Решение по делу № 2-2560/2024 (2а-13679/2023;) от 13.10.2023

Дело № 2-2560/2024

УИД 50RS0021-01-2023-012275-17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2024 года                                                                                                                                                                        г. Красногорск

    Красногорский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Тамилиной А.И.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации городского округа Красногорск, ФИО2 о признании незаконным постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, недействительным соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности и применении последствий недействительности сделки, исключении сведений о земельных участках из Единого государственного реестра недвижимости,

установил:

первоначально в суд обратился с административным иском ФИО3 к Администрации городского округа <данные изъяты> Московской области об оспаривании постановления. Просил суд признать недействительными с момента вступления решения суда в законную силу постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ . Обязать органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии снять с кадастрового учета в действующих границах земельных участков <данные изъяты>, восстановить собственность муниципального образования городского округа Красногорск на земельный участки, которые существовали ранее и использовались для прохода/проезда, а также для внесения в ЕГРН соответствующих сведений.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве истцов присоединились к заявленным требованиям ФИО4, ФИО5.

Административными истцами заявленные требования в порядке ст. 46 КАС Российской Федерации, уточнены (л.д. 128-131), просят признать незаконным (недействительным) постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Московская <данные изъяты>, район Красногорский, д. Нефедьево, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности», на основании которого был образован участок общей площадью 2096 кв. метров, принадлежащий ФИО2. Признать недействительным соглашение «О перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности» заключенное между ФИО2 и администрацией городского округа <адрес>. Применить последствия недействительности соглашения. Вернуть в собственность администрации городского округа <адрес> земельный участок, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 117 кв. метров. Признать недействительными сведения ЕГРН в части описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и обязать органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии снять с кадастрового учета в действующих границах земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> восстановить собственность муниципального образования городского округа <адрес> на земельный участок общего пользования, который существовал ранее в существовавших границах и использовался для прохода/проезда, а также земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1979 кв. метров, ранее принадлежащего ФИО2, и внести в ЕГРН соответствующие сведения.

Определением Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 946 кв. метров, и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 800 кв. метров. ФИО4 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 839 кв. метров. ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 8029 кв. метров. Указанные земельные участки расположены в д. Нефедьево Красногорского городского округа Московской области.

Истцы указывает, что проход/проезд к указанным земельным участкам ранее осуществлялся через д. Нефедьево, но затем администрацией городского округа Красногорск Московской области были установлены бетонные блоки в д. Нефедьево, а затем оба проезда к югу от главной деревенской дороги были перекрыты забором летом ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году администрацией городского округа было осуществлено перераспределение земельный участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, в результате чего земли общего пользования (проезды) перешли в частную собственность физических лиц.

Истцы указывают, что обратились в суд с настоящим иском в целях защиты субъективного права и законного интереса, имея своей целью восстановить возможность беспрепятственного подъезда к принадлежащим земельным участкам.

Истцы, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.

Представитель истца ФИО3, ФИО5 по нотариально удостоверенной доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования доверителей поддержала в объеме уточненного.

Представитель истца ФИО4 по ордеру и нотариально удостоверенной доверенности, истца ФИО3 по ордеру адвокат ФИО8 в судебном заседании исковые требования доверителей поддержал в объеме уточненного.

Представитель ответчика администрации городского округа Красногорск Московской области по доверенности ФИО9 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по основаниям, изложенных в представленных письменных возражениях (том 1 л.д. 91-97, том 3 л.д. 41-53).

ФИО2, привлеченная определением суда в ходе производства к участию в деле в качестве ответчика, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом не явилась. Обеспечила явку представителя по доверенности ФИО10, возражавшего против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в представленных письменных пояснениях.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещённое о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил.

С учетом установленных обстоятельств, мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц в порядке ч. 4 и 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 210 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, и подтверждается выписками из ЕГРН, что истцу ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежат земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 946 кв. метров, и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 800 кв. метров. Истцу ФИО4 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 839 кв. метров. ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 8029 кв. метров. Указанные земельные участки расположены в д. <адрес> <адрес>.

Собственник земельного участка с кадастровым номером ФИО2 (том 1 л.д. 124-130) ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию городского округа Красногорск Московской области с заявлением о получении государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельных участков» (том 1 л.д. 132).

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 133) сотрудником отдела муниципального контроля управления земельно-имущественных отношений Администрации проведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером , а также перераспределяемого земельного участка собственность на который не разграничена, в результате выхода установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером огорожена, на земельном участке расположена бытовка. На перераспределяемом земельном участке расположен столб линии электропередачи.

В соответствии с п. 370 сводного заключения Министерства имущественных отношений <адрес> -з от ДД.ММ.ГГГГ был согласован проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2096 кв. метров (том 1 л.д. 140).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа <адрес> вынесено постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, район Красногорский, д. Нефедьево, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» (том 1 л.д. 131), в соответствии с которым на основании заявления ФИО2 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 2096 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, район Красногорский, д. Нефедьево, с категорией земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1979 кв. метров (с кадастровым номером ).

    ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа <адрес> и ФИО2 заключено соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии с которым стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 1979 кв. метров, принадлежащего ФИО2 на праве собственности и земельного участка площадью 117 кв. метров.

В результате данного перераспределения образован земельный участок с кадастровым номером , площадью 2096 кв. метров, местоположение земельного участка: <адрес>, д. Нефедьево; право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Красногорск Московской области» утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Красногорск Московской области, подлежащих отнесению в муниципальной собственности городского округа Красногорск (пункту 1 решения). Имущество, указанное в п. 1 указанного решения, отнесено к муниципальной собственность городского округа Красногорск Московской области (пункт 2 решения).

В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Красногорск Московской области, являющего приложением к данному решению Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , указана автомобильная дорога: Московская область, г.о. Красногорск, д. Нефедьево, от автомобильной дороги «<адрес> к реке «Грязева», ориентировочной протяженностью 81,00 метров.

     Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Красногорск Московской области, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, Уставом городского округа Красногорск Московской области, Решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26.11.2020 № 442/36, вынесено постановление «о приеме в муниципальную собственность городского округа Красногорск дорог, тротуаров, парковок, расположенных на территории городского округа Красногорск»; согласно которому в муниципальную собственность городского округа Красногорск приняты дороги, тротуары и парковки, в том числе автомобильная дорога, протяжённостью 81, метр, площадью 401 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>. <адрес>» (п.п. 1.15 постановления).

    Согласно п. 2 указанного постановления, на Управление муниципальным имуществом администрации городского округа Красногорск возложена обязанность внести в Реестр муниципального имущества городского округа Красногорск имущество, указанное в п. 1 настоящего постановления; осуществить государственную регистрацию права собственного городского округа Красногорск на имущество, указанное в п.1.1,1.3,1.6,1.9, 1.12,1.15,1.16, 1.17 настоящего постановления, в установленном порядке.

Решением Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа <адрес>», исключен пункт 15 в приложении к решению Совета депутатов «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа <адрес>».

В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 приведенного Кодекса.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 части 11.10 ЗК РФ).

Согласно статье 11.7 ЗК РФ, перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) ЗК Российской Федерации.

Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.28 ЗК РФ, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе: имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 1, 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно статьям 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, содержатся в генеральном плане поселения. Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр границ вносится описание местоположения границ населенных пунктов.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно п. 1, п. 6 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут, находится в федеральной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 26 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к каждому участку должен быть обеспечен доступ, проход или проезд от земельных участков общего пользования.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что к каждому участку должен быть обеспечен доступ, проход или проезд от земельных участков общего пользования.

Обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах городского округа, предусмотрена предписаниями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 1 и статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, на основании заявления собственника объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, испрашиваемый ФИО2 к перераспределению земельный участок земельный участок площадью 117 кв. метров по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, располагался между земельным участком с кадастровым номером , и земельным участком с кадастровым номером , входил в границы автомобильной дороги, протяжённостью 81,00 метр, площадью 401 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, от автомобильной дороги «д<адрес>

Как следует из материалов дела, администрацией городского округа Красногорск утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2096 кв. метров, в целях заключения соглашения о перераспределения земель, земельного участка, находящегося в частной собственности площадью 1979 кв. метров с кадастровым номером , и земельного участка государственная собственность на которые не разграничена площадью 117 кв. метров, при этом, испрашиваемый к перераспределению земельный участок, попадал в границы земель территории общего пользования – автомобильной дороги, протяжённостью 81,00 метр, площадью 401 кв. м., расположенной по адресу: <адрес> от автомобильной дороги «<адрес> что исключало возможность его предоставления лицу в частную собственность; отсутствие государственной регистрации в едином государственном реестре на указанную автомобильную дорогу не являлось основанием для утверждения схемы расположения спорного земельного участка.

    Таким образом, при перераспределении земельного участка привело к тому, что в границы земельного участка ФИО2 вошла часть автомобильной дороги, используемая истцами для проезда к земельным участкам, принадлежащим им на праве собственности.

    Доводы ответчика Администрации городского округа Красногорск в части исключения решением Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ автомобильной дороги, протяжённостью 81,00 метр, площадью 401 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, от <адрес>», из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа <адрес>», суд находит несостоятельным, поскольку на дату вынесения оспариваемого постановления и заключения соглашения , данная автомобильная дорога подлежала внесению в Реестр муниципального имущества городского округа Красногорск имущество, и государственной регистрации права собственного городского округа Красногорск на данное имущество.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Статьей 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, а также иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав. При этом одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2096 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1979 кв. метров с кадастровым номером Администрацией не были проведены все необходимые мероприятия для проверки возможности предоставления спорного земельного участка в собственность и не были учтены права третьих лиц, поскольку в границах данного сформированного земельного участка располагалась автомобильная дорога, протяжённостью 81, метр, площадью 401 кв. м., расположенная по адресу: <адрес> от автомобильной дороги <адрес> <адрес> <адрес>», принятая в муниципальную собственность в соответствии с постановлением «О приеме в муниципальную собственность городского округа Красногорск дорог, тротуаров, парковок, расположенных на территории городского округа Красногорск», и сведения о данном объекте не указаны в оспариваемом постановлении, в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконным постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» на основании которого был образован участок общей площадью 2096 кв. метров, принадлежащий ФИО2, недействительным соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности», заключенное между ФИО2 и Администрацией городского округа <адрес>, и применении последствий недействительности сделки подлежащими удовлетворению.

Также суд полагает необходимым применить последствия недействительности сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде двусторонней реституции, обязав ответчика ФИО2 возвратить администрации городского округа <адрес> земельный участок площадью 117 кв. метров, а администрацию городского округа <адрес> возвратить ФИО2 полученные за данный земельный участок денежные средства в размере 254 743 (двухсот пятидесяти четырех тысяч семисот сорока трех) рублей 52 копеек; прекратить право собственности ФИО2, на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2096 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение земельного участка: <адрес>; суд признает недействительными сведения в Едином государственном реестре недвижимости в части описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , площадью 2096 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение земельного участка: Московская область, г.о. Красногорск, д. Нефедьево.

Поскольку Управление Росреестра по <адрес> не является ответчиком по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 53 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"), оснований для возложения на регистрирующий орган обязанности снять с кадастрового учета в действующих границах земельный участок с кадастровым номером , восстановить собственность муниципального образования городского округа <адрес> на земельный участок общего пользования, который существовал ранее в существовавших границах и использовался для прохода/проезда, а также земельного участка с кадастровым номером , площадью 1979 кв. метров, ранее принадлежащего ФИО2, и внести в ЕГРН соответствующие сведения, у суда не имеется.

При том, решение суда по настоящему делу является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166 ГК РФ) составляет три года.

Доводы ответчиков о пропуске сроков давности по оспариванию указанных документов, не обоснованы. Учитывая характер спорных отношений, оспаривание вещных прав ответчика на земельный участок, возможно только при совместном рассмотрении указанных требований по правилам искового производства; оснований для применения ст. 219 КАС РФ к заявленным требованиям у суда не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации городского округа Красногорск, ФИО2 о признании незаконным постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, недействительным соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности и применении последствий недействительности сделки, исключении сведений о земельных участках из Единого государственного реестра недвижимости, удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» на основании которого был образован участок общей площадью 2096 кв. метров, принадлежащий ФИО2.

Признать недействительным соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности», заключенное между ФИО2 и Администрацией городского округа <адрес>.

Применить последствия недействительности сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде двусторонней реституции, обязав ответчика ФИО2 возвратить администрации городского округа <адрес> земельный участок площадью 117 кв. метров, а администрацию городского округа <адрес> возвратить ФИО2 полученные за данный земельный участок денежные средства в размере 254 743 (двухсот пятидесяти четырех тысяч семисот сорока трех) рублей 52 копеек.

Прекратить право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2096 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение земельного участка: <адрес>

Признать недействительными сведения в Едином государственном реестре недвижимости в части описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером площадью 2096 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение земельного участка: <адрес>, г<адрес>

Решение Красногорского городского суда Московской области является основанием для снятия Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с кадастрового учета земельного участка и исключения сведений из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером , площадью 2096 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение земельного участка: <адрес> восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о собственности Администрации городского округа <адрес> на земельный участок площадью 117 кв. метров, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и сведения о собственности ФИО2, на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1979 кв. метров.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Красногорский городской суд.

Судья                                                                                                                                                                               Р.Н. Харитонова

<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>

2-2560/2024 (2а-13679/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Козлова Раиса Ивановна
Калинин Александр Георгиевич
Кобзев Олег Владимирович
Ответчики
Администрация г.о. Красногорск
Мондшайн Светлана Валерьевна
Другие
Управление Росреестра по МО
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Дело на странице суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация административного искового заявления
16.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Рассмотрение дела начато с начала
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее