Дело № 2а-1673/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Колобовой Л.В.,
при секретаре И.В.Белоус,
ответчика Харченко Сергея Ивановича,
с участием представителя административного истца Курмангалеева Тимура Айватовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области к Харченко Сергею Ивановичу о взыскании задолженности по имущественным налогам, страховым взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г.Орску Оренбургской области обратилась с административным иском к Харченко С.И. о взыскании задолженности по имущественным налогам, страховым взносам, пени, указывая, что административный ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что налагает на него обязанности своевременно уплачивать имущественный налог, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Вместе с тем, до настоящего времени административным ответчиком задолженность по имущественному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемом в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и в Федеральный фонд ОМС, не погашена. Требования мотивированы тем, что административный ответчик является собственником земельных участков по адресам: <адрес> (дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ.); <адрес> «А» (дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ.), однако, задолженность по земельному налогу за 2016 год им в полном объеме не уплачена, в связи с чем начислены пени по земельному налогу. Также у ответчика возникла задолженность по пени, начисленным в связи с несвоевременной оплатой ЕНВД. Харченко С.И. извещен о наличии задолженности по имущественному налогу, страховым взносам и пени требованиями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, задолженность административным ответчиком не погашена. Просит взыскать с административного ответчика Харченко С.И. задолженность в сумме 407,62 рублей, из которых: 0,18 руб. - пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования; 1,21 руб.- пени по страховым взносам в Фонд обязательного пенсионного страхования; 9,92 руб.-пени по ЕНВД; 295,26 руб.-задолженность по земельному налогу за 2016г.; 101,35 руб.-пени по земельному налогу.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> – Курмангалеев Т.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Просил административный иск удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Административный ответчик Харченко С.И. в судебное заседание не явился.
В соответствии с п.4 ст.96 КАС РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
По имеющимся в материалах дела сведениям, представленным отделом адресно-справочной работы УВМ МВД России по Оренбургской области, Харченко С.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Судом предпринимались меры к надлежащему извещению ответчика, по последнему известному месту жительства Харченко С.И. по <адрес> направлено судебное извещение и заявление с приложенными документами, адресатом они не получены, возвращены в суд по истечении срока хранения в почтовом отделении.
Суд полагает, что систематическое неполучение по адресу места проживания направляемой судом корреспонденции свидетельствует об уклонении ответчика от получения судебных повесток, которое расценивается судом как отказ от их получения.
Согласно ч.2 ст.100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Применительно к положениям п.35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234, и ч.2 ст.100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Суд приходит к выводу об уклонении указанного лица от получения судебных извещений и признает Харченко С.И. извещенным о времени и месте судебного заседания согласно требованиям ч.2 ст.100 КАС РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с пунктом 3.4 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом РФ страховые взносы.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ закреплена обязанность по уплате конкретного налога или сбора налогоплательщиком и плательщиком сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Главой 26.3 НК РФ до 01.01.2021 года предусматривалась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в отношении административного ответчика ИФНС РФ по г.Орску принято решение о привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со статьёй 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) налогоплательщиками земельного налога (далее - налог) признаются физические лица, обладающие налогооблагаемыми земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Кодексом.
Налоговая база определяется в отношении объекта налогообложения как его кадастровая стоимость. Сведения о принадлежности и иных характеристиках объекта налогообложения (включая кадастровую стоимость) представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Порядок уплаты земельного налога установлен решением Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждено Положение «О земельном налоге», установившее ставки земельного налога на территории муниципального образования «Город Орск».
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
Судом установлено, что административный ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Расчетным периодом признается календарный год (ст. 423 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов, исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, начисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов рассчитывается за истекший календарный месяц отдельно по каждому застрахованному лицу по каждому виду страховых взносов в рублях и копейках (п. 1 ст. 421, п. п. 1, 5, 6 ст. 431 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу ч.1 ст.10, ч.2, ч.8 ст.16 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) деятельности включительно (ч. 1 ст. 10, ч. 2, 8 ст. 16 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, определяется в порядке, установленном пп.1 п.1 ст.430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ и в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ, действующей с 01 января 2018 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Как следует из ч.1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ).
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1). Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Из материалов дела следует, что у Харченко С.И. имелась задолженность по имущественному налогу на землю, страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 407,62 рублей, из которых: 0,18 руб.-пени по страховым взносам в фонд обязательного медицинского страхования; 1,21 руб.- пени по страховым взносам в фонд обязательного пенсионного страхования; 9,92 руб.-пени по ЕНВД; 295,26 руб.-задолженность по земельному налогу за 2016г.; 101,35 руб.-пени по земельному налогу.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обязанность уплаты страховых взносов обеспечивается начислением пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п.2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п.1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 ст. 70 НК РФ.
В соответствии со статьей 31 и пунктом 3 статьи 88 Кодекса в адрес Харченко С.И. направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ИФНС России по г. Орску мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г. Орска вынесен судебный приказ о взыскании с Харченко С.И. задолженности по имущественным налогам, страховым взносам и пени.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с возражениями ответчика названный судебный приказ отменен.
Административным ответчиком требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафу надлежаще не исполнены.
Суд, проверив представленный административным истцом расчет задолженности по налогам, признает его правильным, соответствующим законодательству.
Доказательств исполнения требований ИФНС по г.Орску ответчиком не представлено, расчет административного истца не опровергнут.
Ст. 12 НК РФ установлены виды налогов, а также полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов.
В соответствии с п.5 ст.12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Кодексом. Это означает, что отмена указанных налогов осуществляется посредством внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих их исключение из перечня федеральных, региональных, местных налогов и сборов, установленного ст.13 – 15 НК РФ, а также признание утратившими силу соответствующих глав части II НК РФ.
При этом п.6 ст.12 НК РФ предусмотрено, что не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.
Вместе с тем, изменения в НК РФ, предусматривающие прекращение начисления и взимания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд РФ обязательного медицинского страхования, представительными органами власти Российской Федерации не вносились.
Административным истцом представлены в материалы дела сведения о направлении требований по адресу места жительства Харченко С.И.: <адрес>.
Статьей 71 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.
Таким образом, налоговые органы по характеру своей деятельности и в пределах предоставленных им Российской Федерацией полномочий не только вправе, но и обязаны рассчитывать налоги. Граждане Российской Федерации, за исключением лиц, которым Федеральными Законами установлены льготы по уплате налогов и сборов, обязаны исполнить свою конституционную обязанность по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогам и пени: уведомления и требование об уплате налогов и пени направлены налогоплательщику по месту его жительства (регистрации) заказной почтой в установленный законодательством о налогах и сборах срок, и в силу положений пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма, в связи с чем, требования административного иска подлежат удовлетворению.
В силу ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела усматривается, что Харченко С.И. обязан платить налоги, в том числе, имущественный налог на землю, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии. Сведений о том, что ему государством предоставлены налоговые льготы, в материалах дела не имеется.
Учитывая, что до настоящего времени налогоплательщиком задолженность по пени по ЕНВД, задолженность по земельному налогу за 2016г и пени за его неуплату, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование и пени в полном объеме не уплачена, суд приходит к выводу, что образовавшаяся сумма задолженности в размере 407,62 рублей, из которых: 0,18 руб.-пени по страховым взносам в фонд обязательного медицинского страхования; 1,21 руб.- пени по страховым взносам в фонд обязательного пенсионного страхования; 9,92 руб.-пени по ЕНВД; 295,26 руб.-задолженность по земельному налогу за 2016г.; 101,35 руб.-пени по земельному налогу, подлежит взысканию с административного ответчика.
С учетом удовлетворения иска, в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства, с административного ответчика Харченко С.И. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ –░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 407,62 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░: 0,18 ░░░.-░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; 1,21 ░░░.- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; 9,92 ░░░.-░░░░ ░░ ░░░░; 295,26 ░░░.-░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016░.; 101,35 ░░░.-░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1673/2021, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░