РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тараевой И.А. единолично,
при секретаре Эрдынеевой Н.В.,
с участием помощника прокурора Кяхтинского района РБ Аблаевой Н.В.,
истца Цыбденовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-585/2020 по исковому заявлению Прокурора Кяхтинского района РБ в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Администрации МО «Кяхтинский район» в порядке ст. 45 ГПК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах указанных граждан, мотивируя нарушением их жилищных прав. Так, прокуратурой района проведена проверка по обращениям ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1, в результате которой установлено, что указанные лица относятся к категории детей сирот, ранее состояли на учете в Администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Предоставленные им жилые помещения по договорам найма специализированного жилищного фонда, расположенные в <адрес>, не соответствовали санитарным и техническим нормам на момент предоставления в 2018г. Прокурор просит обязать ответчиков предоставить указанным гражданам иные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен ранее предоставленных жилых помещений по адресу: <адрес>.
Согласно отзыву ответчики Минсоцзащиты РБ, ГБУ РБ «РРЦ «Семья» просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку на момент предоставления жилые помещения соответствовали предъявляемым законодательством требованиям и являлись пригодными для проживания.
В судебном заседании прокурор Аблаева иск поддержала.
Истец Цыбденова также поддержала заявленные требования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что 29.11.213г. между ГБУ РБ «РРЦ «Семья» и гражданами ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1 были заключены договоры найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, которые были расположены по адресу: <адрес> соответственно. Данные жилые помещения были предоставлены для временного проживания.
Впоследствии 30.11.2018г. с данными гражданами ГБУ РБ «РРЦ «Семья» были заключены договоры найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, предметом которых являлись те же жилые помещения, переданные во владение и пользование.
Как указано в возражении на иск, указанные жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за ГБУ РБ «РРЦ «Семья» согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений РБ.
Из материалов дела следует, что указанные граждане являются потерпевшими по уголовному делу, возбужденному по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ, по факту предоставления в 2013 году детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, непригодных для проживания.
В рамках производства по уголовному делу проведен ряд экспертиз с целью установления соответствия, в том числе указанных жилых помещений, санитарным и техническим нормам и правилам, требованиям действующего законодательства (заключения эксперта от 27.02.2020г. №, от 22.11.2019г. №.1, от 22.11.2019г. №.1). В частности, согласно заключению эксперта от 27.02.2020г. № АНО «Единый экспертно-правовой центр» указанный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с расположенными в нем 26 жилыми помещениями, не соответствует строительным нормам и правилам, данные несоответствия были допущены при строительстве дома и не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений.
Таким образом, принимая во внимание приведенную совокупность исследованных доказательства, суд приходит к выводу, что выделенные для проживания ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО3 помещения жилыми не являются, соответственно, ответчики, а именно, Минсоцзащиты РБ, ГБУ РБ «РРЦ «Семья» свою обязанность, предусмотренную Федеральным законом № 159-ФЗ, фактически не исполнили, в связи с чем иск подлежит удовлетворению. При этом ссуд не усматривает оснований для удовлетворения иска к Администрации МО «Кяхтинский район» поскольку в соответствии с положениями Федерального закона № 159-ФЗ на органы местного самоуправления такая обязанность не возложена.
При этом доводы ответчика о наличии на момент предоставления жилых помещений данных о том, что они пригодны для проживания и соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, суд во внимание не принимает, поскольку они опровергаются вышеуказанным заключением эксперта.
Судебных расходов, подлежащих взысканию, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично иск.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1 иные благоустроенные жилые помещения в г. Кяхта по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен ранее предоставленных жилых помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес> Республики Бурятия, <адрес>.
Отказать в удовлетворении иска к Администрации МО «Кяхтиснкий район».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.
Судья И.А. Тараева