Решение по делу № 2-121/2022 (2-1675/2021;) от 30.07.2021

Дело №2-121/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года                                             город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Казацкого В.В.,

при секретаре Окуневой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельничук Л. А. в лице ее представителя Литвинова Д. Валерьевича к Волкову Д. В., Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об установлении границ земельного участка, внесении изменений в сведения ЕГРН, -

установил:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об установлении границ земельного участка, внесении изменений в сведения ЕГРН. Свои требования истец мотивирует тем, что ей принадлежит земельный участок общей площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>. В результате проведения кадастровых работ истцом было установлено, что границы земельного участка в соответствии со сложившимся порядком пользования не соответствуют границам в ЕГРН, поскольку имеет место наложение границ земельного участка, принадлежащего истцу, с границами иных соседних земельных участков – земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является город Севастополь, и земельного участка с кадастровым номером собственником которого является Волков Д.В. На основании изложенного, за защитой своих прав истец обратилась в суд.

Истец и ее представитель в судебном заседание не явились, были уведомлены, представитель истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, просит заявленные исковые требования удовлетворить по изложенным в них основаниям, настаивает на установлении границ согласно варианта , предложенного экспертом в экспертном заключении, поскольку такой вариант обеспечит защиту прав всех участников судебного разбирательства.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Судом установлено, что истец Мельничук Л.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв. м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования «для ИЖС». Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок принадлежит истцу на основании решения исполкома Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, в дальнейшем ему был присвоен кадастровый .

Следовательно, право собственности истца на земельный участок возникло до введения на территории города Севастополя в действие законодательства Российской Федерации и на сегодняшний день является юридически действительным.

Как усматривается из заключения специалиста кадастрового инженера Ф.И.О., в ходе проведения кадастровых работ было установлено, что границы земельного участка в соответствии со сложившимся порядком пользования не соответствуют границам в ЕГРН, поскольку имеет место наложение границ земельного участка, принадлежащего истцу, с границами иных соседних земельных участков – земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу положений статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образование объекта недвижимости.

В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п.5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 (заинтересованные лица), в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

    Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

    Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исходя из смысла п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.

Как уже указывалось выше, согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Для определения обстоятельств, имеющих значение для дела, судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза; экспертом был произведен выезд на спорные земельные участки с целью проведения геодезических измерений границ земельных участков.

Согласно заключения эксперта №4Э/2022 от 28.02.2022 года, эксперт пришел к следующим выводам:

- по результатам натурных исследований составлена схема 1, на которой показана фактически сложившаяся ситуация по состоянию на 07.12.2021 - идеализированная компьютерно-графическая модель объектов исследования (далее - Модель), созданная в камеральных условиях по результатам натурных экспертных исследований, в соответствии с условными знаками, принятыми для топографических планов масштабов 1:500, 1:1000 - в Модели по координатам точек, вычисленным из результатов натурных измерений, построены контуры объектов строительства и контуры существующих на местности сооружений, позволяющих визуально определить территорию, в пределах которой расположен спорный земельный участок.

Спорные земельные участки на местности не имеют закреплений границ объектами искусственного или природного происхождения. С северной стороны исследуемая территория ограничена грунтовой дорогой, с западной и южной стороны - ограждениями смежных земельных участков, не являющихся объектами исследования. В восточной части исследуемой территории расположен фундамент (исходя из местоположения и конструктивных особенностей сооружения, определить давность возведения и принадлежность данного объекта не представляется возможным).

Исследуемая территория расположена с юго-восточной стороны от <адрес> в <адрес>;

- в силу того, что фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами на местности не определены и, следовательно, не определена их фактическая площадь - определить соответствие фактической площади и границ кадастровым сведениям, правоустанавливающим документам на эти участки, а также первичной землеустроительной документации, документам территориального планирования не представляется возможным.

Согласно данным ЕГРН границы земельных участков, составляющих территорию <адрес> (за исключением участка с К) установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, о чем свидетельствует фрагмент Публичной кадастровой карты https://pkk5.rosreestr.ru.

