Решение по делу № 2-3018/2022 от 26.09.2022

УИД 79RS0002-01-2022-005747-79

Дело 2-3018/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 15 ноября 2022 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Белоусовой И.А.,

при секретаре Видяковой Т.В.,

с участием:

процессуального истца – помощника прокурора Кинич А.Ю.,

представителя ответчика Цыбукеевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Смидовичского района Еврейской автономной области, действующей в интересах Петрова Андрея Анфиногеновича, к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании организовать обеспечение лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Смидовичского района ЕАО, действующая в интересах Петрова А.А., обратилась с исковым заявлением к департаменту здравоохранения правительства ЕАО об обязании организовать обеспечение лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировала тем, что надзорными мероприятиями установлено, что Петрову А.А. диагностировано заболевание <данные изъяты> с осложнением «<данные изъяты>», установлена <данные изъяты>. Указаниями, содержащимися в выписном эпикризе, а также рекомендациями врача-пульмонолога установлено, что он нуждается в приеме медицинских препаратов «<данные изъяты> мг 3 раза в день пожизненно. Таким образом, Петрову А.А. жизненно необходим указанный препарат для поддержания нормального функционирования <данные изъяты>. На имя Петрова А.А. зарегистрированы рецепты, находящиеся на отсроченном обслуживании: от 25.01.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; от 25.01.2022 -на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; от- 18.10.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; от 15.11.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты> назначенное количество упаковок - 1шт. Указанные рецепты до настоящего времени не обслужены.

Просит: обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области организовать обеспечение Петрова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами по следующим рецептам: от 25.01.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; от 25.01.2022 на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; от 18.10.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; от 15.11.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области организовать бесперебойное обеспечение Петрову Андрею Анфиногеновичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами <данные изъяты>, <данные изъяты> в объеме, рекомендованном соответствующими медицинскими учреждениями до отмены назначенного лечения; взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Петрова Андрея Анфиногеновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Смидовичского района Кинич А.Ю. представил заявления материального истца об отказе от исковых требований в части обязания организовать обеспечение лекарственными препаратами по рецептурным бланкам: от 25.01.2021, от 25.01.2022, от 18.10.2021, от 15.11.2021, а также в части обязания организовать бесперебойное обеспечение лекарственными препаратами <данные изъяты> и <данные изъяты> в объеме, рекомендованном соответствующими медицинскими учреждениями до отмены назначенного лечения.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Смидовичского района Кинич А.Ю. поддержал заявления материального истца об отказе от исковых требований, указал, что последствия частичного отказа от исковых требований ему разъяснены и понятны.

Требования о взыскании компенсации морального вреда поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, указав, что истцу, в связи с непредставлением своевременно лекарственных препаратов, причинены нравственные и физические страдания. Лекарственные препараты необходимы для проведения ингаляций органов дыхания, поэтому являются жизненно необходимыми для Петрова А.А. Материальный истец приобретал препараты за свой счет, поскольку ингаляции необходимо проводить регулярно, иначе возникают трудности с дыханием, уменьшается двигательная активность. Просил удовлетворить требование о компенсации морального вреда в полном объеме.

Материальный истец Петров А.А. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно телефонограмме, просил дело рассматривать без его участия.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. не возражала против прекращения производства по делу, в связи с частичным отказом от исковых требований. Требование искового заявления о взыскании компенсации морального вреда не признала в полном объеме, указав, что вины департамента здравоохранения в несвоевременном обеспечении истца лекарственными препаратами нет, поскольку медицинское учреждение не предоставило заявку на лекарственный препарат <данные изъяты> не проинформировало департамент о необходимости включения данного препарата в заявку. Департаментом здравоохранения предприняты меры для скорейшего обслуживания рецептурных бланков на имя Петрова А.А., находящихся на отсроченном обслуживании. В настоящее время он обеспечен нужным количеством препарата. Стороной истца в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств причинения департаментом здравоохранения материальному истцу физических и нравственных страданий. Просила в случае удовлетворения судом требования о компенсации морального вреда, исходить из принципа разумности и справедливости.

Представители третьих лиц ГП ЕАО «Фармация», правительства ЕАО и ОГБУЗ «Николаевская районная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующему.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 2.11.2011 № 323-ФЗ, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В судебном заседании установлено, что Петрову А.А. диагностировано заболевание <данные изъяты> с осложнением <данные изъяты>, находится на лечении в ОГБУЗ «Николаевская районная больница», является получателем льготных лекарственных средств, как <данные изъяты>.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Постановлением правительства ЕАО от 30.12.2019 № 500-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Еврейской автономной области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Территориальная программа).

Согласно данной программе лекарственные препараты для лечения болезней системы кровообращения и органов дыхания входят в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

На основании вышеприведенных норм закона, Петров А.А. имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Согласно материалам дела, ОГБУЗ «Николаевская районная больница» на имя Петрова А.А. выписаны рецепты: от 25.01.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты> назначенное количество упаковок - 1шт.; от 25.01.2022 - на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; от - 18.10.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.; от 15.11.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>, назначенное количество упаковок - 1шт.

Из реестра рецептов следует, что спорные рецептурные бланки обслужены с нарушением установленного срока - 14.11.2022.

Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».

Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Петрова А.А., своевременно не исполнил. Рецепты на лекарственные препараты обслужены департаментом здравоохранения правительства ЕАО с нарушением срока, только после обращения прокуратуры в суд с исковым заявлением.

Департамент здравоохранения представил суду документы, подтверждающие осуществление мер для своевременного обеспечения истца вышеуказанными препаратами, в том числе сводную плановую заявку на 2022 года ОНЛС, сводные дополнительные заявки на лекарственные препараты, медицинские изделия на 2021 год. Вместе с тем, данные обстоятельства не являются основанием для освобождения департамента здравоохранения правительства ЕАО от ответственности, поскольку именно на департамент здравоохранения правительства ЕАО возложена обязанность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Стороной истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО в части возложения обязанности обеспечения лекарственными препаратами по спорным рецептурным бланкам, а также возложения обязанности бесперебойного обеспечения Петрова А.А. лекарственными препаратами <данные изъяты>.

Суд принимает отказ истца от иска в части, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Данное требование закона сторонам разъяснено и понятно.

Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты на имя Петрова А.А. обслужены со значительным нарушением установленного срока.

Необеспечение материального истца в срок необходимыми лекарственными препаратами прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлены.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО пояснил, что Петров А.А. его отец, долгое время он не получал медицинские препараты, которые для него являются жизненно необходимыми. Лекарственные препараты он (Петров А.А.) приобретал за свой счет, поскольку их прием обязателен, обязательны ингаляции, в противном случае ему не хватает кислорода, его дыхание затрудняется, он не может свободно двигаться.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, показания свидетеля, заболевание истца, его возраст, значительный период, в течение которого он, в нарушение установленного законом срока, не обеспечен лекарственными препаратами, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокуратуры Смидовичского района Еврейской автономной области, действующей в интересах Петрова Андрея Анфиногеновича, к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании организовать обеспечение лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156 в пользу Петрова Андрея Анфиногеновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> (паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Прекратить производство по исковым требованиям прокуратуры Смидовичского района Еврейской автономной области, действующей в интересах Петрова Андрея Анфиногеновича, к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами по выписанным рецептам, о возложении обязанности организовать бесперебойное обеспечение лекарственным препаратом - прекратить в связи с отказом истца от иска.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья              И.А. Белоусова

2-3018/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Смидовичского района ЕАО
Петров Андрей Анфиногенович
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
Правительство ЕАО
Николаевская районная больница, ОГБУЗ
Фармация, ГП ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Белоусова Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2022Передача материалов судье
28.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Подготовка дела (собеседование)
17.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее