКД) : 12 мес. = 2,08 руб. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ из тарифа (платежа) за содержание жилого помещения подлежат исключению расходы по вывозу ТКО в размере 2,08 руб за 1 кв.м общей площади помещения в МКД, а размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в указанном МКД составит 9,92 руб (из расчета 12 руб (тариф, установленный решением общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ) - 2,08 руб (расходы по вывозу ТКО с 1 кв.м площади жилья). Однако, из платежных документов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ начисляет и взыскивает плату за содержание жилого помещения по 10,78 руб за 1 кв.м, в связи с чем данный тариф необоснованно увеличен на 0,86 руб за 1 кв.м (10,78 руб – 9,92 руб), что не соответствует фактическим затратам, указанным в смете расходов и доходов. Полагали, что увеличение тарифа за содержание жилого помещения в ТСЖ «Тульская 5 «а» стало возможным в результате незаконных действий ответчика, который в нарушений требований ст.137, ч.2 ст.145 ЖК РФ, при исключении из тарифа за содержание жилья стоимости услуги по обращению с ТКО, применил тариф в размере 1,22 руб за 1 кв.м, действовавший в расчетах с АО «Суворовский рынок» до 2016 года, тогда как последний неоднократно повышал плату за услуги по вывозу ТКО (в ДД.ММ.ГГГГ - 1,76 руб за 1 кв.м, в ДД.ММ.ГГГГ - 2,01 руб за 1 кв.м с января ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ - 2,17 руб за 1 кв.м с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (средняя в ДД.ММ.ГГГГ - 2,08 руб), а ТСЖ «Тульская 5«а» также ежегодно закладывало в сметы расходов плату за вывоз ТКО с учетом ее повышения АО «Суворовский рынок» (в ДД.ММ.ГГГГ - 100000 руб, в ДД.ММ.ГГГГ - 120000 руб). При этом ответчик не оплачивал в полном объеме услуги АО «Суворовский рынок», в связи с чем возникла задолженность, которая в официальных отчетах ТСЖ не отражалась. В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ Тульская 5«а» добровольно погасило все долги за услуги по вывозу ТКО по тарифу, установленному АО «Суворовский рынок». ДД.ММ.ГГГГ в связи с необоснованным повышением стоимости услуги по содержанию общего имущества в МКД и незаконным применением тарифа в размере 1,22 руб при исключении стоимости услуг по обращению с ТКО собственники жилых помещений в порядке досудебного разрешения спора коллективно обратились в правление ТСЖ, предложив предоставить обоснованный расчет размера платы за содержание жилого помещения после исключения услуги по обращению с ТКО, но данные требования ответчиком оставлены без удовлетворения. Полагали, что установление ответчиком платы за услугу по содержанию общего имущества МКД по адресу: <адрес> в размере, не соответствующем фактическим затратам ТСЖ на содержание общего имущества в МКД, указанным в смете расходов и доходов на ДД.ММ.ГГГГ, непредставление им (истцам) полной и достоверной информации об оказываемой услуге (ее стоимости) следует расценивать как нарушение их прав, как потребителей услуги, оказываемой ответчиком, как исполнителем договора управления МКД. Уточнив исковые требования (т.4 л.д.18-25), истцы просили суд: признать неправомерными действия ТСЖ «Тульская 5«а» при применении начисления стоимости услуги по обращению с ТКО в размере 1,22 руб за 1 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно смете планируемых работ (расходов) и ожидаемых доходов от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика ТСЖ «Тульская 5«а» в течение 5-ти дней после вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения, исключив расходы по обращению с ТКО в размере 2,08 руб за 1 кв.м, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ТСЖ Тульская 5«а»: в пользу Шишлакова В.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, за оформление доверенности - 1600 руб, почтовые расходы - 225 руб, в пользу Шурыгиной Н.И. расходы за оформление доверенности в сумме 1600 руб, за услуги представителя 15000 руб.

В судебном заседании истец Шурыгина В.И., ее представитель по доверенности Козинкина Т.Ю., представитель истца Шишлакова В.В. по доверенности Шишлакова В.М. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Истцы Винокуров М.М., Шишлаков В.В., Соболева О.А. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились, в письменном заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ТСЖ «Тульская 5«а» Никанорова Н.П. возражала против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными.

Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности Осипова Ю.А. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица АО «Суворовский рынок» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лица Соболев С.С., Соболев А.С., Соболев С.Д., Шурыгин Д.И., Шурыгин И.И. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Решением Суворовского районного суда Тульской области от 01.09.2020 года, с учетом определения того же суда от 28.01.20201 года об исправлении описки, допущенной в решении, в удовлетворении исковых требований Винокурова М.М., Шишлакова В.В., Шурыгиной В.И., Соболевой О.А. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Шишлаков В.В., Шурыгина В.И., Соболева О.А. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений ТСЖ «Тульская 5«а» на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку о времени и месте слушания дела они извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили.

Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, истцы Винокуров М.М., Шишлаков В.В., Шурыгина В.И., Соболева О.А. являются собственниками жилых помещения в многоквартирном доме по <адрес>.

Управление данным многоквартирным домом (далее – МКД) осуществляет ТСЖ «Тульская 5«а».

Согласно ст.161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.138 ЖК РФ ТСЖ обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.

В силу ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения (ч.ч.1,1.2).

Такой Минимальный перечень и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как предусмотрено ч.1 ст.38 ЖК РФ, при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч.1 ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В силу ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии со ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Как разъяснено в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Частью 2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с п.17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно пп.б п.16 указанных Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: товариществом собственников жилья: путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с п.2 ст.138 ЖК РФ.

Как предусмотрено п.2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290, в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются в порядке, определенном уставом товарищества.

В соответствии со ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе, в частности, заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в т.ч. содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в т.ч. необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Решение указанных вопросов относится в силу ч.2 ст.145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

Поскольку в соответствии с п.8 ст.156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества, суд первой инстанции подробно исследовал и проанализировал положения Устава ТСЖ «Тульская 5«а».

Согласно п.9.1 Устава общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном настоящим уставом.

В соответствии с пп.8, 9 п.9.2 Устава к компетенции общего собрания членов товарищества относится утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и отчета о выполнении такого плана; утверждения смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случаях проведения таких проверок).

В соответствии с пп.2,3 п.3.1 Устава товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в т.ч., необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и Уставом товарищества цели; устанавливать на основании принятой на год сметы доходов и расходов размеры целевых платежей для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей долевой собственности.

Согласно п.п.5.4, 5.9, 5.10, 5.11 Устава правление товарищества имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии со сметой доходов и расходов товарищества; члены товарищества вносят целевые платежи, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок внесения целевых платежей утверждается правлением; собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят целевые платежи на содержание и ремонт их части общей долевой собственности в соответствии с договорами, заключенными с товариществом, типовая форма такого договора утверждается правлением товарищества; доля члена товарищества в праве общей долевой собственности на общее недвижимое имущество (доля участия) определяет для каждого члена товарищества его долю в целевых платежах на содержание и ремонт этого имущества, других общих расходах.

Пунктом 7.1 Устава предусмотрена обязанность члена товарищества принимать участие в расходах, необходимых для покрытия затрат, связанных со строительством, реконструкцией, содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества, своевременно производить оплату коммунальных услуг, вносить целевые взносы и специальные сборы в размере, установленном общим собранием членов товарищества, регулярные целевые платежи производить не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

До ДД.ММ.ГГГГ в состав платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД входила плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Суворовский рынок», как исполнителем, и ТСЖ «Тульская 5«а» заключен договор на вывоз ТБО, по условиям которого исполнитель обязался оказывать услуги в полном соответствии с условиями договора и графиком сбора ТБО, при этом стоимость услуг по сбору, транспортировке и размещению 1 кв.м общей площади дома составила 1,22 руб без НДС.

Впоследствии в данный договор вносились изменения путем заключения дополнительных соглашений.

Так, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору на вывоз ТБО от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стоимость услуг по сбору, транспортировке, приему и учету ТБО с ДД.ММ.ГГГГ – 1 кв.м общей площади дома составляет 2,01 руб без НДС.

Письмом-уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ АО «Суворовский рынок» уведомило председателя ТСЖ «Тульская «5«а» Никанорову Н.П. о том, что с ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) отходов с 1 кв.м составит 2,63 руб без НДС.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 года №232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491: из содержания общего имущества исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

В соответствии с ч.20 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019г.

Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок заключения соглашения с региональным оператором по обращению с ТКО.

По итогам проведения конкурсных процедур по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами министерством природных ресурсов и экологии Тульской области 28.04.2018г. с ООО «МСК-НТ» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Суворовского района.

Как предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 года №458-ФЗ, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в т.ч. документы, обосновывающие расчет этого размера платы (ч.8.1 ст.23).

Как разъяснено в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.01.2019 года №1784-МЕ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией ч.8.1 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», если региональный оператор по обращению с ТКО начал оказывать услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019г., изменение размера платы за содержание жилого помещения (ее уменьшение путем исключения из ее состава стоимости услуг ТКО) происходит с этой же даты и отражается в платёжных документах за январь 2019 г.

Документом, обосновывающим в этой связи размер уменьшения платы за содержание жилого помещения, в случаях, предусмотренных ч.ч.7, 8 ст.156 ЖК РФ, рекомендуется рассматривать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решение органов управления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, которым была определена (установлена) плата за содержание жилого помещения.

Если решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения не содержат информации о размере в ее составе расходов на услуги ТКО, расчет размера ее уменьшения рекомендуется осуществлять на основе фактических данных о расходах лица, управляющего многоквартирным домом, на услуги ТКО по каждому многоквартирному дому в 2018 году.

Таким образом, ТСЖ «Тульская 5»а» с ДД.ММ.ГГГГ, когда услуга по обращению с ТКО на территории Суворовского района Тульской области стала осуществляться региональным оператором, была обязана уменьшить размер платы за содержание жилья путем исключения из нее стоимости услуг по обращению с ТКО.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений при исключении платы за обращение с ТБО и начислении платы за содержание жилого помещения в юридически значимый период со стороны ТСЖ «Тульская 5«а» судом не установлено.

Возражая против заявленных требований, председатель правления ТСЖ «Тульская 5«а» Никанорова Н.П. пояснила в суде, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилось собрание собственников по вопросу увеличения стоимости содержания жилья в связи с повышением платы за вывоз мусора АО «Суворовский рынок», однако, собственники проголосовали против, что зафиксировано в п.6 протокола от ДД.ММ.ГГГГ Истцам было известно, что по итогам общего собрания стоимость платы за вывоз мусора в составе платы за содержание жилья осталась в прежнем размере - 1,22 руб с 1 кв.м. Решение общего собрания никто не обжаловал. Увеличение тарифа за содержание жилья не произошло, этот тариф утвержден на собрании членов ТСЖ в размере 12 руб с 1 кв.м. Кроме того, пояснила, что в заложенную в смету на 2018 год сумму оплаты за вывоз ТБО 120000 руб входит долг, образовавшийся с ДД.ММ.ГГГГ пo ДД.ММ.ГГГГ в размере 33162,48 руб.

Доводы возражений представителя ответчика подтверждаются представленными доказательствами.

Как следует из смет планируемых расходов по ТСЖ «Тульская 5«а», ежегодно утверждаемых общим собранием членов ТСЖ на определенные периоды, данные сметы предусматривают перечень работ и услуг, планируемый расход, ожидаемый доход, а также возможность перераспределения денежных средств одной статьи на другие.

Таким образом, указание в смете, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, что оплата услуг по вывозу ТБО предусмотрена в сумме 120000 руб, само по себе не может являться основанием для перерасчета тарифа на вывоз ТКО, поскольку данный документ содержит перечень планируемых, а не фактических расходов.