Представленная на схеме 2 Модель дополнена сведениями ЕГРН. Из сравнения положения учтенных границ земельных участков с результатами экспертных натурных измерений, которое заключается в визуальном сопоставлении местоположения границ исследуемых объектов и определении программными средствами величин расхождений, установлено:

• фундамент в восточной части исследуемой территории расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами

• с севера от участков с кадастровыми номерами расположена грунтовая дорога;

• участки с кадастровыми номерами являются смежными между собой и не имеют общих границ с участками, расположенными по <адрес>, образуя область чересполосицы;

• границы земельного участка с К не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В силу того, что фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами на местности не определены и не имеют закреплений - определить факт пересечения (наложения) юридических и/или фактических границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:049002:130, расположенного по адресу; РФ, г. Севастополь. <адрес> (правообладатель Мельничук Л.А.), а также земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, в границах кадастрового квартала (правообладатель город Севастополь), и земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, (правообладатель Волков Д.В.) не представляется возможным.

Вместе с тем, в материалах гражданского дела, предоставленного для проведения экспертизы, содержится выкопировка из генерального плана <адрес>, на которой определено местоположение земельного участка, выделенного Мельничук Л.А. под застройку жилого дома на основании решения исполнительного комитета Орлиновского сельского совета народных депутатов от 28.07.1992 № 12. Также определены размеры и конфигурация земельного участка Мельничук Л.А. и его местоположение относительно смежных землепользований.

Согласно информации, содержащейся в представленной выкопировке, земельный участок с К площадью 1000 кв. м представляет собой прямоугольник со сторонами 25м*40м. Участок расположен к юго-востоку от участков №, 20, 22 по <адрес> в <адрес>.

Представленная на схеме 3 Модель дополнена сведениями ЕГРН. Из сравнения положения учтенных границ земельных участков с результатами экспертных натурных измерений, которое заключается в визуальном сопоставлении местоположения границ исследуемых объектов и определении программными средствами величин расхождений, установлено - фактические ограждения, установленные по переднему фасаду земельных участков №, 20, 22 по <адрес> в <адрес> соответствуют данным ЕГРН. Нумерация участков по <адрес> и их местоположение относительно друг друга, указанные в выкопировке из генплана от 1992 года, соответствует одноименным параметрам, содержащимся в ЕГРН. Нумерация участков по <адрес> и их местоположение относительно друг друга, указанные в выкопировке из генплана от 1992 года, соответствуют нумерации участков по <адрес> и их местоположению относительно друг друга по сведениям ЕГРН. То есть, <адрес>, обозначенная в выкопировке из генплана <адрес> от 1992 года, является <адрес>, а местоположение земельного участка с КН соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу; РФ, г Севастополь, <адрес> (правообладатель Мельничук Л.А.).

Методом компьютерно-графического моделирования по размерам, указанным в генеральном плане <адрес> от 1992 года, воспроизведены границы земельных участков № по <адрес> (в настоящее время - <адрес>). Местоположение земельного участка определено следующим образом: западная граница установлена в створе с учтенной границей земельного участка 18 по <адрес>), северная граница ортогональна восточной и установлена в створе с учтенными границами земельных участков по <адрес>, составляющих квартал жилой застройки, ограниченный улично-дорожной сетью.

            При данном воспроизведении границ земельный участок, предоставленный Мельничук Л.А. под застройку жилого дома на основании решения исполнительного комитета Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , частично входит в состав учтенных границ участка с К и частично входит в состав учтенных границ участка с К. При этом существующий фундамент полностью расположен в границах участка 23, воспроизведенных по генеральному плану. Данное наложение обусловлено тем, что ширина учтенных границ земельных участков №, 9, 11, 13, 15 и 17 по <адрес> с кадастровыми номерами превышают ширину участков, предусмотренную генеральным паном <адрес>.

Учитывая проведенное исследование, а также принимая во внимание факт того, что смежные со спорными земельные участки не являлись объектом исследования - на схеме 5 представлен вариант определения границ земельного участка с К в соответствии с размерами, указанными в генеральном плане <адрес> от 1992 года и в соответствии с данными ЕГРН по смежным участкам, не являющимся спорными:

• участок Мельничук Л.А. с К кв. м.

• участок Волкова Д.В. с К кв. м.

Данный вариант определения границ земельных участков требует внесения изменений в данные ЕГРН по земельному участку с К в части координат поворотных точек в связи с тем, что сформированные границы участка Мельничук Л.А. пересекают учтенные границы земельного участка Волкова Д.В., что является недопустимым в соответствии с п.20 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации не движимости».

Также следует отметить, что определение границ земельного участка Мельничук Л.А. с К в соответствии с генеральным планом <адрес> от 1992 года требует исключения из ЕГРН границ земельного участка с К в связи с тем, что границы земельного участка с К входят в состав земельного участка с К. То есть сформированные границы земельного участка Мельничук Л.А. с пересекают учтенные границы земельного участка с КН , что является недопустимым в соответствии с п.20 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Принимая во внимание, что границы земельного участка с КН не установлены в соответствии с требованием земельного законодательства, в то время как границы смежных земельных участков и внесены в ЕГРН - на схеме 6 представлен вариант определения границ земельного участка с К в соответствии с данными ЕГРН по смежным земельным участкам:

• участок Мельничук Л.А. с К кв. м.

                Данный вариант определения границ земельного участка с К требует исключения из ЕГРН границ земельного участка с К, в связи с тем, что     границы земельного участка с К входят в состав земельного участка с К. То есть сформированные границы земельного участка Мельничук Л.А. с К пересекают учтенные    границы земельного участка с К, что является недопустимым в соответствии с п.20 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 2 ст. 187 ГПК РФ заключение эксперта оценивается наряду с другими доказательствами, оно не имеет для суда заранее установленной силы, в соответствии с п. 3 ст. 86 ГПК РФ является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

В данном случае суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими значительный стаж работы в соответствующей области. Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда.

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации экспертов, их образовании, стаже работы.

Таким образом, на основании анализа заключения эксперта и иных доказательств, имеющихся в деле, в их совокупности, суд приходит к убеждению, что в данном случае имеет место нарушение прав истца при формировании 16.10.2019 года земельного участка с кадастровым номером собственником которого является город Севастополь, поскольку границы земельного участка истца после их определения входят в состав вышеуказанного земельного участка, сформированного позднее, что является недопустимым.

При этом суд соглашается с позицией представителя истца и считает возможным установить границы земельного участка истца согласно варианта, предложенного экспертом на схеме , поскольку такой вариант установления границ не нарушит прав владельцев смежных земельных участков, а лишь потребует исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером сформированного с нарушением земельного законодательства.

На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании оценки и анализа представленных сторонами доказательства в их совокупности, при указанных обстоятельствах, в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что отсутствие местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу, в ЕГРН, а также установление границ земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является город Севастополь, без учета границ земельного участка истца, сформированного ранее, нарушает права истца и не может быть исправлено иным образом, кроме как путем установления границ земельного участка истца в судебном порядке, а также путем исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером .

Таким образом, суд полагает, что нарушенное право истца будет восстановлено путем установления границ земельного участка с кадастровым номером (принадлежащего истцу) площадью 984 кв. м, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, в координатах границ характерных (поворотных) точек:

X Y
1

а также путем исключения из ЕГРН границ земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является город Севастополь.

В то же время суд не усматривает оснований для внесения в ЕГРН изменений в части координат границ смежного земельного участка с кадастровым номером собственником которого является Волков Д.В., поскольку предложенный экспертом вариант установления границ земельного участка истца, с которым также согласился суд, не требует таких изменений и не затрагивает права и интересы Волкова Д.В.

На основании изложенного суд приходит к убеждению, что исковые требования являются частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

решил:

Иск удовлетворить частично.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Мельничук Л. А., площадью 984 кв. м, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, в координатах границ характерных (поворотных) точек:

X Y

Внести изменения в ЕГРН путем исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является город Севастополь, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, в границах кадастрового квартала

В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.

Данное решение является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН о границах и площади земельных участков с кадастровыми номерами .

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 20 апреля 2022 года.

Судья                                                                         В.В. Казацкий

2-121/2022 (2-1675/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мельничук Людмила Анатольевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Литвинов Дмитрий Валериевич
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
30.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2021Судебное заседание
25.03.2022Производство по делу возобновлено
13.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее