Дело № 2-466/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2021 г.          г. Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Антиповой Е.Л.,

при секретаре Кликанчук В.Е., с участием представителя истцов Затонской Ю.В., представителя отдела опеки и попечительства администрации Задонского муниципального района Липецкой области Юсовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Е.М., Дмитриева А.М., Дмитриева А.М., Бурлаковой Н.М. о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриева Е.М., Дмитриев А.М., Дмитриев А.М., Бурлакова Н.М. обратились в суд с иском к администрации Задонского муниципального района Липецкой области о включении в список детей и сирот, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет. Свои требования обосновывают тем, что их отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, их мать ФИО8 лишена родительских прав на основании решения Задонского районного суда Липецкой области от 10 апреля 1996 г. На основании постановления главы администрации Задонского района Липецкой области от 16.09.1996 года № 444, Дмитриева Е.М., Бурлакова ( Дмитриева) Н.М., Дмитриев А.М. были направлены на содержание и воспитание в детское учреждение, постановлением главы администрации Задонского района Липецкой области № 509 от 22.10.1996 г. Дмитриеву А.М. назначен опекун ФИО21 данными постановлениями за детьми было закреплено жилое помещение по месту жительства их матери по адресу: <адрес> В январе 2021 г. они обратились в администрацию Задонского муниципального района Липецкой области с заявлением о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.01.03.2021 г. из отдела опеки и попечительства администрации Задонского муниципального района Липецкой области поступил ответ, в котором указано на отсутствие оснований для включения их в список в связи с тем, что они до достижения возраста 23 лет не обращались в орган попечительства с заявлением об установлении факта невозможности проживания в помещении, с целью включения в список детей- сирот. С данным решением они не согласны, поскольку считают, что имеют право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью. После окончания обучения Дмитриева Е.М., Дмитриева Н.М. и Дмитриев А.М. в закрепленном жилом помещении никогда не проживали, поскольку оно фактически не было пригодно для проживания. В доме установлена печь, отсутствует канализация, протекает крыша, рамы прогнили, в стенах трещины. В образовательных учреждениях им разъясняли, что за ними закреплено жилье, на другое жилье они прав не имеют, сославшись на акт обследования сохранности жилья от 18 января и 8 октября 2008 г. На период 2008 г. в доме было зарегистрировано 5 человек, размер общей площади жилого помещения не соответствовал приходящейся на одно лицо, с учетом нормы площади жилого помещения, установленной администрацией сельского поселения Каменский сельсовет Задонского муниципального района – 13,5 кв.м. На период проведенного обследования имелись основания считать, что проживание в доме противоречит их интересам: в доме проживает лицо, которое было лишено родительских прав, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо менее учетной нормы.На учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не разрешался, о том, что им можно было обратиться с заявлением и установить факт невозможности проживания в закрепленном жилом помещении им было неизвестно. Они проживали в учреждениях, находились на полном государственном обеспечении, Дмитриев А. был под опекой. Компетентные органы не осуществили возложенные на них законом обязанности по принятию мер для реализации их жилищных прав. В 2019 г. закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было оформлено в собственность в порядке наследования по закону после смерти отца. 20.10.2020 г. на основании заключения межведомственной комиссии, утвержденным главой администрации Задонского муниципального района, данный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании представитель истцов адвокат Затонская Ю.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем.

Представитель Отдела опеки и попечительства администрации Задонского муниципального района Липецкой области Юсова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав на обоснованность отказа включения в список.

Представитель ответчика администрации Задонского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, возражения на иск не представил.

Представитель ответчика Управления образования и науки Липецкой области, администрации сельского поселения Каменский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав объяснения адвоката Затонской Ю.В., объяснения представителя органа опеки и попечительства Юсовой Ю.А., исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из материалов дела, Дмитриева Н.М. ( после замены фамилии Бурлакова Н.М.), ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дмитриева Е.М., ДД.ММ.ГГГГ р., Дмитриев А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дмитриев А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются детьми ФИО22

ФИО7, отец истцов умер 15.06.1993 г., мать ФИО8 лишена родительских прав на основании решения Задонского районного суда Липецкой области от 10 апреля 1996 г.

На основании постановления главы администрации Задонского района Липецкой области от 16.09.1996 года № 444, Дмитриева Е.М., Бурлакова ( Дмитриева) Н.М., Дмитриев А.М. были направлены на содержание и воспитание в детское учреждение.

Постановлением главы администрации Задонского района Липецкой области № 509 от 22.10.1996 г. Дмитриеву А.М. назначен опекун ФИО9.

Указанными постановлениями за детьми было закреплено жилое помещение по месту жительства их матери по адресу: <адрес>.

Из анкеты Дмитриевой Н.М. в личном деле следует, что она находилась в школе-интернате г. Ельца с 1997 г., затем была направлена на обучение в ПТУ -5 г. Липецка.

Из личного дела Дмитриевой Е.М. следует, что она находилась в Елецкой специальной ( коррекционной) школе-интернате для детей- сирот, затем на обучении в Г(О) ОУ НПО ПУ № 2 г. Липецка.

Согласно переписки с отделом отдела образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области, за Дмитриевой Н.М. Дмитриевой Е.М. закреплено жилье, расположенное в <адрес> <адрес> <адрес>

Из акта обследования сохранности жилья от 18.01.2008 г., составленного комиссией в составе главы администрации сельского поселения Каменский сельсовет Задонского района ФИО12 и специалиста ФИО13 следует, что проведена проверка сохранности жилья и было установлено, что имеется целый отдельный жилой каменный дом в <адрес>, общая площадь 56 кв.м., в том числе жилая 32 кв.м., с печным отоплением, покрыт железом, трубы отопления требуют замены, кровля требует капитального ремонта, стены дома имеют трещины, двери, окна целы, рамы подгнили. В доме проживает ФИО8, которая лишена родительских прав. Дом пригоден для проживания, требует полного косметического ремонта внутри и с наружи.

Из личного дела ФИО3 следует, что он был помещен в дом ребенка г. Ельца, затем в Елецкий дошкольный детский дом, после поступил на обучение в МОУОО Елецкую школу-интернат № 1 Липецкой области 01.01.1999 г., затем после окончания школы проходил обучение в профессиональном лицее № 1 г. Ельца, после досрочного окончания лицея был призван в Российскую Армию. Из акта обследования сохранности жилья от 22.10.2008 г. составленного комиссией в составе главы администрации сельского поселения Каменский сельсовет Задонского района ФИО12 и специалиста ФИО13 следует, что проведена проверка сохранности жилья и было установлено, что имеется целый отдельный жилой каменный дом в <адрес>, общая площадь 56 кв.м., в том числе жилая 32 кв.м., с печным отоплением, покрыт железом, трубы отопления требуют замены, кровля требует капитального ремонта, стены дома имеют трещины, двери, окна целы, рамы подгнили. В доме проживает Дмитриева Л.М., которая лишена родительских прав. Дом пригоден для проживания, требует полного косметического ремонта внутри и с наружи.

Истцы Дмитриева Н.М., Дмитриева Е.М., Дмитриев А.М. находились на полном государственном обеспечении, что не оспаривалось сторонами.

Дмитриев А.М. находился под опекой ФИО9, которой была назначена выплата денежных средств на содержание опекаемого, что подтверждается постановлением главы администрации Задонского района № 509 от 22.10.96 г.

Также указанные обстоятельства подтверждаются карточками учета детей сирот.

Таким образом, истцы относились к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ответа Управления образования и науки Липецкой области от 15.06.2021 г. за № 34/1-2/1/-451И34-2652 следует, что Дмитриева Е.М., Дмитриева ( Бурлакова( Н.М.), Дмитриев А.М., Дмитриев А.М. в сводном списке детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не значатся.

Из ответа комитета опеки и попечительства Администрации городского округа г. Ельца от 16.06.2021 г. за № 2501 следует, что Дмитриева Е.М., Дмитриева ( Бурлакова Н.М.), Дмитриев А.М., Дмитриев А.М. включенными в сводный список на территории города Ельца не значатся, с заявлениями не обращались.

Из ответа администрации городского поселения города Задонска от 15.06.2021 гю за № 728 следует, что Дмитриева Е.М., Дмитриева ( Бурлакова Н.М.), Дмитриев А.М., Дмитриев А.М. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории городского поселения г. Задонск не состояли и не состоят на сегодняшний день, договоры социального найма жилых помещений не заключались.

В 2019 г. истцы Дмитриева Е.М., Дмитриева ( Бурлакова) Н.М., Дмитриев А.М., Дмитриев А.М. обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Дмитриева М.М.

Из выписки из ЕГРН следует, что за истцами зарегистрировано право собственности по ? доле за каждым в домовладении, расположенным по адресу: <адрес>,, площадью 73,9 кв.м., 1917 г. завершения строительства.

Из технического паспорта на домовладение следует, что общая площадь жилого дома составляет 73,9 кв.м., жилая площадь 33,1 кв.м.

Согласно сведений из похозяйственной книги, общая площадь дома по сведениям на 1993 г. составляла 56 кв.м., жилая – 40 кв.м.

Распоряжением главы администрации Задонского муниципального района Липецкой области № 443 от 29.10.2020 г. утверждено заключение межведомственной комиссии № 17 от 20.10.2020 г. об оценке соответствия жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» в соответствии с которым принято решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

В январе 2021 г. истцы обратились в администрацию Задонского муниципального района Липецкой области с заявлением о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. 01.03.2021 г. из отдела опеки и попечительства администрации Задонского муниципального района Липецкой области в адрес истцов поступил ответ, в котором указано на отсутствие оснований для включения их в список в связи с тем, что они до достижения возраста 23 лет не обращались в орган попечительства с заявлением об установлении факта невозможности проживания в помещении, с целью включения в список детей- сирот.

С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу положений пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, вступившим в силу с 18 апреля 2019 года) утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства

В абзаце третьем пункта 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина по которой лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учет (до 1 января 2013 года), а с 1 января 2013 года не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет или имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список после 01.01.2013 г.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма подлежали обеспечению только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не имели закрепленного жилого помещения, либо закрепленное за ними жилое помещение во время пребывания этих лиц в организациях для детей-сирот или на семейной форме устройства пришло в непригодное для проживания состояние.

Таким образом, истцы подлежали обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма, однако такими жилыми помещениями обеспечены не были.

Согласно вышеуказанным Правилам формирования списка, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее — орган местного самоуправления).

В силу ст. 1 Закона Липецкой области от 27 декабря 2007 г. N 113-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области" органы местного самоуправления городских округов г. Липецка и г. Ельца и муниципальных районов области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по предоставлению единовременной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ремонт жилого помещения, по предоставлению ежемесячной социальной выплаты в связи с усыновлением (удочерением) ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - переданные полномочия) на неограниченный срок.

Первоначально лицу из числа детей-сирот необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении его в Список по утвержденной форме, согласно Правил формирования списка. Из материалов дела следует, что истцы обратился с заявлением о включении в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г. лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом № 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указных лиц.

В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, до 1 января 2013 г., на учете как нуждающиеся в жилье.

С принятием Федерального закона N 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

До 01.01.2013 г. в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Однако это не означало, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следовало отказывать в праве на получение жилого помещения.

Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01.01.2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Вместе с тем необходимо учитывать предельный возраст лиц из числа детей-сирот, не реализовавших право на жилищное обеспечение, которые вправе обратиться за предоставлением жилых помещений согласно Федеральному закону № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ с 01.01.2013 г., исходя из того, что право на жилищное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, было введено Жилищным кодексом РСФСР 1983 г., введенным в действие с 01.01.1984 г. Поэтому, если гарантия на предоставление жилья возникла у лица в период действия Жилищного кодекса РСФСР, но так и не была реализована им до 01.01.2013 г., следует рассматривать вопрос жилищного обеспечения таких лиц с учетом закрепления указанного права в Федеральном законе № 15-ФЗ.

Исходя из положений п.1 ст. 9.1. Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 54-03 «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области», исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, без учета членов их семьи, предоставляет на основании сводного списка, представленного исполнительным органом государственной власти области в сфере образования, в порядке очередности с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п.2. ст. 9.1. Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 54-03 «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области», в редакции от 29.12.2012 N 111-ОЗ, от 07.05.2013 N 151-ОЗ, исполнительный орган государственной власти области в сфере образования формирует сводный список на основании уточненных списков органов местного самоуправления, сформированных в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Закону, исходя из даты и времени подачи заявления, и представляет их в исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 мая текущего года по форме, установленной приложением 3 к Порядку формирования органами местного самоуправления списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В силу п. 32 ч. 2 ст. 2 Закона Липецкой области от 27.12.2007г. №113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области» к полномочиям органов местного самоуправления относятся формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п. 1 Постановления администрации задонского муниципального района Липецкой области №108 от 17.07.2017г. отдел опеки и попечительства администрации Задонского муниципального района Липецкой области наделен отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Липецкой области от 27.12.2007г. №113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области».

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истцов подлежат удовлетворению. Решения об отказе включения истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» являются незаконными. Имеются основания для включения истцов в указанный список.

Оспаривая право истцов состоять в списке, представителем органа опеки и попечительства указывалось на то, что за ними было закреплено жилое помещение, которое они в 2020 г. оформили право собственности в порядке наследования.

Как следует из искового заявления, пояснений представителя истцов и не оспаривалось ответчиком и другими лицами, участвующим в деле, вышеуказанное домовладение не пригодно к проживанию, дом признан аварийным и подлежит сносу и не имеет значение общая площадь жилого дома и приходящаяся площадь на каждого истца.

При наличии обстоятельств, установленных судом в процессе рассмотрения спора, суд полагает, что истцов имелись уважительные причины, по которым они не смогли своевременно до достижения возраста 23 лет встать на жилищный учет на получение специализированного жилья, кроме того, они не реализовали право и в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2013 г. или после этой даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.07.2021 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-466/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриев Алексей Михайлович
Дмитриев Андрей Михайлович
Дмитриева Елена Михайловна
Бурлакова Наталья Михайловна
Ответчики
Управление образования и науки Липецкой области
Администрация Задонского муниципального района
Другие
Отдел опеки и попечительства администрации Задонского муниципального района Липецкой области
Затонская Юлия Владимировна
Администрация сельского поселения Каменский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области
Суд
Задонский районный суд Липецкой области
Судья
Антипова Е.Л.
Дело на сайте суда
zadonsksud.lpk.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2021Передача материалов судье
20.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2021Подготовка дела (собеседование)
18.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.06.2021Предварительное судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
14.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее