Решение по делу № 33-8524/2020 от 30.07.2020

Судья Юрченко Д.А. дело № 33-8524/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 20 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Жабиной Н.А.,

судей: Смирновой О.А., Ривняк Е.В.,

при секретаре Халанской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-978/2020 по иску первого заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Склярова Р. Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности заключить договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение,

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград»

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 мая 2020 года, которым исковые требования первого заместителя прокурора Волгоградской области Чиженьковой С. В. в интересах Склярова Р. Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности заключить договор поставки газа - удовлетворен.

На Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН № <...>) возложена обязанность - заключить со Скляровым Р. Ю., родившимся ДД.ММ.ГГГГ, договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Смирновой О.А., судебная коллегия

установила:

первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд в интересах Склярова Р.Ю. с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (далее по тексту ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград»» о возложении обязанности заключить договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Волгоградской области на основании материалов, размещенных в средствах массовой информации, обращений председателя комитета строительства Волгоградской области и гражданина Склярова Р.Ю., проведена проверка исполнения ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» жилищного законодательства.

Установлено, что 20 декабря 2018 года между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и Скляровым Р.Ю. заключен договор № <...> найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - квартиры № <...> в многоквартирном доме № <...> по <адрес>.

После подписания сторонами акта приема-передачи жилого помещения в целях газоснабжения жилого помещения 29 января 2020 года Скляровым Р.Ю. в абонентский отдел ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» подано заявление о заключении договора поставки газа.

Письмом заместителя генерального директора ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» Склярову Р.Ю. отказано в заключение договора поставки газа по причине того, что, по мнению газоснабжающей организации, стороной по договору газоснабжения должно выступать ГКУ ВО «Управление капитального строительства» как наймодатель.

Ссылаясь на то, что действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями, отказ ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в заключении со Скляровым Р.Ю. договора поставки газа приводит к невозможности использования им жилого помещения в полном объеме по целевому назначению, нарушает права нанимателя на предоставление коммунальных услуг, что препятствует соблюдению гарантированных государством жилищных прав детей-сирот, созданию им комфортных условий проживания для обеспечения необходимой социальной защищенности и полноценной адаптации в обществе, истец просил обязать ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» заключить со Скляровым Р.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград», оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, указывает на нарушение норм материального права, ссылается на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.

В письменных возражениях участвующий в деле прокурор Джаналиева Э.Р. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» – Гончарова А.П., доводы апелляционной жалобы поддержала.

Участвующий в деле прокурор Бережной А.И. просил апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

Представители третьих лиц ГКУ ВО «Управление капитального строительства» - Мазин А.В., комитета строительства Волгоградской области, администрации Волгоградской области – Корольков А.В. также полагали апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Гарантированное статьей 7 Конституции Российской Федерации право социального обеспечения предполагает особое положение детей-сирот, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию, основной проблемой, с которой сталкиваются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из государственных организаций, является отсутствие жилья.

В рамках Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 № 240, реализуются мероприятия по совершенствованию механизмов предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее – дети - сироты), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу пунктов 2.1.2, 2.1.16 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного постановлением губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года №170, комитет осуществляет меры социальной поддержки по обеспечению на территории области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Волгоградской области, формирует специализированный жилищный фонд Волгоградской области в части жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам данной категории, а также реализует полномочия учредителя в отношении подведомственных государственных учреждений.

В силу положений статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия у обратившегося за заключением договора поставки газа лица принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании газоиспользующего оборудования такое лицо не вправе требовать от поставщика газа заключение договора поставки газа.

Под газоснабжающей организацией (поставщиком) согласно статье 2 указанного Федерального закона при этом понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам.

Договор поставки газа относится к публичным договорам (пункт 1 статьи 426, статьи 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года №549, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (пункт 5).

В пункте 3 Правил под абонентом понимается сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его; абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению (пункт 6 названных Правил).

Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (пункт 7 Правил).

Газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Техническая возможность признается наличествующей, если на территории муниципального образования, где расположено помещение (жилой дом), газоснабжение которого необходимо обеспечить, имеется газораспределительная сеть, мощность которой позволяет газоснабжающей организации обеспечить подачу газа во исполнение всех заключенных ею договоров и к которой подключен газопровод, входящий в состав внутридомового газового оборудования заявителя (пункт 11 Правил).

При наличии оснований, указанных в пунктах 13 настоящих Правил, газоснабжающая организация направляет заявителю мотивированное уведомление в письменной форме об отказе от заключения договора и возвращает приложенные к оферте документы (пункт 17).

В случае отказа или уклонения газоснабжающей организации от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (пункт 18 Правил).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 декабря 2019 года между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и Скляровым Р.Ю. заключен договор № <...> найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - квартиры № <...> в многоквартирном доме № <...> по <адрес>, о чем подписан акт приема-передачи жилого помещения от 27 декабря 2019 года.

В целях газоснабжения жилого помещения 29 января 2020 года Скляров Р.Ю. подал в ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» заявление о заключении договора поставки газа.

Уведомлением от 27 февраля 2020 года за исходящим № <...> за подписью заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей Склярову Р.Ю. были возвращены представленные документы и указано, что поставка газа в жилое помещение будет производиться без заключения договора поставки газа с нанимателем на том основании, что абонентом по договору поставки газа должен выступать наймодатель - ГКУ ВО «Управление капитального строительства».

Признав ошибочность утверждения ответчика о том, что Скляров Р.Ю. не может выступать абонентом по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и с учетом того, что при обращении Склярова Р.Ю. с заявлением на оформление договора о поставке газа им была соблюдена форма оферты и представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 13 Правил №549, что не оспаривалось ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград», суд расценил действия ответчика по возврату Склярову Р.Ю. документов как безосновательное уклонение от акцепта оферты и заключения договора на поставку газа с абонентом, который является нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда и использует жилое помещение для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с чем пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.

Судебная коллегия с данным выводом соглашается.

Так, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованного исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года №549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила).

Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (абзац первый пункта 1 Правил).

В пункте 3 Правил содержатся определения используемых в них понятий. Так, согласно абзацу четвертому указанного пункта «абонент» - это сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Как установлено пунктом 7 Правил, находящимся в разделе II «Порядок и условия заключения договора», для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

Положения пункта 7 Правил согласуются с пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В пункте 9 Правил содержится перечень документов, которые прилагаются к оферте. Подпунктом «в» этого пункта к их числу отнесены документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями.

Исходя из положений статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно статье 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение названного закона.

Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями.

Пунктом 13 Правил предусмотрены основания для отказа газоснабжающей организации в заключении договоров поставки газа, а именно:

а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения;

б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;

в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;

г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

Однако ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в ответе от 27 февраля 2020 года № <...> не приведены правовые основания, препятствующие в соответствии с указанным пунктом Правил заключению договора поставки газа со Скляровым Р.Ю.

Проверяя доводы представителя ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» о том, что поставка газа в жилое помещение, находящееся во владении и пользовании Склярова Р.Ю., осуществляется в рамках государственного контракта поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № <...> от 05 февраля 2020 года, заключенного с ГКУ ВО «Управление капитального строительства», суд первой инстанции установил, что направленный ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» 06 февраля 2020 года в целях установления договорных отношений по поставке газа в адрес ГКУ ВО «Управление капитального строительства» государственный контракт 14 февраля 2020 года был возвращен ГКУ ВО «Управление капитального строительства» без подписания.

Таким образом, государственный контракт поставки газа между ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» и ГКУ ВО «Управление капитального строительства» заключен не был ввиду отсутствия акцепта со стороны ГКУ ВО «Управление капитального строительства».

Доводы ответчика о том, что стороной по договору поставки газа обязано выступать ГКУ ВО «Управление капитального строительства» судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

С 2013 года комитет строительства Волгоградской области осуществляет полномочия по обеспечению жильем детей-сирот. Предоставленные жилые помещения специализированного жилищного фонда находятся в оперативном управлении ГКУ ВО «Управление капитального строительства».

К пользованию специализированными жилыми помещениями применяются правила, регулирующие социальный найм жилых помещений (статья 65 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 года №109-п, ГКУ ВО «Управление капитального строительства» является уполномоченной организацией по передаче жилых помещений по договору найма.

Согласно пункту 2.4.2 Устава ГКУ ВО «Управление капитального строительства» выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе заключает соответствующие договоры найма.

Таким образом, ГКУ ВО «Управление капитального строительства» не является управляющей организацией с полномочиями по предоставлению коммунальных услуг нанимателям, и не обязано выступать стороной по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, согласно действующему законодательству.

Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств при правильном установлении и всестороннем исследовании юридически значимых для разрешения заявленных требований обстоятельств.

Довод жалобы о том, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, поскольку приравниваются понятия «договора социального найма» и «договора найма специализированного жилого помещения» не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Довод апеллянта о том, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, арендаторами, иными пользователями законодательством не предусмотрены, несостоятелен в силу следующего.

В соответствии с пунктами 3, 5, 7, 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года №549, абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. К оферте прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями.

Таким образом, судом первой инстанции правильно применены нормы действующего законодательства и сделан обоснованный вывод о том, что наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда, равно как и наниматели жилых помещений по договору социального найма, собственники жилых помещений, имеют право на заключение договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями и осуществлять оплату по ним.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-8524/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Волгоградской области
Скляров Руслан Юрьевич
Ответчики
ООО Газпром Межрегионгаз Волгоград
Другие
ГКУ Волгограсдкой области Управление капитального ремонта
Администрация Волгограсдкой области
Комитет строительства Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Смирнова Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
31.07.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2020Передано в экспедицию
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее