Дело № 2-4710/2023
42RS0009-01-2023-007873-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Е.И. Исаковой
При помощнике судьи А.С. Фроловой
Рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием ВКС
в г. Кемерово 01 ноября 2023 года
дело по иску Тытыякова Яна Андреевича к адвокатской палате Кемеровской области-Кузбасса, Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу о взыскании компенсации морального вреда в связи с некачественным оказанием услуг адвокатом,
УСТАНОВИЛ:
Тытыяков Я.А. обратился с иском к адвокатской палате Кемеровской области-Кузбасса, Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу о взыскании компенсации морального вреда в связи с некачественным оказанием услуг адвокатом. Требования мотивирует тем, что в **.**.**** году привлечен к уголовной ответственности по .... Его защиту осуществлял адвокат по назначению Назаров С.В., который своим бездействием в ходе судебного следствия фактически поддерживал сторону обвинения, не изучал материалы уголовного дела, не обсуждал с ним линию защиты, не присутствовал на последнем судебном заседании, проявил халатность к исполнению своих должностных обязанностей, не разъяснил истцу порядок составления кассационной жалобы и подачу ее на приговор суда и не обжаловал приговор. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей адвокатом по защите интересов истца повлекло последнему причинение морального вреда, т. к. истец оказался в беспомощном и беззащитном состоянии. Просит признать исполнение адвокатом Назаровым С.В. своих профессиональных обязанностей по защите истца неэффективным, непрофессиональным, халатным. Взыскать с Адвокатской палаты Кемеровской области-Кузбасса компенсацию морального вреда в размере 60000 руб. и обязать УФК по Кемеровской области-Кузбассу перечислить их на расчетный счет истца.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Адвокатской палаты Кемеровской области-Кузбасса Нагорная Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержав возражения, изложенные в письменной форме.
Представитель УФК по Кемеровской области-Кузбассу Муллярова О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержав возражения, изложенные в письменной форме.
Третье лицо Назаров С.В., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.
Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Адвокат обязан исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Принятый в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
"Кодекс профессиональной этики адвоката" принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003.
При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан: честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом.
Обязанности адвоката, установленные действующим законодательством, при оказании им юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар.
Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящим Кодексом.
Меры дисциплинарной ответственности применяются только в рамках дисциплинарного производства в соответствии с процедурами, предусмотренными Разделом 2 Кодекса профессиональной этики адвоката.
Пунктом 2 статьи 19 Кодекса профессиональной этики адвоката предусмотрено, что поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии и Совета, заседания которых проводятся в соответствии с процедурами дисциплинарного производства, предусмотренными этим кодексом.
Поводом для возбуждения дисциплинарного производства в числе прочих является жалоба, поданная в адвокатскую палату другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно - при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований - жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке статьи 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 20 Кодекса профессиональной этики адвоката).
Согласно части 5 статьи 18 Кодекса профессиональной этики адвоката меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более двух лет, а при длящемся нарушении - с момента его прекращения (пресечения).
Истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности является одним из обстоятельств, при наличии которого исключается возможность дисциплинарного производства (подпункт 3 пункта 3 статьи 21 Кодекса профессиональной этики адвоката).
Судом установлено, что Тытыяков Я. А. осужден приговором Кемеровского областного суда от **.**.**** к .... Отбывает наказание ...
В обоснование требований о взыскании компенсации морального вреда с Адвокатской палаты Кемеровской области – Кузбасса истец ссылается на некачественное оказание услуг адвокатом-защитником по назначению суда Назаровым С.В., действовавшим на основании ордера от **.**.**** ### и удостоверения адвоката от **.**.**** ###, который своим бездействием в ходе судебного следствия фактически поддерживал сторону обвинения, не изучал материалы уголовного дела, не обсуждал с ним линию защиты, не присутствовал на последнем судебном заседании, проявил халатность к исполнению своих должностных обязанностей, не разъяснил истцу порядок составления кассационной жалобы и подачу ее на приговор суда и не обжаловал приговор.
Возражая относительно исковых требований, представитель Адвокатской палаты Кемеровской области – Кузбасса указывает, что для привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания компенсации морального вреда необходима совокупность условий, в том числе установленные виновные действия адвоката, выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей. Однако в настоящее время возможность установление обстоятельств ненадлежащего исполнения своих обязанностей адвокатом Назаровым С.В. при осуществлении защиты истца по назначению утрачена, поскольку решением Адвокатской палаты Кемеровской области от **.**.**** статус Назарова С.В. как адвоката прекращен, он исключен из членов Адвокатской палаты, истец до **.**.**** года не обращался в Адвокатскую палату с жалобами на ненадлежащее исполнение адвокатом Назаровым С.В. своих обязанностей.
В ходе судебного следствия установлено, что согласно журналам учета входящей корреспонденции Адвокатской палаты Кемеровской области – Кузбасса за **.**.**** годы обращений от Истца в АП КО не поступало. В **.**.**** г. зарегистрировано два его обращения, что подтверждается выписка из журнала учета.
Вина Назарова С.В. (наличие нарушений в его действиях/бездействии либо их отсутствие) в период осуществления им профессиональной деятельности адвоката по защите истца по назначению суда с **.**.**** по **.**.**** могла быть установлена заключением Квалифкомиссии Адвокатской палаты Кемеровской области-Кузбасса только в рамках дисциплинарного производства, и только в соответствии с требованиями раздела II Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которым меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более двух лет.
В данном случае истец имел право на обращение с жалобой на действия адвоката до **.**.**** за возможно допущенные им нарушения в период с **.**.**** по **.**.****. Однако данным правом не воспользовался.
В данном случае истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности является обстоятельством, которое исключает возможность дисциплинарного производства, что в свою очередь исключает возможность установления допущенных, по мнению истца, фактов ненадлежащего оказания ему юридической помощи при осуществлении защиты по назначению.
Установление факта дисциплинарного нарушения и вины адвоката в его совершении не входит в компетенцию суда.
Кроме того, решением Адвокатской палаты Кемеровской области-Кузбасса от **.**.**** статус адвоката Назарова С.В. прекращен за неисполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей в период с **.**.**** по **.**.**** перед доверителем и нарушение норм Кодекса профессиональной этики. Указанным решением Назаров С.В. исключен из членов Адвокатской палаты, что также исключает возможность возбуждения Адвокатской палатой дисциплинарного производства в отношении Назарова С.В.
Истец в обоснование своих требований указывает, что срок исковой давности не применяется к требованиям о взыскании компенсации морального вреда.
Действительно, к требованиям о взыскании компенсации морального вреда срок исковой давности не применяется.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями действующего законодательства обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.
Поскольку в ходе судебного следствия установлено, что Назаров С.В. не привлекался к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее оказание юридической помощи по защите истца в период с **.**.**** по **.**.****, то отсутствуют основания для возложения на Адвокатскую палату по Кемеровской области-Кузбассу такой меры гражданско-правовой ответственности как обязанность компенсации морального вреда.
По заявленным истцом требованиям УФК по Кемеровской области-Кузбассу является ненадлежащим ответчиком, поскольку органы казначейства не отвечают за действия (бездействие) Российской Федерации, государственных органов, федеральных государственных учреждений и иных юридических лиц.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, с учетом норм действующего законодательства, требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Определением суда от **.**.**** Тытыякова Я.А. предоставлена отсрочка по оплате госпошлины до рассмотрения настоящего иска по существу.
С учетом существа принятого решения, положений ст. 98 ГПК РФ с Тытыякова Я.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать Тытыякову Яну Андреевичу в удовлетворении требований в полном объеме.
Взыскать с Тытыякова Яна Андреевича в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме подачей жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Е.И. Исакова
В окончательной форме решение изготовлено 08.11.2023