ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Топчиёвой Л.С.,
при секретаре Абрамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 865/2024 по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к Кляузер Виктору Давыдовичу, Краснову Владимиру Владимировичу о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Кляузер В.Д., Краснову В.В., в котором просит возложить на Кляузера Виктора Давыдовича (адрес: <адрес>, паспорт серия № №, СНИЛС №), Краснова Владимира Владимировича (адрес: <адрес>, № паспорт серия № №, СНИЛС №) обязанность по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в следующих географических координатах №.
В обоснование своих требований указал, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа исполнения на территории Самарской области законодательства об отходах производства и потребления выявлено нарушение природоохранного законодательства.
Установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в географических координатах №, на площади 0,025 га размещены строительные отходы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находится в общедолевой собственности Кляузер Виктор Давыдович и Краснова Владимир Владимирович.
Собственниками земельного участка допущено размещений отходов производства и потребления на земельном участке с сельскохозяйственного назначения, подлежащим в соответствии с действующим законодательством особой охране. В связи с чем прокурор вынужден обратиться с указанными требованиями в суд.
Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, не возражал против вынесения заочного решения суда.
Ответчики Кляузер В.Д., Краснов В.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки суду не сообщили, не просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть без его участия, представив суду отзыв в котором просит удовлетворить исковые требования.
Третье лицо Якуцэня С.В. в судебное заседание не явился, оповещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
По правилам, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, и другие участники процесса также считаются извещенными надлежащим образом судом, если имеются доказательства вручения судебного извещения в порядке, установленном статьями 113, 115 и 116 настоящего Кодекса. В материалах дела имеется возврат судебной корреспонденции, направленной по известному адресу ответчика с извещением о дате и времени судебного заседания.
В соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
При таких обстоятельствах, суд считает ответчика надлежащим образом извещенным, поскольку в адрес суда вернулась направленная ответчику корреспонденция за истечением срока хранения на почте, что в силу ст.165.1 ГК РФ является доставленным судебным извещением. Учитывая неявку в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, мнение представителя истца, суд принимая во внимание требования ст.233 ГПК РФ, считает необходимым рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Природная среда - совокупность компонентов природной среды (к примеру, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природных (к примеру, естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенных объектов (к примеру, объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение).
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле).
Положениями ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в рамках проводимого на основании ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» выездного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № (общей площадью - 66,6 га) вид разрешенного использования - для использования в сельскохозяйственном производстве; адресные ориентиры: <адрес> По результатам вышеуказанного мероприятия установлено следующее: обследуемый земельный участок на площади 57,3 га зарос сорной травянистой растительностью, в том числе, многолетней сорной растительностью, имеются очаги разрастания древесно-кустарниковой растительности, которая не является защитным лесным насаждением и не является древесной растительностью для сельскохозяйственного производства.
Кроме того, на площади 0,025 га осуществлено захламление земельного участка отходами производства и потребления (строительным мусором).
Указанные факты подтверждаются протоколом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, фототаблицами, а также заключением по результатам выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находится в общедолевой собственности Кляузер Виктор Давыдович (1/3 доля) и Краснова Владимир Владимирович (1/3 доля), Якуцэня Сергей Васильевич (1/3 доля).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Закон № 136-ФЗ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу п. 1 ст. 79 Закона № 136-ФЗ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со ст. 12 Закона № 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
По итогам контрольного (надзорного) мероприятия, осуществляемого без взаимодействия с проверяемым лицом, установлены признаки несоблюдения Кляузером В.Д., Красновым В.В. указанных требований земельного законодательства, в связи с чем в порядке, предусмотренном ст. 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в их адрес направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 21.02.2023 № 876-248ФЗ, от 28.09.2023 № 6237-248ФЗ, от 21.02.2023 № 877-248ФЗ, от 24.11.2023 № 6238-248ФЗ от 11.09.2023 № 5743-248ФЗ.
Данная мера относится к профилактическим мероприятиям и направлена на добровольное устранение лицом признаков имеющихся нарушений обязательных требований.?
В силу ст. 42 Закона № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Таким образом, в результате действий (бездействия) собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № Кляузера В.Д., Краснова В.В. допущено размещение отходов производства и потребления, что влечет существенное ухудшение плодородных свойств почвы.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что допущенные ответчиком нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории Ставропольского района Самарской области населения и приезжающих граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные действующим законодательством, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования, основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ № №, ░░░░░ №), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ № №, ░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░ 2024 ░░░░.