Решение по делу № 5-134/2020 от 10.02.2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

18 мая 2020 года <адрес>

Судья Первомайского районного суда г. Ижевска УР Владимирова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст.8.6 ч.2 КоАП РФ в отношении ОАО «Удмуртнефть» находящегося по адресу: УР, <адрес> (<данные скрыты>.),

УСТАНОВИЛ:

В отношении ОАО «Удмуртнефть» составлен протокол об административном правонарушении от <дата> по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 ч.2 КоАП РФ, которое выразилось в том, что в результате разлива нефтесодержащей жидкости <дата> на рельеф местности в результате разгерметизации нефтесборного трубопровода ГЗУ-26в до ДНС-3 УПН «<данные скрыты>» вблизи <адрес>» на территории <данные скрыты> деторождения нефти ОАО «Удмуртнефть», произошло загрязнение почв нефтепродуктами, то есть порча земель сельскохозяйственного назначения в пределах кадастрового квартала на площади 500 кв.м. На нарушенном земельном участке снят и вывезен загрязненный нефтепродуктами верхний слой почвы на утилизацию в объеме 1 куб.м, то есть произошло частичное и полное разрушение верхнего слоя почвы. Уровень загрязнения почвы после ликвидации последствия разлива превышает фоновые показатели в 5,1 и 3,7 раз.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике Саитзянова Е.В., действующая на основании доверенности, настаивала на привлечении ОАО «Удмуртнефть» к административной ответственности по ст.8.6 ч.2 КоАП РФ по обстоятельствам, изложенным в протоколе по делу об административном правонарушении от <дата>. Также просила учесть, что ранее ОАО «Удмуртнефть» привлекалось к административной ответственности по ст.8.6 ч.2 КоАП РФ постановлением Первомайского районного суда г.Ижевска от <дата> года.

Представитель ОАО «Удмуртнефть» Русских А.Н. действующая на основании доверенности, вину общества в совершенном правонарушении не отрицает.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы дела, суд считает, что в действиях ОАО «Удмуртнефть» наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.6 ч.2 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно     ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

Судом установлено, что в 16 час. 12 мин. <дата> оперативному дежурному смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по УР» от единой диспетчерской службы МО «<адрес>» поступило сообщение о повреждении нефтесборного нефтепровода <данные скрыты> месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть» (диаметр - 219 мм, материал - сталь, рабочее давление 10 атм., введен в эксплуатацию в 1990 году, протяженность 1,1 км., проложен от ГЗУ 26В до ДНС-3 УПН <данные скрыты>»). Место повреждения расположено в 0,5 км от <адрес>» вблизи ЛЭП 220 кВ «<данные скрыты>» филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское предприятие магистральных электрических сетей. По данным ОАО «Удмуртнефть» площадь разлива нефтесодержащей жидкости составила 10 кв. м, объем 1 куб. м. В 17 час. 00 мин. силами ОАО «Удмуртнефть» (11 чел., 7 ед. тех.) повреждение на нефтепроводе устранено, в 00 час. 00 мин. <дата> работы по сбору нефтесодержащей жидкости и загрязненного грунта завершены.

На основании поступившей информации Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора <дата> возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Удмуртнефть» по факту уничтожения плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате разгерметизации нефтесборного трубопровода ГЗУ-26в до ДНС-3 УПН «<данные скрыты>» в 0,5 км от <адрес>» вблизи ЛЭП 220кВ «<данные скрыты>» филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское предприятие магистральных электрических сетей, произошедшего <дата> на территории <данные скрыты> месторождения нефти по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

с 12.00 час. до 12.15 час. при осмотре места совершения правонарушения, установлено следующее:

На земельном участке, расположенном вблизи д.<адрес>, обнаружен обнаженный грунт на площади 500 кв.м (замер произведен рулеткой 50 м). На осматриваемом участке работала тяжелая техника. Визуально следов нефтепродуктов не зафиксировано. Специалистами ЗАО «ИННЦ» были отобраны пробы почвы с места
порыва, а также с сопредельной территории, не подвергшейся вредному воздействию порыва нефтепровода.

Согласно информации (от <дата> ), поступившей от ОАО Удмуртнефть» на определение об истребовании сведений следует следующее:

работы по ликвидации последствий разлива нефтесодержащей жидкости завершены <дата>;

объем разлившейся нефтесодержащей жидкости составил 0,03 тонн;

объем загрязненного грунта в процессе ликвидации последствий разгерметизации трубопровода составляет 1 куб.м;

площадь разлива нефтесодержащей жидкости составляет 10 кв.м;

проект рекультивации находится на стадии разработки;

согласно акту технического расследования причин утечки на трубопроводе от <дата> причиной утечки нефтесодержащей жидкости явилось внутренняя коррозия трубопровода;

результаты количественного химического анализа проб почвы аттестованной лаборатории ЗАО «Ижевский нефтяной научный центр».

При анализе результатов исследований почвы выявлено наличие негативного влияния на почву. Контроль (протоколы , – глубина 0-5см. 3057 мг/кг, глубина 5-20 см. 1768 мг/кг, ФОН (протоколы , ) – глубина 0-5см. 602 мг/кг, глубина 5-20 см. 473 мг/кг., превышение - глубина 0-5см. 5,1 раз, глубина 5-20 см. 3,7 раз.

Таким образом, установлено, что в результате разлива нефтесодержащей жидкости <дата> на рельеф местности в результате разгерметизации нефтесборного трубопровода ГЗУ-26в до ДНС-3 УПН «<данные скрыты>» вблизи д. <адрес>» на территории Чутырского деторождения нефти ОАО «Удмуртнефть», произошло загрязнение почв нефтепродуктами, то есть порча земель сельскохозяйственного назначения в пределах кадастрового квартала на площади 500 кв.м. На нарушенном земельном участке снят и вывезен загрязненный нефтепродуктами верхний слой почвы на утилизацию в объеме 1 куб.м, то есть произошло частичное и полное разрушение верхнего слоя почвы. Уровень загрязнения почвы после ликвидации последствия разлива превышает фоновые показатели в 5,1 и 3,7 раз.

Ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами предусмотрена частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Установленные обстоятельства дела указывают, что в выявленных нарушениях земельного законодательства усматривается вина ОАО «Удмуртнефть».

Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО «Удмуртнефть» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: информационным донесением, актом технического расследования причин утечки на трубопроводе от <дата>, протоколами количественного химического анализа от <дата>, протоколом осмотра от <дата>, фотографиями, иными материалами дела и представителем ОАО «Удмуртнефть» не отрицается.

У суда нет оснований ставить под сомнение данные этих документов/доказательств по делу. Данные доказательства собраны с соблюдением требований КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми. Оснований для исключения их из числа доказательств по делу у суда не имеется.

Административное расследование проведено компетентными на то должностными лицами, с соблюдением требований действующего законодательства. Оснований не доверять, ставить под сомнение результаты административного расследования у суда не имеется.

Тем самым, ОАО «Удмуртнефть» были нарушены требования ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ, ст. 4, 46 закона «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ».

Таким образом, в ходе административного расследования установлено, что ОАО «Удмурнефть» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно: порчу земель.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, приходит к выводу о наличии в деянии ОАО «Удмуртнефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Статьей 75 ФЗ № 7-ФЗ установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на, в частности, юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению закона.

Вина ОАО «Удмуртнефть» как юридического лица, заключается в непринятии надлежащих мер исключающих загрязнение окружающей среды, а именно почвенного покрова (почвы), что вследствие разлива нефтесодержащей жидкости привело к порче земель.

С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что ОАО «Удмуртнефть» имело возможность для соблюдения природоохранного законодательства РФ, но не предприняло все зависящие от него меры по проведению мероприятий, направленных на установление выявленных нарушений, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает признание вины правонарушителем.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении является повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление Первомайского районного суда г.Ижевска от <дата> о привлечении ОАО «Удмуртнефть» к административной ответственности по ст.8.6 ч.2 КоАП РФ).

Санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в качестве наказания для юридических лиц предусмотрено назначение административного штрафа в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Вместе с тем, в соответствии с указанной нормой, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При назначении административного наказания ОАО «Удмуртнефть» суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также то, что совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования. Посягательства на указанные отношения характеризуются высокой степенью опасности, поскольку создают угрозу вредного воздействия факторов окружающей среды обитания на человека и благоприятным условиям его жизнедеятельности, по причине отсутствия со стороны общества должного контроля за соблюдением установленных требований природоохранного законодательства. Вместе с тем, доказательств реальной угрозы жизни и здоровью населения вследствие допущенных нарушений требований административным органом не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что назначение наказания в виде административного приостановления деятельности является преждевременным, поскольку более мягкий вид административного наказания (штраф) обеспечивает достижение цели административного наказания. В связи с чем, суд считает возможным назначить ОАО «Удмуртнефть» административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 29 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

ОАО «Удмуртнефть», ИНН , юридический адрес: УР, <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Реквизиты уплаты штрафа: Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике, л/с 04131А85910, ИНН 4345353389, КПП 434501001, Наименование банка получателя: Отделение – НБ УР г.Ижевск, БИК 049401001, р/с 40101810200000010001, КБК 08111601081010008140, ОКТМО 94701000, УИН 08100000001001960413, штраф за нарушение земельного законодательства.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:                        А.А. Владимирова

5-134/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО "Удмуртнефть"
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Владимирова Анна Анатольевна
Статьи

8.6

Дело на странице суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
11.02.2020Передача дела судье
18.02.2020Подготовка дела к рассмотрению
18.02.2020Рассмотрение дела по существу
10.02.2020Передача дела судье
10.02.2020Подготовка дела к рассмотрению
23.03.2020Рассмотрение дела по существу
23.04.2020Рассмотрение дела по существу
18.05.2020Рассмотрение дела по существу
22.05.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее