Судья Пашкова Н.И. Дело № 33-4612/2018
Докладчик Долгова Л.П.
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ26 декабря 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующегоЛепехиной Н.В.,
судей Москаленко Т.П. и Долговой Л.П.,
при секретаре Подлужной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Чернышёва Игоря Сергеевича на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 321 октября 2018 года, которым постановлено:
«Чернышеву Игорю Сергеевичу в удовлетворении иска к ГУ - УПФ РФ в г. Ельце о возложении обязанности произвести индексацию пенсии и социальной доплаты отказать».
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Чернышев И.С. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о возложении обязанности произвести индексацию пенсии и социальной доплаты.
Свои требования истец обосновывал тем, что ему назначена пенсия как члену летного экипажа воздушного судна гражданской авиации. Однако, пенсионный орган не осуществляет индексацию его пенсии установленной на основании ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 25.02.1998 года №37-ФЗ» и социальной доплаты, установленной на основании ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001года №155-ФЗ. Истец просил обязать ответчика проиндексировать его пенсию в размере 3504 руб. 95 коп. и социальную доплату за период с 30.11.2001 года по настоящее время.
В судебное заседание истец Чернышев И.С. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Ельце по доверенности Шишкин А.В. иск не признал, указывая на то, что с 18.02.1992 года истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 79 Закона РФ от 20.11.1990года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» в связи с работой в летном составе воздушных судом гражданской авиации. Назначенные истцу пенсия и социальная доплата индексировались пенсионным органом в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства.
Определением суда от 31.10.2018 года прекращено производство по делу по иску Чернышева И.С.в части исковых требований о возложении на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце обязанности проиндексировать государственную пенсию за период с 30.11.2001года по май 2018года, поскольку имеются вступившие в силу решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Чернышёв И.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, нарушение судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с ч.1 ст. 79 Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшей в период назначения пенсии истцу, пенсия в связи с работой в летном и летноиспытательном составе устанавливалась: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" предусмотрено, что члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
С 01.01.2002 года пенсии исчислялись и выплачивались в соответствии с положениями ФЗ от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
2) с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.
Из приведенных нормативных положений следует, что законом установлен механизм индексации пенсий, то есть их увеличение в связи с ростом потребительских цен. Посредством индексации пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги.
Судом установлено, что истец Чернышев И.С. с 18.02.1992 года является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 79 Закона РФ от 20.11.1990года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» в связи с работой в летном составе воздушных судов гражданской авиации. Стаж выслуги составляет 29 лет 7 месяцев.
Поскольку правильность начисления истцу пенсии и социальной доплаты, а также ее индексации за период с 30.11.2001 года по 04.05.2018 года были предметом судебных разбирательств, о чем имеются вступившие в законную силу решения и определения суда, которые в силу положений ст. 61 ГПК РФ являются обязательными и обстоятельства, установленные данными судебными актами, не доказываются вновь при разрешении настоящего спора, суд первой инстанции обоснованно признал, что предметом правовой оценки при разрешении настоящего дела являются доводы истца о правильности начисления и индексации размера страховой пенсии и ежемесячной социальной доплаты как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации за период с 05.05.2018года по 31.10.2018года.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывал, что пенсионным органом не осуществлялась индексация назначенной ему пенсии и социальной доплаты.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции тщательно исследовал и дал надлежащую правовую оценку доводам истца о порядке и правильности начисления и увеличения размера пенсии и ежемесячной доплаты истцу за период с 05.05.2018 года по 31.10.2018года, и пришел к правильному и обоснованному выводу о несостоятельности доводов Чернышева И.С.
Общая сумма выплат, назначенных Чернышову И.С., на май 2018года составляла 24 912 руб.50 коп., которая состоит из страховой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации в размере 12 255 руб. 72 коп., в состав которой входит фиксированная выплата 4982 руб. 90 коп., рассчитанная в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; из ежемесячной доплаты к пенсии, как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации в сумме 10 066 руб.54 коп., определяемой в соответствии с Законом РФ от 27.11.2001года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»; ежемесячной денежной выплаты как инвалиду 2 группы в размере 2590 руб. 24 коп., установленной на основании статьи 28.1 ФЗ от 21.11.1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ).
По состоянию на 01.10.2018года общая сумма выплат, назначенных истцу, составляла 26 750 руб. 50 коп., которая состоит из страховой пенсии по старости – 12 255 руб. 72 коп., в состав которой входит фиксированная выплата 4982 руб. 90 коп., из ежемесячной доплаты к пенсии, как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации в сумме 11904 руб. 54 коп., ежемесячной денежной выплаты как инвалиду 2 группы в размере 2590 руб.24 коп.
Из материалов пенсионного дела истца усматривается, что за период с мая 2018года по октябрь 2018года произошло увеличение ежемесячной доплаты к пенсии, как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации, определяемой в соответствии с Законом РФ от 27.11.2001года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 155-ФЗ от 27.11.2001 года "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (далее - взносы).
В соответствии с указанным Федеральным Законом назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке:
с 1 мая, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 января по 31 марта;
с 1 августа, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 апреля по 30 июня;
с 1 ноября, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 июля по 30 сентября;
с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
Исходя из положений ст.2 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ следует, что размер доплаты к пенсии напрямую зависит от продолжительности выслуги, среднемесячной заработной платы получателя доплаты к пенсии за период льготной работы, среднемесячной заработной платы в стране, отношения среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионных фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии.
Таким образом, размер ежемесячной доплаты к пенсии может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от поступившей в пенсионный фонд суммы страховых взносов за предшествующий период. Указанное дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации не предполагает государственной гарантированности сохранения определенного размера доплаты к пенсии, поэтому законодатель, исходя из ее правовой природы и особенностей финансирования предусмотрел такой механизм исчисления и перерасчета доплаты к пенсии, который предполагал бы зависимость ее размера от фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на эти цели сумм дополнительных страховых взносов работодателей, использующих труд данной категории работников.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что за спорный период начисление доплаты к пенсии производилось в соответствии с требованиями действующего законодательства, обстоятельств, свидетельствующих о допущенных пенсионным органом нарушений требований законодательства и прав истца, не установлено.
Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год подлежит размер фиксированной выплаты к страховой пенсии. Иного механизма увеличения размера страховой пенсии в связи с инфляционными процессами Федеральным законом "О страховых пенсиях" не предусмотрено.
Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, устанавливать и изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Из представленных материалов пенсионного дела истца установлено, что пенсионным органом за период с 05.05.2018года по 31.10.2018года не изменялся размер страховой пенсии в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу п.8 ст. 10 ФЗ от 3.10.2018года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», который вступает в силу с 01.01.2019года, установлено, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч.1 ст. 16 ФЗ от 28.12.2013года №400-ФЗ, подлежит увеличению с 1 января 2019 года.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции проверил представленные ответчиком материалы пенсионного дела истца и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку порядок назначения и выплаты, а также перерасчета пенсии истца соответствует приведенным выше нормам материального права.
У судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, правильном применении норм материального права, подтверждаются материалами дела.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 31 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чернышёва Игоря Сергеевича – без удовлетворения.
Председательствующий: / подпись/
Судьи: /подписи/
Копия верна:
Судья:
Секретарь: