Решение по делу № 2а-379/2020 от 04.03.2020

УИД 39RS0011-01-2020-000306-15

Ад. дело № 2а-379\2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

04 июня 2020 года г. Зеленоградск

Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области

Сайбель В.В.

при секретаре Евсиковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области

административное дело по административному исковому заявлению Емельянцева Александра Александровича к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в аренду и понуждении к такому предоставлению

установил:

Емельянцев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал отказ администрации МО «Зеленоградский городской округ» в части предоставления в аренду земельного участка.

В обосновании своих требований указал, что он являлся арендатором земельного участка с КН , площадью 1000 кв.м, с разрешенным использованием – под строительство индивидуального жилого дома, с категорией земель- земли населенных пунктов, расположенного в <адрес> в черте <адрес>. В границах арендуемого земельного участка истцом, на основании выданного 18.12.2015 разрешения на строительство, возводится жилой дом, в ЕГРН зарегистрировано право на неоконченный строительством дом, с процентом готовности 10%. Соглашением от 30.12.2014 в договор аренды были внесены изменения, срок действия договора был продлен до 27.02.2017, однако данное соглашение в ЕГРН зарегистрировано не было. В настоящее время истец завершил строительство жилого дома, и подал в администрацию уведомление об окончании строительства. 05.11.2019 ответчик выдал уведомление о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства, указав, что общая площадь жилого дома не соответствует общей площади дома, заявленной в разрешении на строительство, кроме того, истец не является правообладателем земельного участка. 05.12.2019 истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под завершение строительства жилого дома. 19.02.2020 администрация отказала в предоставлении земельного участка, с указанием на отсутствие условий, предусмотренных п.3 и п.4 ст. 39.6 ЗК РФ. Не согласившись с таким ответом администрации, истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать администрацию предоставить ему земельный участок в аренду под завершение строительства жилого дома.

Истец Емельянцев А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.

Представитель истца Лукичева Ю.В., действующая на основании доверенности заявление поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, возражений на иск не представили.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

На основании пункта 2 части 1 статьи 40 ЗК Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО «Зеленоградский район» от 27 февраля 2007 года за № 381 Емельянцеву А.А. в аренду сроком на пять лет был предоставлен земельный участок с КН , площадью 1000 кв.м, расположенный в <адрес> в черте <адрес> под строительство индивидуального жилого дома.

14 мая 2007 года между администрацией МО «Зеленоградский район» и Емельянцевым А.А. был заключен договор № 332-КЗО\2007 аренды земельного участка с КН , со сроком действия до 27 февраля 2012 года.

Договор аренды был зарегистрирован в установленном порядке.

Соглашением от 30.12.2014 срок действия договора аренды был продлен до 27.02.2017.

06 июля 2016 года Емельянцев А.А. зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства, с процентом готовности 10%, площадью застройки 54 кв.м, общей площадью 260 кв.м, на основании договора аренды и разрешения на строительство от 18.12.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 17).

Из сведений градостроительного плана на земельный участок следует, что он расположен в территориальной зоне Ж1-зона застройки индивидуальными жилыми домами.

25 октября 2019 года Емельянцев А.А. обратился в администрацию с уведомлением об окончании строительства индивидуального жилого дома, а 05.11.2019 получил от ответчика уведомление о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, с указанием на то, что площадь застройки и общая площадь построенного жилого дома не соответствует площади застройки и общей площади здания, заявленной в разрешении на строительство, в связи с чем, возведенная постройка является самовольной и право собственности на нее может быть признано судом. Так же указали, что истец не является правообладателем земельного участка с КН (л. д. 25).

05 декабря 2019 года Емельянцев А.А. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под объект незавершенного строительства.

Ответом от 19 февраля 2020 года администрация отказала в предоставлении земельного участка, сославшись на отсутствие совокупности условий, изложенные в ч.4 ст. 39.6 ЗК РФ, а так же на ч. 1 ст. 39.16 ЗК РФ.

Не согласившись с таким ответом администрации, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Емельянцев А.А. наделен правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.

Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанным с обращением истца, суд приходит к следующему.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных истцом требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Согласно п. 1 ст. 218 ГК Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

Пункт 1 ст. 131 ГК Российской Федерации предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.

На основании части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Как уже указано выше на земельном участке с КН зарегистрирован объект незавершенного строительства (индивидуальный жилой дом), с процентом готовности 10%, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29 мая 2020 года, которому присвоен кадастровый , и право на который зарегистрировано за Емельянцевым А.А. 1932 года рождения.

Из представленного администрацией МО «Зеленоградский городской округ» отзыва следует, что администрация своим постановлением от 03 октября 2017 года за № 2810 прекратила действие договора аренды земельного участка с КН , заключенного между администраций МО «Зеленоградский район» и Емельянцевым А.А. в связи с истечением срока его действия, при этом никаких доказательств, что истцу было об этом сообщено, не представлено, а из копии претензии, представленной к отзыву следует, что эта претензия направлялась на иную улицу, чем указано по месту жительства истца.

В настоящее время жилой дом истца достроен, что подтверждается техническим заключением, он имеет характеристики- индивидуальный двухэтажный жилой дом, общей площадью 81.8 кв.м, в том числе жилой 33.4 кв.м

В п. 1 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации закреплено общее правило о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, но за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Одним из таких исключительных случаев в подпункте 10 пункта 2 указанной нормы указано на предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

В силу последнего предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом оказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Учитывая, что с 2017 года (со дня прекращения действия ранее заключенного договора) администрация мер к изъятию возведенного истцом объекта не предпринимала, суд приходит к выводу, что истец наделен правом на получение земельного участка в аренду однократно, для завершения строительства жилого дома.

Ссылки ответчика в оспариваемом ответе на отсутствие совокупности условий, изложенных в ч. 4 ст. 39.6 ЗК РФ судом во внимание не принимаются, поскольку данная норма подлежит применению с ч.3 этой же статьи, а предоставление земельного участка истцу предусмотрено ч. 2 указанной выше нормы права.

Не обоснована и ссылка ответчика на ч. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку данной нормой предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Однако, как уже указано выше, Емельянцев А.А. является собственником незавершенного строительством объекта, и его право на данный объект зарегистрировано в установленном законом порядке.

Таким образом, земельный участок с КН под строительство жилого дома был предоставлен истцу до 01 марта 2015 года, по истечении срока действия договора он пролонгировался на неопределенный срок и был прекращен администрацией только 03.10.2017, о чем истцу сообщено не было, по истечении срока действия договора аренды возведенный истцом объект в течении 6 месяцев изъят администрацией не был, ранее истцу для завершения строительства жилого дома этот участок не предоставлялся.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

При этом в статье 4 указанного Федерального закона закреплен принцип правомерности представления государственной услуги, подразумевающий, что при предоставлении государственной услуги не могут нарушаться требования действующего законодательства и права других лиц.

Поскольку выданный истцу ответ от 19.02.2020 является формальным, и требованиям земельного законодательства не соответствует, следовательно, является незаконным.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Учитывая, что законных оснований для отказа истцу в предоставлении земельного участка не имеется, суд в целях восстановления нарушенных прав административного истца считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность предоставить Емельянцеву А.А. муниципальную услугу по предоставлению в аренду земельного участка КН , площадью 1000 кв.м, расположенного в <адрес>, сроком на три года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Емельянцева Александра Александровича удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО «Зеленоградский городской округ» о предоставлении Емельянцеву Александру Александровичу земельного участка с КН , расположенного в пос. Сосновка, Зеленоградского района, Калининградской области в аренду под существующим объектом недвижимости, выраженный в ответе от 19.02.2020 за № И-130\МФЦ.

Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» предоставить Емельянцеву Александру Александровичу муниципальную услугу по предоставлению в аренду земельного участка КН , площадью 1000 кв.м., расположенного в <адрес> для завершения строительства индивидуального жилого дома сроком до трех лет.

О принятом решении сообщить административному истцу и суду в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08.06.2020.

Судья Сайбель В.В.

2а-379/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Емельянцев Александр Александрович
Ответчики
Администрация МО "Зеленоградский городской округ"
Другие
Лукичева Юлия Валерьевна
Суд
Зеленоградский районный суд Калининградской области
Судья
Сайбель В.В.
Дело на сайте суда
zelenogradsky.kln.sudrf.ru
04.03.2020Регистрация административного искового заявления
04.03.2020Передача материалов судье
05.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее