Решение по делу № 2-1325/2023 от 11.04.2023

    УИД 66RS0009-01-2023-001049-78

    Дело № 2-1325/2023

Мотивированное решение составлено 18.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11.05.2023                                                           город Нижний Тагил Свердловской области

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Верещагиной Э.А.,

при секретаре судебного заседания Поляковой Т.Д.,

с участием прокурора Симоновой Ю.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1325/2023 по иску прокурора Ленинского района г.Нижний Тагил, действующего в интересах ФИО1, к Администрации г.Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

прокурор Ленинского района г.Нижний Тагил, действующий в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г.Нижний Тагил, в котором с учетом уточнения просит обязать Администрацию г. Нижний Тагил в срок до ДД.ММ.ГГГГ или ранее выполнить мероприятия по обеспечению доступности жилого помещения, а именно уменьшить высоту порогов между входными дверями в подъезде, а также расширить площадку при входе в подъезд и оборудовать пандус с поручнями с двух сторон при входе в подъезд ФИО3, проживающего по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. В ходе проверки установлено, что ФИО1, являющийся и имеющий , нуждается для передвижения в кресле-коляске. В результате проведенных мероприятий муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме установлена необходимость уменьшения порогов между входными дверями в подъезде, расширения площадки при входе в подъезд и оборудование пандуса с двух сторон при входе в подъезд. ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Главы города Нижний Тагил вынесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено, признано обоснованным в части необходимости создания условий доступности общего имущества жилых объектов, указано о том, что работы по устранению выявленных нарушений планируется выполнить силами управляющей организации во ДД.ММ.ГГГГ года. До настоящего времени мер, направленных на устранение выявленных нарушений прав инвалида не принято.

В судебном заседании помощник прокурора Симонова Ю.О. заявленные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснила, что до настоящего времени мероприятия по обеспечению доступности общего имущества жилых помещений ответчиком не проведены.

Истец ФИО1, представители ответчика и третьего лица ТСЖ «Красноармейская, 84» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Неявившиеся лица ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав объяснения прокурора, FORMTEXT исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с ч. 1 ст. 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п. п. 1, 3 абз. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. "в" п. 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Согласно п. 6 Правил № 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 12 Правил № 649).

Согласно п. 14 Правил № 649, перечень мероприятий может включать в себя:

а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;

в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Разделом III установлены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, к которым, в частности, относятся оборудование общего имущества пандусами, поручни и устранение непреодолимых для кресла-коляски порогов

Из п. 23 Правил следует, что перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами. На перепадах горизонтальных поверхностей высотой более 0,45 метра устанавливаются ограждения с поручнями.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил № 649).

Согласно п. 22 Правил № 649 для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к жилому помещению в жилом доме, в котором он проживает, и возможность беспрепятственного пользования общим имуществом жилого дома, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (лист дела 22).

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида инвалидность ФИО1 связана со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения, нуждается в технических средствах реабилитации: кресло-коляске, в помощи, как инвалид, передвигающийся в кресле-коляске, на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски (листы дела 23 - 26).

ФИО1 постоянно проживает в жилом помещении многоквартирного жилого дома, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями о регистрации.

Управление многоквартирным жилым домом, в котором проживает истец, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома осуществляет ТСЖ «Красноармейская 84» (лист дела 45).

Указанный многоквартирный дом построен в ДД.ММ.ГГГГ года, подъезды указанного многоквартирного жилого дома не были оборудованы пандусом (лист дела 15, 45).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 14.04.2022 № 745-ПА создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В соответствии с Актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование жилого помещения истца и многоквартирного жилого дома, из которого следует, что общее имущество многоквартирного дома по адресу: <адрес> не соответствует разделу 3 и 4 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, в том числе отсутствует пандус при входе в подъезд дома, между входными дверями в подъезда оборудованы высокие пороги, внутри подъезда на 1-ом этаже отсутствует откидной пандус (листы дела 16-18).

По результатам проведенного обследования жилого помещения комиссия пришла к следующим выводам: необходимо при входе в подъезд расширить площадку и оборудовать пандус с поручнями с двух сторон; уменьшить пороги между входными дверями в подъезде, оборудовать откидной пандус в подъезде на 1-м этаже, для чего имеется техническая возможность.

Также установлены в качестве мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида: расширение площадки при входе в подъезд и оборудование пандуса с поручнями с 2-х сторон; уменьшение порогов между входными дверями в подъезде.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ленинского района города Нижний Тагил в адрес Главы города Нижний Тагил вынесено представление об устранении нарушений закона (лист дела 19-20).

ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено и дан ответ, из которого следует, что представление признано обоснованным в части необходимости создания условий доступности общего имущества жилых объектов, указано о том, что работы по оборудования пандуса при входе в подъезд планируется выполнить силами управляющей организации во 3 квартале 2023 года (лист дела 21).

Из изложенного следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к жилому помещению в жилом доме, в котором он проживает, и возможность беспрепятственного пользования общим имуществом жилого дома, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Обязанность по обеспечению указанных возможностей беспрепятственного доступа к жилому помещению и пользования общим имуществом дома, в котором он проживает, лежит на ответчике как органе местного самоуправления.

Органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, является администрация города Нижний Тагил, которая координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач. Наличие такой обязанности ответчиком до рассмотрения дела не отрицалось, возражений в ходе рассмотрения дела не представлено.

Вместе с тем, указанные требования действующего законодательства не исполнены, чем нарушаются его права и законные интересы как лица с ограниченными физическими возможностями. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты, явились поводом для обращения ФИО1 в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования (лист дела 13).

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования прокурора к Администрации города Нижний Тагил удовлетворить.

Решая вопрос об установлении срока исполнения требований суд исходит из следующих обстоятельств.

Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что предложенный прокурором срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным и разумным с учетом объема работ, высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий.

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, о неразумности срока не заявлено.

Ответчик вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов (статьи 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Ленинского района г.Нижний Тагил, действующего в интересах ФИО1, к Администрации г.Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Администрацию города Нижний Тагил в срок до ДД.ММ.ГГГГ или ранее выполнить мероприятия по обеспечению доступности ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по уменьшению высоты порогов между входными дверями в подъезде, а также расширения площадки при входе в подъезд и оборудования пандуса с поручнями с двух сторон при входе в подъезд в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья                                        Верещагина Э.А.

2-1325/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Нижнего Тагила
Тихонов Александр Васильевич
Ответчики
Администрация города Нижний Тагил
Другие
ТСЖ "Красноармейская, 84"
Суд
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
Дело на сайте суда
leninskytag.svd.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее