Дело № 2-2841/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г.Костромы в составе председательствующего Ветровой С.В. при секретаре Рыжовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Н.М. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о предоставлении мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Соловьева Н.М. обратилась с исковым заявлением к ОГКУ «Центр социальных выплат» о предоставлении мер социальной поддержки. Свои требования мотивировала тем, что истица является педагогическим работником с <дата> и всю свою трудовую педагогическую деятельность осуществляла и осуществляет в сельской местности. На сегодняшний день работает в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Островского района Костромской области «Начальная общеобразовательная школа им. А.Н. Островского в качестве учителя начальных классов и проживает в сельской местности (с. Щелыково Адшиевское сельское поселение) в жилом доме, принадлежащей ей на праве собственности. В жилом доме Истица проживает и зарегистрирована одна. Супруг истицы - Соловьев А.Б., проживает и зарегистрирован в другом жилом помещении, о чем свидетельствуют справки администрации Адищевского сельского поселения от <дата> № и №. Отопление в жилом помещении, где проживает истица, осуществляется собственным электрокотлом, других источников теплоэнергии в доме не имеется (подтверждается Актом обследования жихшино-бытовых условий). Технологическое присоединение электроустановки (электрокотла) в доме Истцы было осуществлено <дата> С этой же даты учет электроэнергии, потребляемый электрокотлом, ведется от индивидуального прибора учета потребления электроэнергии. В расчетных документах электроотопленве прописывается отдельной строкой (для примера приведены счета-извещения). Так как истица является педагогическим работником проживающей и работающей в сельской местности, она. в соответствии с пунктом 8 статьи 47 ФЗ №273-Ф3 «Об образовании в РФ имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления. <дата> на основании данных норм, Истица подала Ответчику заявление о предоставления меры социальной поддержки в виде 100% компенсации оплаты за электроотопление (теплоснабжение) на отопительный период 2018 - 2019г., так как ранее было печное отопление. На данное заявление был получен ответ от Ответчика, из которого следует, что «.. . услуга электроотопление входит в составляющую услуги «электроснабжение» и при таких обстоятельствах, Истице может быть предоставлена мера социальной поддержки только как компенсация оплаты электроэнергии в пределах нормативов потребления, (485 кВт/ч на члена семьи) в соответствии с Постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2006 г. N 95-а "Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области".
Соловьева Н.М. в суд не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела с участием её представителя Разина А.К.
Представитель истца Разин А.К. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске доводам.
Представитель ОГКУ «ЦСВ» Тыщенко Д.А., действующий по доверенности, по существу иска возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Соловьева Н.М. в период с <дата> работала учителем Островского района, в настоящее время работает в МКОУ Островского района Костромской области «начальная общеобразовательная школа им. А.Н. Островского» в качестве учителя начальных классов, проживает по адресу <адрес>.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1, ч. 2, 4 ст. 3 Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие и работающие в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) педагогические работники государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных учреждений, а также члены семьи, постоянно проживающие с указанными гражданами: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении. Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, имеющими право на получение мер социальной поддержки, вышедшими на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там.
Согласно ч. 2 ст. 4 данного Закона, для категорий граждан, указанных в п. 7 ч.1 ст. 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения;
2) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги:
а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;
б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;
в) газоснабжение в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона.
При наличии нескольких видов отопления мера социальной поддержки предоставляется по одному виду отопления.
Процедура выплаты компенсации урегулирована Порядком предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 04.05.2011 № 160-а (далее Порядок).
В силу п. п. 9, 25, 26, 29 Порядка, предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществляется территориальными органами уполномоченного исполнительного органа государственной власти Костромской области, осуществляющего координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения, через ОГКУ «ЦСВ». Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные ст. 155 ЖК РФ. Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение. Размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается ОГКУ «ЦСВ» с учетом требований настоящего Порядка. Сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг за предыдущий месяц представляются в ОГКУ «ЦСВ» в порядке и по форме, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между ОГКУ «ЦСВ» и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 декабря 2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Как установлено судом, истица состоит на учете в ОГКУ «ЦСВ» и является получателем мер социальной поддержки на основании ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в РФ», закона КО от 05.06.2006 г № 31-4-ЗКО « О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности».
Отопление жилого помещения, занимаемого истицей, осуществляется посредством электрокотла, в отсутствие иных источников тепла. Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты коммунальной услуги «отопление жилого помещения» предоставляется ей ответчиком исходя из норматива потребления электрической энергии, установленного в размере 485 кВт/час в течение отопительного периода и 50 кВт/час в неотапливаемый период, со ссылкой на Закон Костромской области № 31-4 от 05.06.2006 г, постановление администрации Костромской области от 20.11.2006 г № 05-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжения для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области».
Вместе с тем, нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления в Костромской области установлены для оказания мер социальной поддержки без указания конкретных категорий лиц, для которых они применимы; вопрос применения либо неприменения данных нормативов к конкретной категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, следует разрешать, исходя из норм специального законодательства, которым предусмотрено право таких лиц на получение льгот и компенсаций. Вместе с тем, применение данного норматива и ч. 2 ст. 4 Закона № 31-4-ЗКО в отношении услуги по отоплению жилого помещения посредством электрической энергии, не предусмотрено.
В силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе нормативами потребления коммунальных услуг.
В законе субъекта так же указано, что компенсация предоставляется по одному виду отопления без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления.
Поскольку предоставляемая Соловьевой Н.М. мера социальной поддержки по оплате отопления ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, то исковые требования о признании за истицей права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения в полном объеме, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "отопление" и "электроотопление", по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании действующего законодательства. В рассматриваемом случае компенсации подлежат расходы на любой из видов отопления – централизованное теплоснабжение, газовое, электрическое, твердым топливом - исходя из цели потребления коммунального ресурса.
Снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, противоречит требованиям законодательства, прямо запрещающим такое снижение. Наделение же законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан, направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20.11.2006 № 95-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ <░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░