Как указано выше, изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 года №232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а до начала этой деятельности применяются положения действующего законодательства, согласно которому услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов была включена в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.236-241), в повестку дня был включен вопрос о повышении стоимости вывоза ТБО. Инициаторами собрания было указано, что АО «Суворовский рынок» ежегодно поднимает цену на вывоз мусора, с ДД.ММ.ГГГГ установлена цена 2,01 руб с 1 кв.м площади квартиры; в оплате за содержание и текущий ремонт жилья заложена плата с 1 кв.м 1,22 руб. На голосование поставлен вопрос о повышении стоимости содержания жилья на разницу в оплате 2,01 – 1,22 = 0,79 руб с 1 кв.м. Однако, участники собрания проголосовали против увеличения стоимости вывоза ТБО, т.е. входившая в состав платы за содержание и текущий ремонт жилья оплата услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осталась в прежнем размере - 1,22 руб. за 1 кв.м.

Указанное решение общего собрания никем не обжаловано. Данное решение обязательно для всех собственников помещений в указанном МКД, а также им обязано руководствоваться ТСЖ, которое не вправе самостоятельно увеличивать, вопреки решению общего собрания, тариф на вывоз ТБО.

Решения общего собрания, которым для собственников помещений в МКД по <адрес> был бы изменен размер платы за услугу по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами (то есть увеличен тариф 1,22 руб с 1 кв.м), суду не представлено.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ собрания членов ТСЖ «Тульская 5«а» утвержден перечень ожидаемых доходов и расходов на ДД.ММ.ГГГГ; установлен тариф на содержание и текущий ремонт жилья в размере 12 руб с 1 кв.м.

Указанное решение общего собрания никем не оспорено, недействительным не признано.

Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов ТСЖ «Тульская 5«а», на собрании принято решение об утверждении отчета о результатах проведенной проверки финансовых документов ревизионной комиссией ТСЖ «Тульская 5«а» ДД.ММ.ГГГГ, работа правления за ДД.ММ.ГГГГ признана удовлетворительной.

Установив, что определенный решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ тариф на содержание общего имущества составил 12 руб, из которых 1,22 руб - плата за обращение с ТБО, из квитанций на оплату не следует, что оказанная услуга превышала 10,78 руб, т.е. затраты, понесенные ТСЖ, являются обоснованными, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушений прав истцов при начислении товариществом собственников жилья платы за содержание общего имущества не имеется. Действия ТСЖ Тульская 5«а» при исключении из стоимости содержания жилья стоимости услуги по обращению с ТКО в размере 1,22 руб за 1 кв.м правомерны, поскольку основаны на решении общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, а исковые требования истцов о признании этих действий неправомерными фактически сводятся к обжалованию решения общего собрания, не оспоренного заинтересованными лицами в установленном порядке и сроки.

Расчет оплаты услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами в размере 2,08 руб, на котором настаивают истцы, нельзя признать обоснованным, поскольку он основан лишь на представленной смете планируемых расходов ТСЖ, но без учета решения общего собрания, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о признании неправомерными действий по начислению стоимости услуги по обращению с ТКО, понуждении произвести перерасчет размера платы, правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истцов судебных расходов по делу не имеется.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах заявленных исковых требований и по указанным истцами основаниям.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права, иной оценке доказательств, но не опровергают правильность выводов суда, изложенных в решении. Аналогичные доводы истцов проверены судом первой инстанции и получили правильную правовую оценку.

На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда от 01.09.2020г. по доводам апелляционной жалобы истцов Шишлакова В.В., Шурыгиной В.И., Соболевой О.А.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Суворовского районного суда Тульской области от 01.09.2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Шишлакова В.В., Шурыгиной В.И., Соболевой О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

33-872/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Винокуров Михаил Михайлович
Соболева Ольга Александровна
Шишлаков Вячеслав Валентинович
Шурыгина Вера Ивановна
Ответчики
Никанорова Наталья Петровна -председатель ТСЖ "Тульская 5-а"
Другие
Соболев Александр Сергеевич
АО "Суворовский рынок"
Шурыгин Илья Ильич
Козинкина Татьяна Юрьевна
Шурыгин Дмитрий Ильич
Соболев Сергей Дмитриевич
Государственная жилищная инспекция ТО
Шишлакова Валентина Михайловна
Соболев Сергей Сергеевич
Суд
Тульский областной суд
Судья
Бобкова Светлана Александровна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
10.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2021Передано в экспедицию
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее