Дело № 2-1491/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2014 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А.Городиловой,
с участием представителя истца Гребенкиной А.А., действующей на основании ордера,
представителя ответчика администрации Пермского муниципального района Свечникова К.Е., действующего на основании доверенности,
представителя 3-го лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Мишуринских Я.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой А.В. к ответчикам Администрации Пермского муниципального района Пермского края, Администрации Пальниковского сельского поселения Пермского района Пермского края, 3-е лицо Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, о признании права собственности на нежилое строение,
У С Т А Н О В И Л:
Ушакова А.В. обратилась с исковым заявлением о признании права собственности на нежилое строение – баню общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование данного требования истец указала, что на основании договора аренды от 18 апреля 2011 года № 479 она получила в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства на землях населённых пунктов, расположенный по указанному адресу. Данный договор аренды не был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. Земельный участок передан в аренду на срок с 18 апреля 2011 года по 17 апреля 2016 года. В период с 2011 года по 2012 год на данном земельном участке она построила нежилое строение – баню за счёт собственных средств. Она не может зарегистрировать право собственности на построенный объект, так как предоставленный ей земельный участок не стоит на кадастровом учёте. Никто не оспаривает её право на построенное нежилое помещение. Земельный участок используется по целевому назначению, срок аренды не истёк.
Истец Ушакова А.В. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд своего представителя.
Представитель истца адвокат Гребёнкина А.А. в судебном заседании просила об удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Пермского муниципального района Пермского края Свечников К.Е. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, пояснил, что баня является самовольной постройкой, так как собственник земельного участка должен быть уведомлён о постройке бани. В договоре аренды земельного участка не содержится положений о запрете строительства построек, однако собственник земельного участка должен быть уведомлён о строительстве. Земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, поэтому возведение на нём бани не допускается.
Ответчик Администрация Пальниковского сельского поселения Пермского района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, не представила возражений на иск, представила заявление о рассмотрении дела без участия её представителя.
Представитель третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края Мишуринских Я.А. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, пояснила, что арендованный земельный участок снят с кадастрового учёта, сведения о нём аннулированы, поэтому невозможно признать право на строение, расположенное на таком земельном участке. Не отрицает, что договор аренды был зарегистрирован 03 мая 2011 года, Ушакова А.Е. вносит арендную плату за пользование земельным участком.
Третьи лица ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не направили представителей в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, не представили возражений на иск. ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района Пермского края, представителя третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
На основании письменного договора аренды земельного участка от 18 апреля 2011 года № 479 земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населённых пунктов по адресу: <адрес>, предоставлен в аренду Ушаковой А.В. для ведения личного подсобного хозяйства на пять лет: с 18 апреля 2011 года по 17 апреля 2016 года. Согласно п.4.2.12 Арендатор обязан зарегистрировать договор аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в течение 2-х месяцев за свой счет (л.д.16-18).
Данный земельный участок передан во владение и пользование Ушаковой А.В. арендодателем Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, во время передачи в аренду был поставлен на кадастровый учёт под номером №, что следует из указанного договора аренды, акта приёма-передачи земельного участка от 18 апреля 2011 года и кадастрового паспорта земельного участка(л.д.12-13, 16-18).
В силу пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
На основании пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Указанный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 03 июня 2011года, что следует из соответствующей отметки на договоре (л.д.18).
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Ушакова А.В. вносила арендную плату за использование указанного земельного участка в период с 2011 года по 2014 год на счёт Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края (арендодателя), что следует из платёжных документов (чеков-ордеров) и расчёта арендной платы.
При таком положении суд считает, что Ушакова А.В. владеет земельным участком на законном основании, поскольку право аренды земельного участка возникло у истца, истец вносит плату за использование земли на основании требований арендодателя, в суд не представлены доказательства признания договора аренды недействительным или незаключённым.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьёй 222 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьи 40 Земельного кодекса РФ:
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:
1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В силу статьи 264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Из пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса РФ следует, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьёй 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии с пунктом 3 части 15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Ответчики не оспаривали факт возведения Ушаковой А.В. бани на земельном участке.
Объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, представляет собой баню (лит.Г) общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим паспортом (л.д.6-11).
Права на указанное строение не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
На основании статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд считает, что Ушакова А.В. построила баню, владеет данным строением и земельным участком на законных основаниях, поскольку она действует разумно и добросовестно при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей. Строительство бани с предбанником произведено на земельном участке, предоставленном на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства, разрешенное использование земельного участка предусматривает возведение на нем бытовых и иных зданий, строений, в силу закона; договор аренды не содержит положений о запрете возведения построек на арендованном земельном участке.
Суд не принимает во внимание все возражения представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района Пермского края и представителя третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, поскольку данные утверждения не основаны на указанных положениях закона и противоречат им.
Суд находит, что в силу статьи 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» заявление о постановке на кадастровый учёт земельного участка вправе подавать его собственник, а также представитель собственника.
По какой причине произошло снятие земельного участка с кадастрового учета, стороны не пояснили. Суд считает, что снятие земельного участка, предоставленного в аренду, с кадастрового учёта не должно нарушать права и интересы Ушаковой А.В. как арендатора земельного участка, в том числе на его застройку, поскольку земельный участок фактически существует (в момент предоставления в аренду земельный участок был поставлен на кадастровый учёт, границы его были определены, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка). Ушакова А.В. добросовестно выполняет обязанность по внесению арендной платы за пользование земельным участком; собственник земельного участка в лице Комитета имущественных отношений не лишён возможности по постановке на кадастровый учёт земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постройка в виде бани не может быть признана самовольной, исковые требования являются правомерными, подлежащими удовлетворению и признаёт спорный объект недвижимости собственностью Ушаковой А.В.
В соответствии со статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» судебные акты, вступившие в законную силу, являются основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ушаковой А.В. удовлетворить.
Признать за Ушаковой А.В. право собственности на нежилое здание в виде бани, общей <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
СПРАВКА
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2014года
<данные изъяты>
Судья Гладких Н.В.