Решение по делу № 8Г-6179/2024 [88-6773/2024] от 20.06.2024

    № 88-6773/2024

УИД: 25RS0039-01-2023-001667-84

    ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июля 2024 г.                                                     город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Куликовой И.И.

судей Куратова А.А., Кургуновой Н.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, муниципального образования – Надеждинский муниципальный район, Российской Федерации к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения

по кассационной жалобе администрации Надеждинского муниципального района на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 30 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 марта 2024 г.

Заслушав доклад судьи Куратова А.А., прокурора Плетневой С.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Требование мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что администрация Надеждинского муниципального района, как собственник жилого помещения по адресу: <адрес>, не приняла меры по оснащению указанной квартиры индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения. Предоставление коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения осуществляет ООО «Стройка Плюс».

Прокурор просил суд обязать администрацию Надеждинского муниципального района обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения по адресу: <адрес>, течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 30 ноября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 марта 2024 г., исковые требования удовлетворены в полном объёме.

В кассационной жалобе администрации Надеждинского муниципального района просит отменить принятые по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.

В судебном заседании прокурор Плетнева С.Н. просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать с учётом представленных письменных возражений.

В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 ГПК РФ правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует и установлены судами следующие фактические обстоятельства.

Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, является собственностью Надеждинского муниципального района.

На основании договора социального найма от 26 мая 2023 г. это жилое помещение находится в пользовании Лакизо А.Д.

По информации ресурсоснабжающей организации - ООО «Строй плюс» в данном жилом помещении прибора учета холодного водоснабжения не имеется.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. И исходил из того, что обязанность по установке индивидуальных приборов учета возложена законом на собственников жилых помещений. Учитывая, что спорное жилое помещение является объектом муниципальной собственности, при этом, жилое помещение не обеспечено индивидуальным прибором учета (ИПУ) холодной воды, что является необходимым в целях надлежащего учета потребляемого коммунального ресурса, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на администрацию обязанности обеспечить финансирование и выполнить мероприятия по установке индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в жилом помещении.

Суд апелляционной инстанции с вышеизложенными выводами суда согласился, дополнительно указав, что настоящий иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц - собственников и пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, который оснащен общедомовым прибором учета холодной воды, а отсутствие в отдельных квартирах индивидуального прибора учета холодной воды не позволяет определить фактический объем используемого ресурса, в результате чего допускается неконтролируемое использование отдельными владельцами данного ресурса. Кроме того при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления в связи с отсутствием индивидуального прибора учета подлежит взиманию с собственника, а не нанимателя помещения. В результате нарушаются права самого муниципального образования, на которое возлагается дополнительная финансовая нагрузка.

У судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств при правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу положений статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы (включая ресурсы водоснабжения) подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1 статьи 13).

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ).

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5 статьи 13 Федерального закона №261).

Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи (часть 7 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ).

В соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Как следует из дела, в вышеуказанной квартире индивидуальный прибор учета холодной воды отсутствует. Данная квартира находится в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая то, что спорное жилое помещение, являющееся объектом муниципальной собственности, не оснащено индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из нормативно закрепленной обязанности собственника объекта недвижимого имущества нести бремя его содержания, в том числе по оборудованию этого помещения приборами учета, возложил на орган местного самоуправления обязанность совершить действия, связанные с установкой индивидуального прибора учета в муниципальной квартире.

Доводы жалобы о том, что иск фактически предъявлен прокурором в нарушение требований статьи 45 ГПК РФ в интересах конкретного нанимателя жилого помещения без обоснования невозможности предъявления иска самим нанимателем, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.

Круг лиц, в защиту интересов которых предъявлены требования, подлежит определению с учетом возможного проживания в данной муниципальной квартире на законных основаниях (как в настоящее время, так и в будущем) не только нанимателя Лакизо А.Д., и конкретизировать их перечень на момент рассмотрения дела не возможно.

Кроме того, суд второй инстанции правомерно указал, что отсутствие индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в спорной квартире не позволяет надлежащим образом учесть потребляемый коммунальный ресурс, что идет в разрез с вышеприведенными требованиями жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении ресурсов, с проводимой государством политикой эффективного использования ресурсов. При этом сведений и доказательств о технической невозможности установления ИПУ в данной конкретной квартире ответчиком судам не предоставлялось.

То обстоятельство, что оплата услуги водоснабжения, потребляемой в муниципальной квартире, при начислении платы по нормативу (в случае отсутствия индивидуального прибора учета) предполагает оплату повышающего коэффициента за счет муниципалитета (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 г.), правильно учтено краевым судом как обстоятельство, влекущее ущемление прав муниципального образования.

Доводы жалобы о нарушении прав муниципалитета понуждением выделить финансирование на установку приборов учета к отмене судебных постановлений не ведут, поскольку оснащение жилого помещения прибором индивидуального учета предусматривает комплекс мероприятий, в том числе и финансирование на их осуществление лицом, исполняющим обязанности собственника жилого помещения.

В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанции, правовая оценка которой дана в обжалуемых судебных постановлениях, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают.

Оснований для отмены либо изменения судебных актов, предусмотренных статьей 379.7 ГПК Российской Федерации, из доводов жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьёй 390 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Надеждинского районного суда Приморского края от 30 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Надеждинского муниципального района – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Надеждинского районного суда Приморского края от 30 ноября 2023 г.

Председательствующий

Судьи

8Г-6179/2024 [88-6773/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Надеждинского района
Ответчики
Администрация Надеждинского муниципального района
Другие
ООО "Стройка Плюс"
Лакизо Алена Дмитриевна
ООО «Стимул Стройсервис»
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
30.07.2024Судебное заседание
30.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее