КОПИЯ
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
гр. дело № 2-150/2021
судья С.В. Балакина
89RS0011-01-2021-000213-30
апелл. дело № 33-2579/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 ноября 2021 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.
судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Савельевой Е.Н.
с участием прокурора Еремина О.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хабибуллиной Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования Шурышкарский район на решение Шурышкарского районного суда от 9 августа 2021 года, которым постановлено:
Иск прокурора Шурышкарского района ЯНАО удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации муниципального образования Шурышкарский район в неисполнении обязанности по организации отлова безнадзорных животных.
Возложить на администрации муниципального образования Шурышкарский район провести мероприятия по организации отлова безнадзорных животных на территории муниципального образования Шурышкарский район до 01 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Шурышкарского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации муниципального образования Шурышкарский район о признании незаконным бездействия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, возложении обязанности совершить указанные действия. В обоснование требований иска указано, что проведенной проверкой в части исполнения требований законодательства об ответственном обращении с животными установлено, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных при наличии достаточного финансирования в виде субвенций, ассигнований ответчиком не осуществляются. Бездействие администрации создает угрозу для жизни и здоровья граждан, в связи с участившимися нападениями безнадзорных животных (собак) на жителей Шурышкарского района, допущены существенные нарушения закона, требующие устранения. Просил признать бездействие администрации незаконным и обязать провести мероприятия по организации отлова безнадзорных животных на территории поселения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Ответчиком Администрацией муниципального образования Шурышкарский район представлены возражения на исковое заявление (том 1, л.д. 142 - 144), доводы которого сводятся к несогласию с требованиями иска. Указано, что для создания приюта для животных в с. Мужи заключены муниципальные контракты на подготовку основания для возведение каркасно-панельных зданий и благоустройство территории, а также поставку и монтаж ветеринарного блока, холодного склада, вольера для содержания собак, блока карантина для собак, котельной. Предполагаемый срок ввода объекта в эксплуатацию - октябрь 2021 года. При этом для содержания приюта и осуществления мероприятий по отлову на 2020 год из окружного бюджета была доведена субвенция в сумме 4 055 000 руб., из них на отлов 1 273 000 руб.; на 2021 год доведена субвенция в сумме 5 271 000 руб., из них на отлов - 1 273 000 руб. Однако в связи с отсутствием на территории района приюта для животных данная субвенция не освоена. В рамках доведенной субвенции для содержания приюта и осуществления мероприятий по отлову животных без владельцев заключен муниципальный контракт с ООО «Профдезинфекция», который в связи с неисполнением обязательств по причине отсутствия приюта для животных был расторгнут. Повторные закупки на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории Шурышкарского района проводились в течение 2020 - 2021 г.г. Однако в связи с отсутствием заявок аукционы не состоялись. В этой связи в удовлетворении требований иска следует отказать.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Шурышкарского района Д.В. Цыганов поддержал требования и доводы иска.
Представитель ответчика Администрации Шурышкарского района А.В. Цапов, действующий на основании доверенности, требования иска не признал, поддержав доводы возражений на него.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Службы ветеринарии ЯНАО.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен ответчик Администрация МО Шурышкарский район.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Б.В. Дорджиев, действующий на основании доверенности, подтвердивший наличие высшего юридического образования дипломом, просит об отмене решения суда. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы возражений на исковое заявление.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против их удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Шурышкарского района проведена проверка соблюдения администраций МО Шурышкарского района требований законодательства об ответственном обращении с животным. По результатам проверки выявлено, что в период с 1 января 2020 года по дату проведения проверки мероприятия по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности безнадзорных животных на территории МО Шурышкарский район органами местного самоуправления не организованы. Согласно сведениям о зарегистрированных случаях обратившихся граждан от нападения собак за 2020 года и до 18 июня 2021 года количество указанных лиц составило по району - 48 человек, из них 17 человек пострадали от безнадзорных животных.
Удовлетворяя требования иска и возлагая на ответчика обязанность провести мероприятия по организации отлова безнадзорных животных на территории муниципального образования Шурышкарский район до 1 ноября 2021 года, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Указанный вывод является верным в силу следующего.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.05.1993 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2019 № 123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления наделены полномочиями в области обращения с безнадзорными животными.
В соответствии с Законом ЯНАО от 21.11.2019 № 91-ЗАО «Об окружном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий в области обращения с животными, предусмотрены в форме субвенций. В соответствии с приложением к указанному закону МО Шурышкарский район выделено на осуществление указанных полномочий финансовые средства в размере 22 млн. руб - на осуществление строительства приюта для животных.
В связи с тем, что начиная с 1 января 2020 года исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ямало-Ненецкого автономного округа наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что администрация МО Шурышкарский район обязана осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства - нести предусмотренную законом ответственность.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Администрация Шурышкарского района имела финансирование в виде предоставления субвенций, ассигнований на указанные цели из бюджета ЯНАО.
Судом первой инстанции установлено, что в целях реализации отдельных государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев, во исполнение положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона ЯНАО от 23.12.2019 № 123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями» органом местного самоуправления были заключены контракты на разработку проектно-сметной документации по объекту: «Приют для животных в с. Мужи Шурышкарского района, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы» с ООО «Стройгеопроект».
Однако 21 сентября 2020 года был получен отказ АУ ЯНАО «Управление ГЭПД» на проведение государственной экспертизы проектной документации ввиду необходимости прохождения государственной экологической экспертизы федерального уровня, и по настоящее время указанный проект не прошел согласование.
При этом доказательств проведения Администрацией МО Шурышкарского района других работ, в том числе, по разработке соответствующих правил, инструкций, как и порядка деятельности органов местного самоуправления по проведению мероприятий по отлову безнадзорных животных, проведения мониторингов по определению количества безнадзорных собак, и иных мероприятий, способствующих реализации их отлова, в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о проведении профилактических мероприятий, в частности, по информированию жителей района об обращении с животными через СМИ, социальные сети, лечебно-профилактическую иммунизацию против бешенства силами Службы ветеринарии в Шурышкарском районе, вакцинацию крупного рогатого скота и домашних животных не свидетельствуют в полной мере о надлежащем исполнении требований законодательства об ответственном обращении с животными, и, как следствие, не освобождает ответчика от обязанности провести мероприятия по организации отлова безнадзорных животных.
Таким образом, основания для возложения на ответчика обязанности провести мероприятия по организации отлова безнадзорных животных на территории муниципального образования Шурышкарский район до 1 ноября 2021 года имелись.
С учетом того, что факт бездействия Администрации муниципального образования Шурышкарский район в неисполнении обязанности по организации отлова безнадзорных животных подтвержден, а доказательств того, что данные мероприятия по отлову проводились надлежащим образом, не представлено, то оснований для отказа в удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательства дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права не допущено.
При наличии таких обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Шурышкарского районного суда от 9 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи