(Мотивированное решение изготовлено 31.10.2018)
РЕШЕНИЕ № 2-245\2018
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Верхотурский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Ладыгина А.И., с участием:
истца Исаевой О.В.,
ответчика Мартыновой Т.А.,
при секретаре Сунцовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исаевой Ольги Васильевны к Мартыновой Татьяне Алексеевне о признании факта наличия трудовых отношений, внесении записи в трудовую книжку, признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, взыскании выходного пособия в размере среднемесячного заработка за 3 месяца, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Исаева О.В. обратилась в суд с иском к Мартыновой Т.А., указав, что она работала у нотариуса Мартыновой секретарем с ДД.ММ.ГГГГ, будучи временно нетрудоспособной, была уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. В уточненных исковых требованиях просит: признать факт трудовых отношений между истцом и ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности секретаря нотариуса, внести сведения в трудовую книжку; признать увольнение от ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию незаконным, изменить формулировку увольнения, указав на увольнение в связи с прекращением деятельности или ликвидацией, взыскать выходное пособие в размере среднемесячного заработка за 3 месяца – всего 50100 рублей; взыскать компенсацию за не использованный отпуск в размере 20562, 73 рубля; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей; обязать представить справки о заработной плате в 3 экземплярах.
В судебном заседании истец требования поддержала по представленным уточнениям, от заключения мирового соглашения отказалась, настаивая на своих требованиях, пояснила по ним, указав, что расчет произведен в уточнении к иску, на нем настаивает, моральный вред обосновывает утратой работы и средств к существованию, просит иск удовлетворить в полном объеме, иных дополнений, уточнений и ходатайств, не заявила.
Ответчик с иском частично не согласна, указала, что Исаева действительно работала у нее в период, когда она была частным нотариусом. ДД.ММ.ГГГГ она прекратила свою деятельность, истца уволила по собственному желанию. Так как она была частным нотариусом никаких выходных пособий не положено. Согласна выплатить компенсацию за отпуск по представленным ею расчетам, так как представленные истцом не верные, согласна выплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 руб. Внести изменения в трудовую книжку не возможно, так как нет печати. Период работы у нее Исаевой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждает.
Выслушав истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Исаева состояла в трудовых отношениях с частнопрактикующим нотариусом Мартыновой, работала в должности секретаря, с ней был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Исаева была уволена в связи с прекращением деятельности нотариуса Мартыновой, согласно приказу с формулировкой по собственному желанию.
Статьей 20 ТК РФ предусмотрено, что физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей (абзац 6).
Таким образом, в соответствии со статьей 20 ТК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, в целях регулирования трудовых отношений, в которых они выступают в качестве работодателей, приравнены по правовому статусу к работодателям - индивидуальным предпринимателям, несмотря на то, что профессиональная деятельность нотариусов к предпринимательству не относится.
Работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.309 ТК РФ).
Порядок заполнения трудовых книжек установлен Правилами ведения и хранения трудовых книжек, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 225 "О трудовых книжках".
В соответствии с п. 35 указанных Правил, при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника.
На основании п. 45 Правил, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Исходя из изложенных положений законодательства, частный нотариус, выступая в качестве работодателя, обязан правильно вести трудовые книжки на работника, своевременно вносить в них записи о приеме на работу, прекращении трудовых отношений (увольнении) и надлежаще заверять указанные записи подписью и печатью, каких-либо исключений из указанных правил законодательство не предусматривает.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Мартынова с ДД.ММ.ГГГГ прекратила деятельность в качестве частного нотариуса, в связи с чем возможности внести запись и поставить печать в трудовую книжку, изменить приказ об увольнении, а также выдать справку о заработной плате, она не имеет, иным образом устранить данные нарушения невозможно, то в данной части требований истца, суд вынужден отказать.
Выплата работнику выходного пособия или сохранение среднего заработка на период трудоустройства в случае прекращения деятельности его работодателя, в данном случае частнопрактикующего нотариуса, действующим законодательством не предусмотрены.
Такие гарантии могут быть определены условиями трудового договора, заключенного между работником и индивидуальным предпринимателем (работодателем).
Разрешая спор и отказывая Исаевой в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства в связи с увольнением, суд, руководствуясь положениями ст. 20, 22, ч. 1 ст. 178, ч. 2 ст. 307 ТК РФ и исходит из того, что условиями трудового договора, заключенного между Исаевой, как работником и нотариусом Мартыновой, как работодателем, таких гарантий при увольнении, как выплата выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства, не предусмотрено.
Трудовые отношения, как следует из положений ч. 1 ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пп. 1пп. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Главой 27 ТК РФ установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.
Регулирование труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, имеет особенности, установленные гл. 48 ТК РФ.
Так, ч. 1 ст. 178 ТК РФ определено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Разделом XII Трудового кодекса Российской Федерации установлены особенности регулирования труда отдельных категорий работников, к числу которых отнесены работники, работающие у работодателей - физических лиц, в т.ч. нотариусов (гл. 48 ТК РФ).
Исходя из буквального толкования положений ч. 1 ст. 178 и ст. 318 ТК РФ сохранение работнику среднего месячного заработка на период трудоустройства и выплата ему выходного пособия в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата ее работников предусмотрены только при увольнении работника из организации.
По смыслу ч. 2 ст. 303 ТК РФ в письменный договор, заключаемый работником с работодателем - физическим лицом, в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и работодателя.
Согласно ч. 2 ст. 307 ТК РФ сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором.
Из приведенных нормативных положений следует, что Трудовым кодексом Российской Федерации установлено различное правовое регулирование труда работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем - физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, и работников, работающих у работодателей - организаций. При этом выплата работодателем работнику выходного пособия и сохранение за ним среднего заработка на период его трудоустройства в связи с увольнением по п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ гарантированы законом только в случае увольнения работника из организации. Работникам, работающим у физических лиц, включая нотариусов, указанная гарантия ТК РФ не предусмотрена. Прекращение трудового договора для этой категории работников урегулировано специальной нормой - ст. 307 ТК РФ, содержащей отличное от установленного ч. 1 ст. 178 данного кодекса правило о том, что случаи и размеры выплачиваемого при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат работникам, работающим у работодателей - физических лиц, могут быть определены трудовым договором, заключаемым между работником и работодателем - физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем. Таким образом, работодатель – физическое лицо, в т.ч. нотариус, увольняющий работников в связи с прекращением деятельности, обязан выплатить работнику выходное пособие, иные компенсационные выплаты, в том числе средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства, только если соответствующие гарантии специально предусмотрены трудовым договором с работником.
Как установлено судом и следует из материалов дела, условиями трудового договора, заключенного между Исаевой (работником) и нотариусом Мартыновой (работодателем), такие гарантии в случае увольнения в связи с прекращением деятельности, как выплата выходного пособия или сохранение среднего заработка на период трудоустройства, не предусмотрены.
С учетом установленных обстоятельств, суд в удовлетворении исковых требований Исаевой о взыскании с Мартыновой выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства, в связи с прекращением деятельности, применяя к спорным отношениям положения ст. 303, 307 гл. 48 ТК РФ, устанавливающие особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, отказывает.
Кроме этого, ответчик не оспаривает, что истец работала у нее с ДД.ММ.ГГГГ по день ее прекращения деятельности, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о том, что необходимо изменить формулировку увольнения, указав на увольнение в связи с ликвидацией или прекращением деятельности, определить дату по день вынесения решения суда, не принимаются, в том числе, по вышеуказанным причинам.
Мартынова, как прекратившая свою деятельность в качестве частного нотариуса, на сегодняшний день не имеет возможности вносить изменения в приказ, как и делать запись в трудовую книжку, выдать справки о заработной плате. Трудовые отношения с физическим лицом прекращаются при прекращении им своей деятельности не зависимо от того, что работник временно не трудоспособен (Исаевой больничный лист оплачивает соцстрах, о чем указала сама истец и ответчик, есть решение суда), поэтому, с учетом анализа норм ТК РФ, вышеизложенных выводов, позиции сторон, суд считает возможным установить факт трудовых отношений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, иной период после ДД.ММ.ГГГГ, включен быть не может, так как Исаева не выполняла трудовые обязанности, Мартынова не осуществляла свою деятельность частнопрактикующего нотариуса, трудовые отношения прекращены прекращением деятельности нотариуса Мартыновой.
Разрешая вопрос о выплате компенсации за неиспользованный отпуск, суд исходит из позиции сторон и предоставленных ими расчетов.
Мартынова согласна выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, признавая, что этого своевременно не сделала, при этом предоставила расчеты, сделанные как ей самой, так и бухгалтером Центра занятости населения. Исаева предоставила свои расчеты в уточнении иска.
Анализируя представление расчеты, суд критически относится к расчетам Исаевой, так как они проведены некорректно, без учета отчислений, выведенные цифры не мотивированы, тогда как расчеты Мартыновой изложены с учетом отчислений, где выведен среднемесячный заработок, расчеты подробны и понятны, судом проверены и приняты.
Таким образом, так как расчеты сделаны с учетом отчислений, в пользу Исаевой подлежит взысканию с Мартыновой сумма в размере 11133 рубля 05 копеек в счет компенсации за неиспользованный отпуск.
Кроме этого, прекращение ответчицей деятельности и утрата соответствующего статуса не освобождает ее от ответственности перед истцом по требованиям о компенсации морального вреда.
Поскольку неправомерными действиями работодателя по выдаче ненадлежащим образом оформленной трудовой книжки и несвоевременной выплате компенсации за неиспользованный отпуск были нарушены трудовые права истицы, то в соответствии с требованиями ст. 237 ТК РФ в пользу Исаевой подлежит взысканию компенсация морального вреда, которую суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, степени нравственных страданий истицы, требований разумности и справедливости, а также позиции ответчика, определяет в 2000 рублей.
В связи с частичным удовлетворением требований имущественного и не имущественного характера, в соответствии ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с Мартыновой подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 745 рублей 32 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ 11133 ░░░░░ 05 ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 2000 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 13133 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 05 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 745 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░