Судья Олейников А.В. Дело № 33а-8832/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 августа 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.
при секретаре Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чусовитина Ю.В. к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
по апелляционным жалобам администрации Волгограда и административного истца Чусовитина Ю.В. в лице представителя Поливенко Д.В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
административный иск Чусовитина Ю.В. к администрации Волгограда о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №№ <...> в части отказа Чусовитину Ю.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность повторно рассмотреть заявление Чусовитина Ю.В. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Взыскать с администрации Волгограда в пользу Чусовитина Ю.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> руб.
В удовлетворении административных исковых требований Чусовитина Ю.В. к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чусовитин Ю.В. обратился в суд с административным иском, в обоснование указав, что он обладает статусом вынужденного переселенца.
ДД.ММ.ГГГГ он в соответствии с п.п. 5, 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и принятым администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № № <...> признан участником подпрограммы и включен в список граждан - участников подпрограммы по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилищных помещений) с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он зарегистрирован и проживает по договору социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В связи с выездом на постоянное место жительства в Волгоград, им неоднократно подавались заявления в профильные комитеты администрации города о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, о включении его в соответствующие списки граждан на получение жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета, как лица, имеющего статус вынужденного переселенца. При этом ДД.ММ.ГГГГ комитетом по жилищной политике администрации Волгограда выдана справка о наличии у него оснований для признания нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Через МБУ «МФЦ» ДД.ММ.ГГГГ он обратился в комитет по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о принятии на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с требованиями подпункта «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», с заявлением предоставил все необходимые документы. Однако, постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № № <...> ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что не предоставлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя в соответствии с п. 1 ч. 54 ЖК РФ, по причине отсутствия документов, подтверждающих признание его малоимущим. Считал названное постановление незаконным, поскольку действующие нормативные акты не содержат положений, устанавливающих специальные основания признания вынужденных переселенцев нуждающимися в жилых помещениях, и требования к их имущественному положению. При постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при предоставлении государственной поддержки в жилищном обустройстве в виде государственного жилищного сертификата в отношении вынужденных переселенцев не должен и не решается вопрос о признании их малоимущими.
Просил суд признать незаконным и необоснованным постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № № <...> «О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», которым ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что не предоставлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в соответствии с п. 1 ч. 54 ЖК РФ. Обязать комитет по жилищной политике администрации Волгограда принять его на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с требованиями подпункта «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 в Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы». Взыскать с администрации Волгограда в его пользу понесенные на оплату государственной пошлины расходы в размере <.......> рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить в части удовлетворенных требований, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе административный истец в лице представителя Поливенко Д.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его изменить, исключив указание о возложении на администрацию Волгограда обязанности повторно рассмотреть заявление Чусовитина Ю.В. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, принять в этой части новое решение, которым возложить на администрацию Волгограда обязанность повторно рассмотреть заявление Чусовитина Ю.В. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях без учета фактора имущественного положения. Решение в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отменить, принять в указанной части новое решение, которым обязать комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда принять Чусовитина Ю.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях без учета фактора имущественного положения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя административного ответчика Плаксунову К.С., представителя административного истца Поливенко Д.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В силу ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
На основании ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
На основании подп. 2, 4 п. 1 ст. 7 названного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: осуществляют постановку вынужденного переселенца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Чусовитин Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обладает статусом вынужденного переселенца, удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ <.......> №№ <...> (номер личного дела вынужденного переселенца № <...>).
Исходя из уведомления о признании участником подпрограммы, выданным административному истцу администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ №№ <...>, Чусовитин Ю.В. в соответствии с пунктами 5, 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и принятым администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области постановлением № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ признан участником подпрограммы и включен в список граждан - участников подпрограммы по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилищных помещений) с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ через МБУ «МФЦ» Чусовитин Ю.В. обратился в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о принятии на жилищный учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, сославшись на подп. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», и предоставил обосновывающие документы.
По результатам рассмотрения заявления Чусовитина Ю.В. и предоставленных им документов, постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №№ <...> Чусовитину Ю.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что не предоставлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (документов о признании его малоимущим).
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что постановка вынужденных переселенцев на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется вне зависимости от их имущественного положения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в рамках которой реализуется основное мероприятие «Обеспечение жильём отдельных категорий граждан», в том числе вынужденных переселенцев.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Кроме того, названным Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включённые территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учёте в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (пункт «ж»).
Пунктом 19 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителями для участия в основном мероприятии, подпунктом «д» которого для участия в программе вынужденный переселенец не обязан предоставлять документы о его имущественном положении.
Материалы дела свидетельствуют, что заявление Чусовитина Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ обусловлено необходимостью принятия его на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с целью реализации его права на получение жилищного сертификата, а не на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с приведёнными выше нормативными положениями, обеспечение жильём вынужденных переселенцев осуществляется путём предоставления жилищных сертификатов на приобретение в собственность жилых помещений, а не путём заключения договоров социального найма.
Государственная поддержка вынужденных переселенцев в форме предоставления государственного жилищного сертификата, на средства которого вынужденным переселенцем приобретается жилое помещение в собственность, осуществляется исключительно за счёт средств федерального бюджета.
При постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки в жилищном обустройстве в виде государственного жилищного сертификата в отношении вынужденных переселенцев не должен и не решается вопрос о признании их малоимущими.
Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и принятые в их развитие Постановления Правительства РФ не связывают возможность постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях вынужденных переселенцев с необходимостью признания их малоимущими.
Буквальное толкование взаимосвязанных ст.ст. 49 и 52 ЖК РФ, а также специализированных законодательных актов, регулирующих правовое положение категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, позволяет судить о том, что граждане отдельных категорий, определенных федеральным законодательством, и законодательством субъекта Российской Федерации, в отношении которых установлено специальное правовое регулирование порядка обеспечения жилым помещением (в том числе и вынужденные переселенцы), могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что граждане, являющиеся вынужденными переселенцами, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общем порядке в соответствии с жилищным законодательством РФ, то есть при наличии нуждаемости и признании их малоимущими, не основаны на нормах действующего законодательства.
При этом, ссылка представителя административных ответчиков в судебном заседании на письма ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №№ <...>, от ДД.ММ.ГГГГ №№ <...>, и письмо комитета строительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ <...>, не может быть положена в основу решения суда об отказе в административном иске, поскольку позиция названных учреждений не носит нормативного характера.
При этом в письме ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №№ <...> с учетом пробела в правовом регулировании прямо рекомендовано вопросы о принятии вынужденных переселенцев на жилищный учет разрешать в судебном порядке.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Чусовитина Ю.В. о возложении на комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда обязанности принять его на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с требованиями подпункта «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В силу норм действующего законодательства комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда обеспечивает оказание муниципальной услуги по принятию граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведёт списки принятых на жилищный учёт граждан. Принятие решения по существу такого вопроса относится к компетенции администрации Волгограда.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы представителя Чусовитина Ю.В. Поливенко Д.В., комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу и на него не могут быть возложены обязанности по устранению нарушения прав истца.
Довод апелляционной жалобы представителя административного истца о необходимости изменения решения суда первой инстанции с возложением на администрацию Волгограда обязанности по повторному рассмотрению его заявления о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении без учёта фактора имущественного положения, по мнению судебной коллегии, не может быть принят во внимание.
Постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №№ <...> об отказе в постановке Чусовитина Ю.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям не з представления документов о признании его малоимущим, признано незаконным в связи с тем, что данные основания не предусмотрены действующим законодательством.
На администрацию Волгограда возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Чусовитина Ю.В. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Дополнительного возложения обязанности по принятию органом местного самоуправления определённого решения (без учёта фактора имущественного положения) не требуется.
По общему правилу, определенному в ч.1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришёл к выводу о необходимости взыскания в пользу Чусовитина Ю.В. судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <.......> рублей.
Учитывая изложенное, доводы жалоб не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Волгограда администрации Волгограда и административного истца Чусовитина Ю.В. в лице представителя Поливенко Д.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи