Дело № 2-1456/2024
УИД 14RS0019-01-2024-001869-53
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нерюнгри 06 сентября 2024 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой А.А., при секретаре Жаманкулове А.Т., с участием помощника прокурора г. Нерюнгри Тяптигрянове Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Возрождение» о возложении обязанности выполнить действия по проведению этнологической экспертизы,
установил:
Прокурор г. Нерюнгри, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском указав, что решением Иенгринского наслежного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега образована территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» (далее - ТТП «Иенгринское»), а также утверждено Положение о данной территории, определяющее ее правовой режим, особенности охраны окружающей среды, порядок хозяйственной деятельности организаций. Согласно пункту 5.4. Положения пользование природными ресурсами, находящимися на ТТП «Иенгринское» гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой и природоохранный режим ТТП. В соответствии с пунктом 6.2. Положения любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Проверкой установлено, что ООО «Возрождение» является держателем лицензии № с целевым назначением – геологическая разведка и добыча полезных ископаемых на территории традиционного природопользования «Иенгринское» на участке недр руч. Медвежий, левого притока р. Гонам. Прокуратурой города Нерюнгри в рамках надзора проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства. Вместе с тем в нарушение указанных требований, ООО «Возрождение» не инициирована подача заявления в Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) о проведении этнологической экспертизы в рамках действия лицензии №. Осуществление ООО «Возрождение» деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых без проведения этнологической экспертизы нарушает права коренных малочисленных народов Севера на территории МО «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и не соответствует задачам государственной политики, направленной на обеспечение гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации. Поскольку Общество осуществляет деятельность, способную оказать воздействие на исконную среду обитания малочисленных народов и социально- культурную ситуацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, на него возложена обязанность по проведению этнологической экспертизы. Указанное также согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.03.2022 № Ф02-482/2022 по делу № А58-3186/2021. В связи с изложенным просит возложить на ООО «Возрождение» обязанность выполнить действия по проведению этнологической экспертизы в рамках действия лицензии № в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора г. Нерюнгри Тяптигрянов Г.А., в судебном заседании исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просит удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Возрождение» извещен, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лиц Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лиц АМО «Нерюнгринский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лиц Иенгринская наслежная администрация в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил
Суд в соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, заслушав, истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 42 и ст. 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов установлены и регулируются Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав генных малочисленных народов Российской Федерации»
В соответствии пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О гарантиях прав генных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право: безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (подпункт 1).
Распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р, утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления в сфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера.
Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, включая объединения малочисленных народов Севера, для решения вопросов устойчивого развития этих народов.
Концепцией определены принципы устойчивого развития малочисленных народов Севера, одним из которых является необходимость участия представителей и объединений малочисленных народов Севера в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.6 ст. 1 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
В соответствии с п.6 ст. 8 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
В соответствии со статей 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 20-3 № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (далее - Закон № 537-IV) законодательство Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции (Основном законе) Республики Саха Якутия) и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).
Задачами этнологической экспертизы в соответствии со статьей 3 Закона -V 537-IV являются, в том числе: предупреждение возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса; определение размеров компенсации убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и р:адиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов; осуществление контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Часть 1 статьи 5 Закона № 537-IV устанавливает, что организация проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, находящихся в зоне влияния намечаемой хозяйственной: иной деятельности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы, а Порядок проведения этнологической экспертизы устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства РС(Я) от 06.09.2011 № 428 «О Порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» утверждены Положение о порядке организации и проведения этнологической экспертизы» и Положением об Экспертной комиссии этнологической экспертизы», а также в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха Якутия) в области этнологической экспертизы было определено Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
Пунктом 3 статьи 5 Закона № 537-IV установлено, что заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов.
Пунктами 8 и 9 статьи 5 Закона № 537-IV установлено, что этнологическая экспертиза проводится до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов. Этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке.
В соответствии с Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, таким местом в Республике Саха (Якутия) является с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега), расположенного на территории Нерюнгринского района.
Судом установлено и из материалов настоящего гражданского дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности юридического лица ООО «Возрождение» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиной группы).
Решением Иенгринского наслежного Совета депутатов от 22.04.2014 № 3-12 на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега образована территория традиционного природопользования местного значения »Иенгринское» (далее - ТТП «Иенгринское»), а также утверждено Положение о данной территории, определяющее ее правовой режим, особенности охраны окружающей среды, порядок хозяйственной деятельности организаций.
Согласно пункту 5.4. Положения пользование природными ресурсами, находящимися на ТТП «Иенгринское» гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой и природоохранный режим ТТП.
В соответствии с пунктом 6.2. Положения любая хозяйственно- экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).
ООО «Возрождение» является держателем лицензии № с целевым назначением - разведка и добыча полезных ископаемых на территории традиционного природопользования «Иенгринское» на участке недр руч. Медвежий, левого притока р. Гонам.
Вместе с тем в нарушение указанных требований, ООО «Возрождение» не инициирована подача заявления в Министерство по развитию Арктики и делам - родов Севера Республики Саха (Якутия) о проведении этнологической экспертизы в рамках действия лицензии ЯКУ05180БР.
Принимая во внимание изложенное, суд соглашается с доводами истца о том, что осуществление ООО «Возрождение» деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых без проведения этнологической экспертизы нарушает права коренных малочисленных народов Севера на территории МО «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха Якутия) и не соответствует задачам государственной политики, направленной на обеспечение гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Ответчик ООО «Возрождение» осуществляет деятельность, способную оказать воздействие на исконную среду обитания малочисленных народов и социально-культурную ситуацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, на него возложена обязанность по проведению этнологической экспертизы.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в обоснование доводов доказательства, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Нерюнгри в интересах неопределенного круга к ООО «Возрождение» о возложении обязанности по проведению этнологической экспертизы подлежит удовлетворению в полном объеме.
Удовлетворяя требования суд считает обоснованным требование истца установить для ответчика срок для исполнения настоящего решения - в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Срок является наиболее целесообразным и соответствующим не только целям судебной защиты, но и целям исполнения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Возрождение» (ИНН №) выполнить действия по проведению этнологической экспертизы в рамках действия лицензии № в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: А.А. Михайлова
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2024 года