№ 12-1005/2021
66RS0001-01-2021-009262-81
РЕШЕНИЕ
23 ноября 2021 года город Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Гейгер Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы Бисертского городского округа Суровцевой Валентины Сергеевны на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 27 сентября 2021 года № Главе Бисертского городского округа Суровцевой В.С. по части 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 8 000 рублей.
В жалобе лицо, привлекаемое к административной ответственности Суровцева В.С., просит постановление отменить с прекращением производства по делу. В обоснование указывает на процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу.
В судебное заседание Суровцева В.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, путем направления судебной повестки заказной почтовой корреспонденцией.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В силу пунктов б, в, г, е, ж, з части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Объектом правонарушения по данной норме являются общественные отношения в области использования и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания и обеспечения правомерных видов пользования ими.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении различных альтернативных действий, оказывающих неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Как следует из оспариваемого постановления в период с 28 мая 2019 года до 13 августа 2021 года в 00 часов 01 минут Суровцева В.С., являясь Главой Бисертского городского округа, не исполнила обязательства по согласованию администрацией Бисертского городского округа мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в результате осуществляемой деятельности, а именно администрация Бисертского городского округа с момента заключения контракта на строительно-монтажные работы по строительству объекта «Сооружения биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 700 м?/сут., <адрес>» (участок строительства очистных сооружений расположен на территории <адрес>, в 2,30 метрах ниже плотины Бисертского водохранилища на реке Бисерть, в частности, на левобережном склоне долины реки Бисерть в 109 метрах от ее левого берега, что является водоохранной зоной реки Бисерть) осуществляла деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы, без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380.
Вместе с тем, с выводами должностного лица о виновности Главы Бисертского городского округа Суровцевой В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу возможным согласиться, ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, оспариваемого постановления правонарушение выявлено в ходе проведения административного расследования при проведении анализа материалов, информации, содержащейся в государственном водном реестре, <иные данные> и на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Срок административного расследования, вопреки доводам жалобы, был продлен определением от 13 сентября 2021 года до 12 октября 2021 года.
При этом диспозиция части 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за совершение ряда альтернативных действий: территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении должностного лица не указано, какую конкретно деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы, осуществляла администрация Бисертского городского округа без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Таким образом, нахожу заслуживающими доводы жалобы о том, что в данном конкретном случае ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении должностного лица не описана объективная сторона вмененного правонарушения, что безусловно свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Кроме того, из представленной в материалы дела проектной документации (раздел 2, том 2) «Схема планировочной организации земельного участка» № следует, что площадка проектируемого строительства сооружений биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод расположена в границах водоохраной зоны реки Бисерть. Загрязнение данной площадки исключено. Твердое покрытие проездов, озеленение территории и поверхностный водоотвод с площадки очистных сооружений в проектируемый дождеприемный колодец являются мероприятиями, обеспечивающими охрану реки от загрязнений.
Оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы отражена в представленном в материалы дела положительном заключении экспертизы <иные данные> от 13 апреля 2018 года, в котором предусмотрены конкретные мероприятия по охране поверхностных и подземных вод. В указанном заключении отражено, что участок строительства расположен в пределах водоохраной зоны реки Бисерть. На период строительства реализуются организационно-технические мероприятия по исключению загрязнения поверхностных и подземных вод (в том числе, мероприятия по ограничению хозяйственной деятельности в пределах водоохраной зоны). Для очистки бытовых сточных вод применена биологическая очистка по технологии <иные данные> (патент Российской Федерации № от 20 января 2012 года) с использованием и поставкой комплекта основного и вспомогательного технологического оборудования, адаптированного к технологии, и обеспечивающего регламентные показатели очистки сточных вод. Водоснабжение очистных сооружений предусмотрено от существующих сетей водоснабжения. Водоотведение хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод принято в приёмную камеру очистных сооружений. Отвод поверхностных стоков с площадки проектируемых очистных сооружений предусмотрен по организованным уклонам покрытия проезжей части в дождеприёмник с последующим отводом в приёмный резервуар насосной станции дождевых стоков. Поверхностные сточные воды подвергаются очистке, полностью очищаются поливомоечный и талый сток и 70 % годового объёма дождевого стока. Очистка поверхностных стоков предусмотрена на проектируемых очистных сооружениях хозяйственно-бытовых сточных вод. Предусмотрены мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций: при невозможности регенерации ил удаляется из стабилизатора ассенизационной машиной с последующим вывозом на полигон ТБО; две параллельно работающих технологические линии.
Таким образом, обстоятельства, на основании которых старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству вынесено оспариваемое постановление, являются недоказанными, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения также является основанием для отмены постановления от 27 сентября 2021 года и прекращения производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
жалобу Главы Бисертского городского округа Суровцевой Валентины Сергеевны удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Малеева Л.С. от 27 сентября 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Е.Ф. Гейгер