Дело №12-86/2020
УИД 76RS0014-02-2020-000021-27
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 29 июля 2020 года
Судья Ярославского районного суда Ярославской области Голикова Е.П., при секретаре судебного заседания Романовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Транзит-1» на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Ермолина М.А. №569/132 от 15.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Ермолина М.А. №569/132 от 15.01.2020 ООО «Транзит-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 800000 рублей.
Из постановления следует, что на основании решения от 25.10.2019 №125 прокуратурой Ярославской области проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании в деятельности ООО «Транзит-1» (ИНН/КПП №, ОГРН №). По результатам проверки, проводимой 28.10.2019 с 11 до 16 часов прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики, предпринимательской деятельности и охраны природы управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ярославской области ФИО2 по вопросу соблюдения законодательства о недрах, в том числе при добыче полезных ископаемых в отношении ООО «Транзит-1», с привлечением в качестве специалистов главного специалиста департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Ермолина М.А. и Организация1», было установлено следующее: на левом склоне р.Пахма в 300-400 м к северу от дер.Осташково Ярославского района Ярославской области расположено месторождение общераспространенных полезных ископаемых «Осташково». Разработка данного месторождения осуществляется ООО «Транзит-1» в соответствии с лицензией на право пользования недрами №, зарегистрированной в реестре 08.08.2012 (срок действия – до 23.07.2030), выданной для геологического изучения, разведки и добычи песка на участке недр месторождения «Осташково». При рассмотрении дела директор ООО «Транзит-1» пояснил, что отгрузка велась со склада, расположенного в центре горного отвода слева от линии электропередач. Добыча полезного ископаемого не производилась. Согласно п.1 ст.23 Закона «О недрах» от 21.02.2020 №2395-1 соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами относится к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр. Согласно ст.11 Закона «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 предоставление недр в использование оформляется специальным государственным решением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Согласно ст.22 Закона «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с использованием недрами, охране окружающей среды, требований технических проектов, планов или схем развития горных пород, а также соблюдение требований лицензии, технических проектов. Согласно ст.23.2 Закона «О недрах» от 21.02.1992 №2359-1 разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрам, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. В ходе проведения проверки было проведено обследование территории месторождения «Осташково». На момент обследования в указанном месте находилась специализированная техника, дробильно-сортировочное оборудование, производились добычные работы и вывоз песка. Кроме этого, с помощью сортировочной установки осуществлялась сортировка на фракции (песок и фракционный гравий), затем с помощью фронтального погрузчика происходила загрузка в грузовой автотранспорт и вывоз. Вышеуказанная лицензия на право пользования недрами в соответствии с приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № приостановлена с 03.07.2019 на 6 месяцев (до 03.01.2020). Согласно п.2 приказа департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении права пользования участком недр местного значения по лицензии № «Транзит-1» на период приостановления права пользования недрами по указанной лицензии запрещается проводить горные и связанные с ними вспомогательные работы. Таким образом, ООО «Транзит-1» допустило пользование недрами в отсутствие действующей лицензии на пользование недрами, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным выше постановлением, ООО «Транзит-1» обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить, прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Требования мотивированы тем, что проверка месторождения «Осташково» проведена без уведомления и в отсутствие представителей ООО «Транзит-1». Какой-либо акт или иной документ, подтверждающий надлежащее обследование территории, не составлялся. С заключением по результатам проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 20.11.2019 № ООО «Транзит-1» ознакомлено не было. Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ лицензия на право пользования недрами ООО «Транзит» приостановлена на 6 месяцев (до 03.01.2020), в связи с чем работы не проводились. Надлежащим доказательством осуществления либо приостановления работ и определения уровня добычи полезного ископаемого служит проведение маркшрейдерских исследований и составление соответствующей справки. 15.01.2020 при составлении обжалуемого постановления присутствовал директор ООО «Транзит-1» ФИО3, приобщивший письменные объяснения с приложением доказательств, в том числе маркшрейдерский отчет о маркшейдерских работах, выполненных на месторождении строительного песка «Осташково» в Ярославском МР ЯО за первое полугодие 2019 года, со справкой об объемах добычи и потерь полезного ископаемого по результатам полугодия 2019 года, и ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с необходимостью представления дополнительных документов - исследований и справки за второе полугодие 2019 года (по состоянию на 01.01.2020), которые на день рассмотрения дела (15.01.2020) получены не были. При сравнении данных маркшрейдерских справок по результатам первого и второго полугодий 2019 года было бы видно, осуществлялись ли ООО «Транзит-1» работы по добыче полезных ископаемых и велась ли деятельность в соответствии с лицензией. В нарушение ч.2 ст.24.4 КоАП РФ заявленное ООО «Транзит-1» ходатайство рассмотрено не было. На момент составления жалобы эта справка еще не получена, будет представлена в судебное заседание при рассмотрении жалобы. При проведении проверки представители прокуратуры и специалисты Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области могли видеть выполнение работ по отгрузке складских остатков песка и щебня и отсыпке дороги до карьера, что не является добычей полезных ископаемых и не свидетельствует о нарушении ООО «Транзит-1» законодательства.
Законный представитель ООО «Транзит-1» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Ермолин М.А., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором просит оставить жалобу ООО «Транзит-1» без удовлетворения, а постановление – без изменений.
Прокурор Лебедев А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы ООО «Транзит-1», пояснив, что доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку в соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» заместителем прокурора Ярославской области принято решение о проведении проверки в отношении ООО «Транзит-1» от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указаны цель, основание и предмет проверки. По форме решение полностью соответствует требованиям приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 №172. Срок проведения проверки установлен решением с 28.10.2019 по 26.11.2019. В день начала проверки - 28.10.2019 это решение было доведено до сведения руководителя общества, о чем свидетельствует отметка на нем. Требований об уведомлении руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) о проведении проверки в более ранние сроки закон не содержит. Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с нарушением существенных условий лицензии приостановлено на 6 месяцев право пользования недрами, предоставленное ООО «Транзит-1» по лицензии №. Пунктом 2 приказа от 03.07.2020 установлено, что на период приостановления права пользования недрами запрещены горные и связанные с ними вспомогательные работы. Приказ получен обществом, не обжаловался и являлся действующим на момент проверки, что не оспаривается заявителем. Следовательно, проведение работ по добыче, сортировке на фракции и вывоз песка в рассматриваемой ситуации образуют состав административного правонарушения по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ. Правонарушение квалифицировано правильно, наказание назначено в пределах санкции статьи. При рассмотрении дела присутствовал директор ООО «Транзит-1», представил письменные пояснения с приложениями, которые приобщены к материалам дела об административном правонарушении. Факт проведения работ в нарушение п.2 приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается материалами дела и не опровергнут представленным отчетом Организация2».
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с положениями Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее по тексту - Закона) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу п.1 ст.23 Закона одним из основных требований по рациональному использованию и охраны недр является соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования ими.
Положения ст.11 Закона устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.49 Закона).
Из материалов дела следует, что 28.10.2019 в период с 11 до 16 часов прокуратурой Ярославской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании ООО «Транзит-1», по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства РФ о недрах, а именно установлено, что ООО «Транзит-1» допустило пользование недрами в отсутствие действующей лицензии на пользование недрами (действие выданной ООО «Транзит-1» лицензии на право пользования недрами приостановлено с 03.07.2019 на 6 месяцев (до 03.01.2020)).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Транзит-1» 12.12.2019 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, с вынесением соответствующего постановления.
Установленные при рассмотрении дела обстоятельства свидетельствуют о совершении действий по пользованию недрами без лицензии на право пользования ими, в связи с чем вывод о том, что в действиях ООО «Транзит-1» содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
Осуществление работ по пользованию недрами без лицензии на право пользования недрами (с учетом приостановления действия выданной ООО «Транзит-1» лицензии на право пользования недрами с 03.07.2019 на 6 месяцев (до 03.01.2020)) и, соответственно, виновность юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оснований не доверять которым не имеется, в том числе, результатами проверки от 28.10.2019.
Доводы жалобы ООО «Транзит-1» о её незаконности не нашли своего подтверждения, поскольку указанная проверка была проведена на основании решения заместителя прокурора Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ, срок проведения проверки установлен с 28.10.2019 по 26.11.2019. В соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. Согласно отметке на указанном решении директор ООО «Транзит-1» ФИО3 был ознакомлен с ним 28.10.2020 – то есть не позднее дня начала проверки. В соответствии с п.3 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 «294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе, при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Доводы жалобы о том, что на момент проверки ООО «Транзит-1» не проводило, работы по пользованию недрами, в том числе добычные работы, опровергаются заключением №6/132 от 20.11.2019, согласно которому специалистом зафиксировано, что на территории карьерной выемки, находящейся на участках с кадастровыми номерами №, №, №, №, с помощью сортировочной установки осуществлялась сортировка на фракции (песок и фракционный гравий), затем с помощью фронтального погрузчика происходила загрузка в грузовой автотранспорт и вывоз. На момент обследования в указанном месте находилась специализированная техника, дробильно-сортировочное оборудование, производились добычные работы и вывоз песка. Указанные обстоятельства подтверждаются также фототаблицей, приложенной к указанному заключению.
Доводы ООО «Транзит-1» о неознакомлении с вышеуказанным заключением не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.12.2019 директору ООО «Транзит-1» ФИО3. разъяснены права, в том числе, право знакомиться со всеми материалами дела. Данное определение получено им 12.12.2019.
Из обжалуемого постановления о назначении административного наказания следует, что 15.01.2020 законный представитель ООО «Транзит-1» ФИО3 участвовал при рассмотрении дела, ходатайств об ознакомлении с материалами дела не заявлял.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного постановления, не установлено. Доводы о нарушении должностным лицом при рассмотрении дела положений ч.2 ст.24.4 КоАП РФ являются несостоятельными, поскольку обязанности принимать решение по заявленному в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ходатайству в письменном виде положения действующего законодательства не содержат, ходатайство о приобщении к материалам дела письменных объяснений законного представителя ООО «Транзит-1» с учетом их наличия в материалах дела было рассмотрено и удовлетворено. Учитывая факт рассмотрения дела 15.01.2020 в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении было отказано. С учетом того, что 27.12.2019 рассмотрение дела уже было отложено по ходатайству законного представителя ООО «Транзит-1» на 15.01.2020 и то, что ни 15.01.2020, ни в настоящее время документы, о которых велась речь в ходатайстве ООО «Транзит-1», не представлены, оснований не согласиться с выводом об отсутствии оснований для отложения рассмотрения дела не усматриваю.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера правонарушения, совершенного ООО «Транзит-1», оснований для признания деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности в порядке ст.2.9 КоАП РФ не нахожу, поскольку правонарушение посягало на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административное ответственности.
Вместе с тем, согласно с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно с ч.1 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует, что ранее ООО «Транзит-1» не привлекалось к административной ответственности. Кроме того, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения.
Приведенные выше данные в совокупности указывают на то, что в создавшихся условиях назначение ООО «Транзит-1» административного наказания в виде административного штрафа в размере 800000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений, в связи с чем считаю возможным изменить обжалуемое постановление путем снижения размера назначенного ООО «Транзит-1» наказания в виде административного штрафа до 400000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Ермолина М.А. № от 15.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Транзит-1» изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 400000 (четырехсот тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «Транзит-1» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Голикова Е.П.