Дело № 2-261/2022
22RS0054-01-2022-000383-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Костырченко Т.А.,
с участием заместителя прокурора Третьяковского района Артюхова Д.А.,
при помощнике судьи Столбовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности обеспечить котельные резервными источниками питания,
у с т а н о в и л:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности обеспечить котельные резервными источниками питания, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения требований законодательства о технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Установлено, что в собственности муниципального образования «Третьяковский район Алтайского края» находятся котельные, посредством которых в период отопительного сезона обеспечивается теплоснабжение населения и объектов социально-экономической инфраструктуры района, в том числе:
котельная № 1 с.Староалейское (<адрес>); котельная № 2 с.Староалейское (<адрес>); котельная № 3 с.Староалейское (<адрес>); котельная № 4 с.Староалейское (<адрес>); котельная № 5 с.Староалейское (<адрес> котельная с.Екатерининское (<адрес>); котельная п.Садовый <адрес>); котельная ст.Третьяково (<адрес>); котельная с.Шипуниха (<адрес>); котельная с.Корболиха (<адрес>).
01.11.2021 Администрацией района данные объекты переданы МУП «Третьяковский коммунальщик» на праве хозяйственного ведения.
В силу положений п. 6 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующей территории относится, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях сельских поселений, входящих в состав района, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагается на собственника.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п.п. «г», «ж» п. 2 ст. 11 Федеральный закон №68-ФЗ).
Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 установлено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В силу п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204 (далее - Правила), в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктом 1.2.20 Правил установлено, что электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В соответствии с п. 14.2 СНиП П-35-76 «Котельные установки» электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой и второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.
Согласно п. 1.12 СНиП П-35-76 «Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Таким образом, СНиП П-35-76 «Котельные установки» не предусматривают возможности отнесения котельных к третьей категории надежности электроустановок, котельные могут быть только первой или второй категории надежности.
Требования п. 1.2.18 Правил, предусматривающего разделение электроприемников, в том числе, на третью категорию надежности, распространяются на иные электроустановки, поскольку в части котельных установок действуют специальные нормы и правила.
Из указанных нормативных актов следует о необходимости и об обязанности установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания потребителем электроэнергии для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к которым отнесены и электроприемники котельных.
Однако, котельные Третьяковского района, посредством которых в период отопительного сезона обеспечивается теплоснабжение населения и объектов социально-экономической инфраструктуры района, резервными источниками электропитания не оборудованы, что в случае перебоев в электроснабжении от электросети может привести к чрезвычайным ситуациям в зимний период, в связи с невозможностью работы котельного оборудования.
Вопрос оборудования котельных района резервными источниками электропитания длительное время не решается, что свидетельствует о незаконном бездействии Администрации района как собственника котельных.
Ссылаясь на ст.ст. 45, 131, 211 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» просил возложить на Администрацию Третьяковского района Алтайского края обязанность в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить двумя независимыми взаимно резервирующими источниками электропитания следующие объекты теплоснабжения Третьяковского района Алтайского края: котельную № 1 с.Староалейское, расположенную по ул.<адрес> в с.Староалейское; котельную № 2 с. Староалейское, расположенную по <адрес> в с.Староалейское; котельную № 3 с.Староалейское, расположенную по <адрес> в с.Староалейское; котельную № 4 с.Староалейское, расположенную <адрес> в с.Староалейское; котельную № 5 с.Староалейское, расположенную по <адрес> в с.Староалейское; котельную с.Екатерининское, расположенную по <адрес> в с.Екатерининское; котельную п.Садовый, расположенную по <адрес> в п.Садовый;котельную ст.Третьяково, расположенную <адрес> на ст.Третьяково; котельную с.Шипуниха, расположенную <адрес> в с.Шипуниха; котельную с.Корболиха, расположенную по <адрес> в с.Корболиха.
В судебном заседании представитель истца зам. прокурора Артюхов Д.А. доводы искового заявления поддержал по основаниям, изложенным в иске, при этом уточнив срок исполнения решения суда ответчиком, не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрации Третьяковского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, ходататйств об отложении не заявили.
Представитель третьего лица МУП «Третьяковский коммунальщик» не явился, ходатайств об отложении не заявил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2013 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п. п. "г" и "ж" п. 2 ст. 11).
Согласно ст. 14 указанного Федерального закона организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 8 и п. 17). В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, установлено, что под котельной понимается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Пунктом 1.3 названных правил предусмотрено, что электрооборудование тепловых электроустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В соответствии с п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктами 1.2.19 и 1.2.20 Правил установлено, что электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Согласно п. 1.12 СНиП II-35-76 "Котельные установки" котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что в собственности муниципального образования «Третьяковский район Алтайского края» находятся следующие котельные: котельная № 1 с. Староалейское (<адрес>); котельная № 2 с. Староалейское (<адрес>); котельная № 3 с. Староалейское (<адрес>); котельная № 4 с. Староалейское (<адрес>); котельная № 5 с. Староалейское (<адрес>); котельная с. Екатерининское (<адрес>); котельная п.Садовый (<адрес>); котельная ст.Третьяково (<адрес>); котельная с.Шипуниха (<адрес>); котельная с.Корболиха (<адрес>).
01.11.2021 Администрацией района данные объекты переданы МУП «Третьяковский коммунальщик» на праве хозяйственного ведения.
Посредством указанных котельных в период отопительного сезона обеспечивается теплоснабжение населения и объектов социально-экономической инфраструктуры района.
На указанных котельных отсутствуют независимые взаимно резервирующие источники электропитания.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Учитывая, что в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания котельных возложено на администрацию Третьяковского района Алтайского края, обязанную осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию Третьяковского района Алтайского края обеспечить котельные независимыми взаимно резервирующими источниками электропитания.
Обеспечение котельных независимыми взаимно резервирующими источниками электропитания будет способствовать недопущению нарушений прав граждан на безопасное и качественное теплоснабжение, направлено на обеспечение уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, что соответственно, повышает надежность электроустановки.
Суд соглашается, что для совершения действий, которые должны быть совершены ответчиком, необходимым и достаточным сроком являются шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что такой срок является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Уточненные исковые требования прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности обеспечить котельные резервными источниками питания удовлетворить.
Обязать Администрацию Третьяковского района Алтайского края в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить двумя независимыми взаимно резервирующими источниками электропитания объекты теплоснабжения Третьяковского района Алтайского края:
котельную № 1 с. Староалейское, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>;
котельную № 2 с. Староалейское, расположенную по адресу: по <адрес>;
котельную № 3 с. Староалейское, расположенную по адресу: <адрес>;
котельную № 4 с. Староалейское, расположенную по адресу: <адрес>;
котельную № 5 с. Староалейское, расположенную по адресу: <адрес>;
котельную с. Екатерининское, расположенную по адресу: <адрес>;
котельную п. Садовый, расположенную по адресу: <адрес>;
котельную ст. Третьяково, расположенную по адресу: <адрес>;
котельную с. Шипуниха, расположенную по адресу: <адрес>;
- котельную с. Корболиха, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А. Костырченко
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2022
Судья Т.А. Костырченко