Дело № 12 – 535/2021
№
РЕШЕНИЕ
По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Рязань 22 сентября 2021 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Прошкина Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА» в лице законного представителя на постановление заместителя руководителя Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (Рязаньстат) от 7 июля 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (Рязаньстат) № от 7 июля 2021 года ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В жалобе, поданной в Железнодорожный районный суд г. Рязани, юридическое лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, просило признать постановление незаконным и отменить.
Определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 10 августа 2021 года жалоба передана на рассмотрение по подведомственности по месту совершения административного правонарушения в Советский районный суд г. Рязани.
Суд, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии законного представителя юридического лица и его защитника, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просивших, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявших, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года (далее по тексту – Закон) респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по подразделениям (ч. 6 ст. 8 Закона). Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (ч. 9 ст. 8 Закона).
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (ч. 4 ст. 6 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 утверждено «Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (далее по тексту – Положение), которое определяет условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
Пункт 3 Положения гласит, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 14 Положения).
В том числе, непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Согласно ст. 23.53 КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, его территориальные органы (в данном случае Рязаньстат), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ.
Согласно п. 8.5 приказа Федеральной службы государственной статистики № 213 от 20 апреля 2018 года «Об утверждении положения о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области» в полномочия Рязаньстата входит рассмотрение дел о нарушении порядка предоставления статистической информации и принятия по ним решения в случае и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 июля 2020 года № 8400 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами» утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» (далее по тексту – форма № П-3) и указания по ее заполнению.
Бланк и ХМL-шаблон формы № П-3 (с указаниями по заполнению) был размещен на официальном сайте Разаньстата в сети «Интернет» (раздел сайта «Респондентам»).
Периодичность и срок предоставления формы № П-3 – ежемесячная, не позднее 28 числа после отчетного периода.
Из материалов дела усматривается и заявителем жалобы не оспаривается, что в нарушение установленного порядка предоставления статистической информации ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА», являясь респондентом статистического учета, не предоставило вышеуказанную форму федерального статистического наблюдения (№ П-3) за апрель 2021 года – 28 мая 2021 года.Фактически отчет был предоставлен в Рязаньстат 23 июня 2021 года, то есть с нарушением установленного срока. Данные, указанные в отчете не вошли в сводный отчет по Рязанской области в связи с завершением обработки информации 9 июня 2021 года.
Соответствующие обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА» (в присутствии защитника общества), протокола об административном правонарушении № от 22 июня 2021 года, и последующего вынесения (также в присутствии защитника) оспариваемого постановления № от 7 июля 2020 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что своевременное и полное предоставление респондентами статистической информации является основой для обеспечения достоверности и объективности официального учета первичных статистических данных, а общество, имея возможность для соблюдения сроков представления необходимых сведений, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, что повлекло за собой искажение (недостоверность) статистической информации как по Рязанской области, так и в целом по Российской Федерации, данное учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности с квалификацией его действий (бездействия) по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах сроков давности для данной категории дел, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ, и при отсутствии существенных процессуальных нарушений, как при его вынесении, так и при составлении протокола об административном правонарушении.
Доводы заявителя жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом административного органа и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки заведомо ошибочной правовой позиции заявителя, обязанность по предоставлению субъектом официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации, установлена для всех без исключения юридических лиц и не ставится в зависимость ни от организационно-правовой формы юридического лица, ни от видов его финансирования, ни от наличия (отсутствия) последствий неисполнения соответствующей обязанности, ни от наличия (отсутствии) угрозы наступления таких последствий («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 3 июля 2013 года).
Ссылку жалобы на возможность прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения также нельзя признать состоятельной.
Из разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что малозначительным административным правонарушением (ст. 2.9 КоАП РФ) является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как указывалось выше, состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, является формальным, и для его наличия достаточно только лишь установления самого нарушения порядка представления статистической информации, при этом наступления каких-либо последствий не требуется, а потому оснований для применения к нему положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не имеется.
Нарушение требований закона о предоставлении статистической информации, представляет собой существенное нарушение охраняемых законом общественных отношений, имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства, в частности, в настоящее время инновационной деятельности уделяется особое внимание.
Более того, изменениями, внесенными в ст. 13.19 КоАП РФ в последнее время (в части увеличения наказания и введения ответственности за повторное нарушение), акцентируется внимание на важность своевременного получения полной и достоверной информации, что дополнительно свидетельствует в пользу невозможности квалификации такого правонарушения, как малозначительного.
Назначить наказание ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА» в виде предупреждения на основании ст. ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не представляется возможным, так как инкриминируемое правонарушение не было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.
Недопустимость применения к учреждению положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, связано с тем, что минимальный размер административного штрафа по санкции данной статьи составляет менее ста тысяч рублей.
Вместе с тем, суд соглашается с позиций заявителя жалобы о том, что наказание в виде административного штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей, хотя и находится в пределах санкции ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ (для юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей), но применено к учреждению без полного учета общих положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, то есть не только характера совершенного административного правонарушения, но и имущественного, финансового положения юридического лица, финансируемого из государственного бюджета, а также его предшествующего поведения, в том числе допущения административного правонарушения впервые.
При таком положении дела, суд считает возможным, целесообразным, законным и справедливым уменьшить размер налагаемого штрафа до 20 000 (двадцати тысяч) руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА» в лице его законного представителя – удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области № от 7 июля 2021 года в отношении ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, – изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
В остальной части постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области № от 7 июля 2021 года в отношении ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, – оставить без изменения, а жалобу ООО «ЧЕРМЕТ СОКОЛОВКА» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья /копия/