Решение по делу № 12-28/2021 от 10.06.2021

РЕ Ш Е Н И Е

по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Тара Омской области 06 июля 2021 года

Судья Тарского городского суда Омской области Казакова Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 06 июля 2021 года дело по жалобе главы Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области Г.Н.Ширяевой на постановление № 116 от 03 июня 2021 года, вынесенное главным государственным инспектором Тарского района по пожарному надзору Плюсниным А.В. в отношении Администрации Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Глава администрации Ермаковского сельского поселения обратился в Тарский городской суд с жалобой на постановление № 116 главного государственного инспектора Тарского района по пожарному надзору от 03.06.2021, указав, что администрация Ермаковского сельского поселения привлечена к административной ответственности ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение, которое заключается в том, что в период действия особого противопожарного режима на территории Омской области нарушены требования пожарной безопасности, а именно: в период действия особого противопожарного режима на территории Омской области, не приняты меры по регулярной уборке мусора и покосу травы за землях общего пользования. Указал, что в вынесенном постановлении о назначении административного наказания указаны лишь выявленные в ходе проверки нарушения, но при этом нет описания, анализа и оценки доказательств, на основании которых должностное лицо надзорного органа пришло к выводу о доказанности вины Администрации Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в совершении административного правонарушения, и наличии состава административного правонарушения, не расписана объективная сторона действия (бездействия) Администрации Ермаковского сельского поселения. В ходе административного расследования не устанавливались все обстоятельства якобы совершенного административного правонарушения, обстоятельства, исключающие возможность и целесообразность проведения мероприятий по противопожарной безопасности (регулярная уборка мусора, сухой растительности и покос травы на землях общего пользования) на территории населенных пунктов с. Ермаковка, п. Роднички, д. Сидоровка. Главным государственным инспектором при вынесении постановления не дан анализ тому факту, что ежегодно Администрация Ермаковского сельского поселения выполняла все требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, посредством проведения субботников, а также проведением мероприятий по благоустройству. Деревня Сидоровка в силу территориального расположения находится в болотистой местности также в ней всего пять жилых домов и на момент проверки там были приняты меры по регулярной уборке мусора и покосу травы.Главным государственным инспектором не установлено место совершения правонарушения и способ его совершения. Акт осмотра составлен в отсутствие представителя Администрации Ермаковского сельского поселения. Работа по уборке травы Администрацией Ермаковского сельского поселения проводилась в полном объеме и проводится в настоящее время, организовано одно рабочее место для проведения работ по скосу травы. Данный факт подтверждается договором от 01.04.2021 № 19. Фактически главным государственным инспектором Плюсниным А.В. не установлена дата совершения правонарушения, так как срок исполнения мероприятий по противопожарной безопасности 15 мая 2021 года не истекает. Обстоятельства, обстоятельства, подлежащие доказыванию, должностным лицом надзорного органа не установлены, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, отсутствуют. Просит суд постановление № 116 от 03.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации Ермаковского сельского поселения отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель администрации Ермаковского сельского поселения Симаков В.В. доводы жалобы поддержал полностью, просил суд постановление № 126 от 03.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации Ермаковского сельского поселения отменить, производство по делу прекратить.

Глава администрации Ермаковского сельского поселения Ширяева Г.Н. так же доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что поселением предпринимались меры для уборки территорий мест общего пользования в поселении, однако в связи с большими территориями, отсутствием сил и финансовых средств очистка мест общего пользования была произведена не полностью.

Главный государственный инспектор Тарского района Плюснин А.В. суду пояснил, что считает постановление законным, просит отказать в удовлетворении жалобы.

Суд, изучив материалы дела, жалобу, выслушав стороны, суд приходит к следующему:

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Соблюдение требований пожарной безопасности в равной мере относится к гражданам, индивидуальным предпринимателям, организациям и их руководителям.

В соответствии со ст. 16 Закона о пожарной безопасности к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.

Согласно Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 31.12.2020) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (п.67); Руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п.73).

Согласно п. 2 Постановления Правительства Омской области от 23.04.2021 N 162-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области» установлен на территории Омской области особый противопожарный режим с 27 апреля по 27 июня 2021 года. На период действия особого противопожарного режима на территориях поселений, городского округа, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях, частных домовладениях обеспечивается уборка мусора, сухой растительности и покос травы.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.

20.05.2021 государственным инспектором по пожарному надзору Тарского района Абрамовым Д.А. в отношении администрации Ермаковского сельского поселения составлен протокол N 116 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому в действиях администрации сельского поселения, совершенных в условиях противопожарного режима, введенного на территории Омской области постановлением правительства Омской области от 23.04.2021 № 162-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области», усматривается нарушение требований пожарной безопасности, а именно: в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов с.Ермаковка, д.Роднички, д.Сидоровка не приняты меры по регулярной уборке мусора и покосу травы на землях общего пользования в условиях особого противопожарного режима, установленного на территории Омской области (л.д. 9-11).

В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены в полном объеме. Доводы жалобы о том, что администрацией сельского поселения предприняты все меры по исполнению требований пожарной безопасности, опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.

Приведенные доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Суд считает, что препятствий для соблюдения законодательства в области пожарной безопасности у заявителя не имелось. Администрацией Ермаковского сельского поселения не было предпринято должных мер направленных на исполнение данного требования. Выявленное административным органом нарушение законодательства в сфере общественной безопасности (глава 20 КоАП РФ) посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность Администрации Ермаковского сельского поселения, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется. Приведенные выше доказательства оценены в их совокупности с другими доказательствами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

На момент проведения проверки пожарная безопасность объекта защиты не была обеспечена в полном объеме. Отсутствие денежных средств в бюджете органа местного самоуправления на реализацию мероприятий пожарной безопасности не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие администрацией Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей в области пожарной безопасности, в материалы дела не представлено.

Вместе с тем относительно вопроса квалификации, суд считает, что действия юридического лица квалифицированы неверно, исходя из следующего.

Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Часть 2 этой же статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Следовательно, состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, образуют нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

При таких обстоятельствах, самого по себе факта выявления правонарушения в период действия особого противопожарного режима недостаточно для утверждения о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

В данном случае, доказыванию подлежит факт совершения в такой период действий, нарушающих требования пожарной безопасности, квалифицируемых по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Диспозиция части 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает повышенную ответственность за действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, а не за нарушение требований пожарной безопасности, выявленные в период действия особого противопожарного режима.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что описанные в оспариваемом постановлении нарушения возникли именно в период действия особого противопожарного режима, а не ранее.

Кроме того, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности при совершении длящегося правонарушения, выявленного в период действия особого противопожарного режима.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Следовательно, квалификации по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ подлежат именно правонарушения, начавшиеся совершаться лицом в период действия особого противопожарного режима.

Согласно позиции, закрепленной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым переквалифицировать действия Администрации Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Суд квалифицирует действия Администрации Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Исходя из смысла ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из материалов дела усматривается, что Администрация Ермаковского сельского поселения ранее привлекалась за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (Постановление № 120 от 17.11.2020 года).

Кроме того, объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Следовательно, исходя из обстоятельств дела, учитывая, что Администрация Ермаковского сельского поселения не впервые привлекается к административной ответственности, за совершение данного правонарушения назначение наказания в виде предупреждения не возможно.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 4.1. ч. 3.2. КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая, что администрацией Ермаковского сельского поселения был предпринят ряд мер по выполнению требований пожарной безопасности в условия установленного противопожарного режима, а также финансовое положение органа местного самоуправления, необходимость несения затрат на исполнение данного требования закона, полагаю, что назначенный размер штрафа предусмотренный статьей усугубит финансовое бремя, возложенное на администрацию сельского поселения.

В соответствии с п.п.3.3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Судом учитывается, что совершение данного нарушения существенным образом затрагивает интересы лиц, проживающих на территории поселения, может повлечь тяжкие последствия для жизни людей. На основании положений ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ нахожу возможным назначить администрации Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области административное наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

жалобу главы Администрации Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области Г.Н.Ширяевой удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора Тарского района по пожарному надзору № 116 от 03 июня 2021 года изменить: действия администрации Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области переквалифицировать с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

В остальной части постановление главного государственного инспектора Тарского района по пожарному надзору № 116 от 03 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу главы Администрации Ермаковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области Г.Н.Ширяевой - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омской областной суд в течение 10 дней с момента получения копии постановления.

Судья: подпись    

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья: Н.Н. Казакова

Согласовано

12-28/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Администрация Ермаковского сельского поселения
Суд
Тарский городской суд Омской области
Судья
Казакова Н.Н.
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
taracourt.oms.sudrf.ru
11.06.2021Материалы переданы в производство судье
06.07.2021Судебное заседание
06.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
20.07.2021Вступило в законную силу
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее