УИД: 21RS0022-01-2022-002259-69
Дело № 2-1896/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
22 сентября 2022 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Сычева А.А.,
при секретаре судебного заседания Скворцове И.В.,
при участии старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск Никитина Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики к Управлению городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики об обязании выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия,
установил:
Прокурор г. Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в порядке ст.45ГПК РФ, с учетом поданных уточнений в порядке ст. 39 ПК РФ, к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, к Управлению городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики в срок до 01 июня 2023 года выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения дорожного покрытия по всей ширине и протяженности от заезда с ул. Строителей к дому № 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома № 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами № 10 и № 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Новочебоксарска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности по факту неисполнения администрацией города Новочебоксарска требований представления прокуратуры от 18.04.2022 об устранении нарушений законов в указанной сфере. В ходе проведенной совместной с ОГИБДД проверки установлены недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части, дороги от заезда с ул. Строителей к дому № 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома № 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами № 10и № 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики где выявлены множественные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок длиной более 15 см и глубиной более 5 см в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Так, в ходе проверки выявлены следующие дефекты: возле подъезда № 1 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоины глубиной 7,5 см. - длиной 190 см., выбоины глубиной 8 см. - длиной 500 см., выбоины глубиной 9 см. - длиной 70 см., выбоины глубиной 12,5 см. - длиной 480 см., выбоины глубиной 15 см. - длиной 270 см., выбоины глубиной 11 см. - длиной 270 см.; возле подъезда № 2 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоины глубиной 7 см., длиной 420 см., выбоины глубиной 9 см. - длиной 260 см.; возле подъезда № 3 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 8,5 см. - длиной 160 см. и т.д.; возле подъезда № 4 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 12,5 см. - длиной 370 см., выбоины глубиной 7 см. - длиной 127 см., выбоины глубиной 11 см. - длиной 150 см.; возле подъезда 2 д. 49 ул. Советская имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 10,5 см. - длиной 150 см., глубиной 9,5 см. - длиной 53 см., глубиной 11,5 см. - длиной 500 см.; возле подъезда 4 д. 49 ул. Советская имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 11,5 см. - длиной 2 400 см.; во дворовой территории д. 49 ул. Советская между подъездами № 2 и № 3 имеются отдельные повреждения в виде отклонения по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка глубиной 10 см.; на проезжей части, при повороте на территорию д. 8 ул. Строителей, имеются отдельные повреждения в виде выбоин просадки 10 см. - длиной 280 см., просадки глубиной 9,5 см. - длиной 330 см. По вышеуказанным нарушениям 18.04.2022 в адрес главы Администрации внесено представление о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению впредь. Ссылаясь на п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 9,12 ст.6, п.п. 6,11 ч.1 ст.13, ч.1 ст.18 ч.ч. 1.2.3 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 1,2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196 -ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункты 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 прокурор просил удовлетворить исковые требования.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования, вновь приведя их суду. Суду пояснил, что до настоящего времени по ранее направленному требованию прокурора города, ремонт дорожного покрытия, указанного в иске ответчиком не выполнен.
Представитель ответчика - администрации г.Новочебоксарска, управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, явку представителя не обеспечили, извещены надлежащим образом. Представитель ответчика - администрации г.Новочебоксарска Тузова О.А. представила суду отзыв согласно которого считают, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку дома № 49 по ул. Советская и № 19 по ул. Строителей г.Новочебоксарск находятся в управление ООО «УК ЖКХ» г.Новочебоксарск и обязанность по содержанию и ремонту придомовой территории должно производится за счет собственников которые проживают в указанных домах. Указанный участок дороги не относится к автомобильным дорогам местного, федерального, регионального или межмуниципального значения, но как объект транспортной инфраструктуры, расположенный в кадастровых границах земельного участка многоквартирного и используемый неограниченным кругом лиц для транспортной связи с иными МКД или организациями, находящимся во внутридомовой территории, также может относиться к сфере ответственности МКД.
Третьи лица, ОМВД России по гор. Новочебоксарск, ОМВД России по гор. Новочебоксарск Финансовый отдел администрации г. Новочебоксарск, ООО УК «ЖКХ», ООО «НПП «Мотокон» извещенные о времени, дате и месте судебного заседания своих представителей на рассмотрение дела не направили. От начальника Финансового отдела администрации г. Новочебоксарск поступило заявление о рассмотрении дело в отсутствие представителя. От представителя ООО «НПП «Мотокон» поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого считают, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку данные участки дорог являются дорогами общего пользования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее - ГОСТ Р, ГОСТ Р 50597-2017) продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2.
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (п.5.2.4). Дефекты покрытий проезжей части, обочин и разделительных полос отражены в таблице А1 Приложения А (обязательное) указанного ГОСТ Р.
Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см (п.5.2.5 ГОСТ Р).
Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения (п.5.3.1 ГОСТ Р). Дефекты обочин и разделительных полос отражены в таблице А2 приложения А ГОСТ Р.
Согласно сведениям ОМВД России по г.Новочебоксарск от 15.04.2022 № 15/145568, справке выявленных недостатков от 30.06.2022, составленного старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск: возле подъезда № 1 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоины глубиной 7,5 см. - длиной 190 см., выбоины глубиной 8 см. - длиной 500 см., выбоины глубиной 9 см. - длиной 70 см., выбоины глубиной 12,5 см. - длиной 480 см., выбоины глубиной 15 см. - длиной 270 см., выбоины глубиной 11 см. - длиной 270 см.; возле подъезда № 2 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоины глубиной 7 см., длиной 420 см., выбоины глубиной 9 см. - длиной 260 см.; возле подъезда № 3 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 8,5 см. - длиной 160 см. и т.д.; возле подъезда № 4 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 12,5 см. - длиной 370 см., выбоины глубиной 7 см. - длиной 127 см., выбоины глубиной 11 см. - длиной 150 см.; возле подъезда 2 д. 49 ул. Советская имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 10,5 см. - длиной 150 см., глубиной 9,5 см. - длиной 53 см., глубиной 11,5 см. - длиной 500 см.; возле подъезда 4 д. 49 ул. Советская имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 11,5 см. - длиной 2 400 см.; во дворовой территории д. 49 ул. Советская между подъездами № 2 и № 3 имеются отдельные повреждения в виде отклонения по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка глубиной 10 см.; на проезжей части, при повороте на территорию д. 8 ул. Строителей, имеются отдельные повреждения в виде выбоин просадки 10 см. - длиной 280 см., просадки глубиной 9,5 см. - длиной 330 см. Выявленные нарушения не устранены. Приведенный факт ответчиком не оспорен.
По вышеуказанным нарушениям в адрес главы Администрации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению впредь.
По результатам рассмотрения представления Администрацией дан ответ, что указанный участок дороги не относится к автомобильным дорогам местного, федерального, регионального или межмуниципального значения, но как объект транспортной инфраструктуры, расположенный в кадастровых границах земельного участка многоквартирного и используемый неограниченным кругом лиц для транспортной связи с иными МКД или организациями, находящимся во внутридомовой территории, также может относиться к сфере ответственности МКД.
В ходе осуществления выхода на место представителем истца установлено, что неровности и повреждения дороги во дворе указанного дома не устранены. Также установлено, что проходящая возле жилых домов автомобильная дорога не предназначена лишь для обслуживания указанного дома, а является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств неопределенного круга лиц и передвижения неопределенного круга граждан.
В прокуратуру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо врио начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, из которого следует, что проезжая часть относится к группе улиц Д - улицы в зонах жилой застройки, обеспечивающий непосредственный доступ к зданиям и земельным участкам в соответствии с п. 4.5 ГОСТ Р 50597-2017 и что на данном участке проезжей части имеются отдельные повреждения.
Согласно таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 вид дефекта (выбоина, просадка, пролом), в том числе для группы улиц - Д, не может быть длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв.м и более.
Из приведенного следует, что прокуратурой гор. Новочебоксарска была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в ходе которой было выявлено, что на участке дороги в гор. Новочебоксарск от заезда с ул. Строителей к дому № 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома № 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами № 10 и № 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики ответчики не исполняют требования по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст.262 Градостроительного кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В ст. 12 указанного Закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Уставом города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятым решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 № С 5-1, к вопросам местного значения города отнесены, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новочебоксарска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новочебоксарска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 8).
Исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что законодательством обязанность по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования - город Новочебоксарск относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Таким образом, поскольку в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления, каковым является администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики, возлагается обязанность по решению всех вопросов местного значения с целью создания благоприятных условий для населения, проживающего в границах соответствующего муниципального образования, а также с учетом того, что согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации именно органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, то суд полагает, что прокурором гор. Новочебоксарска правомерно предъявлены требования к администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах, учитывая сведения, отраженные в сведениях ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справке ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не оспоренные ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> и возложении на администрацию <адрес> Республики и Управление городского хозяйства администрации <адрес> обязанности по ремонту автодороги и устранению в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждений дорожного покрытия по всей ширине и протяженности от заезда с <адрес> к дому № по <адрес> через сквозной проход - арка во дворе <адрес> до примыкания второстепенной дороги между домами № и № по <адрес> Республики.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в установленный законом срок.
При этом, данный срок судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, должен быть разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги» (ГОССТРОЙ СССР) температура смеси при укладке должна быть не менее 5 градусов Цельсия (п.п.5.2 п.5).
В силу пунктов 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.
Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
С учетом приведенного, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, учитывая заявленные исковые требования выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 1 июня 2023, суд приходит к выводу, что указанный срок является разумным и обеспечивающий баланс интересов сторон, в это части исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233- 237 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики и Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики в срок до 1 июня 2023 года выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения дорожного покрытия по всей ширине и протяженности от заезда с ул. Строителей к дому № 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома № 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами № 10 и № 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики.
Ответчик вправе подать заявление в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.А. Сычев
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело № 2-1896/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
22 сентября 2022 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Сычева А.А.,
при секретаре судебного заседания Скворцове И.В.,
при участии старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск Никитина Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики к Управлению городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики об обязании выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия,
установил:
Прокурор г. Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в порядке ст.45ГПК РФ, с учетом поданных уточнений в порядке ст. 39 ПК РФ, к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, к Управлению городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики в срок до 01 июня 2023 года выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения дорожного покрытия по всей ширине и протяженности от заезда с ул. Строителей к дому № 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома № 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами № 10 и № 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Новочебоксарска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности по факту неисполнения администрацией города Новочебоксарска требований представления прокуратуры от 18.04.2022 об устранении нарушений законов в указанной сфере. В ходе проведенной совместной с ОГИБДД проверки установлены недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части, дороги от заезда с ул. Строителей к дому № 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома № 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами № 10и № 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики где выявлены множественные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок длиной более 15 см и глубиной более 5 см в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Так, в ходе проверки выявлены следующие дефекты: возле подъезда № 1 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоины глубиной 7,5 см. - длиной 190 см., выбоины глубиной 8 см. - длиной 500 см., выбоины глубиной 9 см. - длиной 70 см., выбоины глубиной 12,5 см. - длиной 480 см., выбоины глубиной 15 см. - длиной 270 см., выбоины глубиной 11 см. - длиной 270 см.; возле подъезда № 2 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоины глубиной 7 см., длиной 420 см., выбоины глубиной 9 см. - длиной 260 см.; возле подъезда № 3 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 8,5 см. - длиной 160 см. и т.д.; возле подъезда № 4 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 12,5 см. - длиной 370 см., выбоины глубиной 7 см. - длиной 127 см., выбоины глубиной 11 см. - длиной 150 см.; возле подъезда 2 д. 49 ул. Советская имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 10,5 см. - длиной 150 см., глубиной 9,5 см. - длиной 53 см., глубиной 11,5 см. - длиной 500 см.; возле подъезда 4 д. 49 ул. Советская имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 11,5 см. - длиной 2 400 см.; во дворовой территории д. 49 ул. Советская между подъездами № 2 и № 3 имеются отдельные повреждения в виде отклонения по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка глубиной 10 см.; на проезжей части, при повороте на территорию д. 8 ул. Строителей, имеются отдельные повреждения в виде выбоин просадки 10 см. - длиной 280 см., просадки глубиной 9,5 см. - длиной 330 см. По вышеуказанным нарушениям 18.04.2022 в адрес главы Администрации внесено представление о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению впредь. Ссылаясь на п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 9,12 ст.6, п.п. 6,11 ч.1 ст.13, ч.1 ст.18 ч.ч. 1.2.3 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 1,2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196 -ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункты 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 прокурор просил удовлетворить исковые требования.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования, вновь приведя их суду. Суду пояснил, что до настоящего времени по ранее направленному требованию прокурора города, ремонт дорожного покрытия, указанного в иске ответчиком не выполнен.
Представитель ответчика - администрации г.Новочебоксарска, управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, явку представителя не обеспечили, извещены надлежащим образом. Представитель ответчика - администрации г.Новочебоксарска Тузова О.А. представила суду отзыв согласно которого считают, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку дома № 49 по ул. Советская и № 19 по ул. Строителей г.Новочебоксарск находятся в управление ООО «УК ЖКХ» г.Новочебоксарск и обязанность по содержанию и ремонту придомовой территории должно производится за счет собственников которые проживают в указанных домах. Указанный участок дороги не относится к автомобильным дорогам местного, федерального, регионального или межмуниципального значения, но как объект транспортной инфраструктуры, расположенный в кадастровых границах земельного участка многоквартирного и используемый неограниченным кругом лиц для транспортной связи с иными МКД или организациями, находящимся во внутридомовой территории, также может относиться к сфере ответственности МКД.
Третьи лица, ОМВД России по гор. Новочебоксарск, ОМВД России по гор. Новочебоксарск Финансовый отдел администрации г. Новочебоксарск, ООО УК «ЖКХ», ООО «НПП «Мотокон» извещенные о времени, дате и месте судебного заседания своих представителей на рассмотрение дела не направили. От начальника Финансового отдела администрации г. Новочебоксарск поступило заявление о рассмотрении дело в отсутствие представителя. От представителя ООО «НПП «Мотокон» поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого считают, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку данные участки дорог являются дорогами общего пользования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее - ГОСТ Р, ГОСТ Р 50597-2017) продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2.
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (п.5.2.4). Дефекты покрытий проезжей части, обочин и разделительных полос отражены в таблице А1 Приложения А (обязательное) указанного ГОСТ Р.
Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см (п.5.2.5 ГОСТ Р).
Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения (п.5.3.1 ГОСТ Р). Дефекты обочин и разделительных полос отражены в таблице А2 приложения А ГОСТ Р.
Согласно сведениям ОМВД России по г.Новочебоксарск от 15.04.2022 № 15/145568, справке выявленных недостатков от 30.06.2022, составленного старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск: возле подъезда № 1 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоины глубиной 7,5 см. - длиной 190 см., выбоины глубиной 8 см. - длиной 500 см., выбоины глубиной 9 см. - длиной 70 см., выбоины глубиной 12,5 см. - длиной 480 см., выбоины глубиной 15 см. - длиной 270 см., выбоины глубиной 11 см. - длиной 270 см.; возле подъезда № 2 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоины глубиной 7 см., длиной 420 см., выбоины глубиной 9 см. - длиной 260 см.; возле подъезда № 3 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 8,5 см. - длиной 160 см. и т.д.; возле подъезда № 4 д. 10 ул. Строителей имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 12,5 см. - длиной 370 см., выбоины глубиной 7 см. - длиной 127 см., выбоины глубиной 11 см. - длиной 150 см.; возле подъезда 2 д. 49 ул. Советская имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 10,5 см. - длиной 150 см., глубиной 9,5 см. - длиной 53 см., глубиной 11,5 см. - длиной 500 см.; возле подъезда 4 д. 49 ул. Советская имеются отдельные повреждения в выбоин глубиной 11,5 см. - длиной 2 400 см.; во дворовой территории д. 49 ул. Советская между подъездами № 2 и № 3 имеются отдельные повреждения в виде отклонения по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка глубиной 10 см.; на проезжей части, при повороте на территорию д. 8 ул. Строителей, имеются отдельные повреждения в виде выбоин просадки 10 см. - длиной 280 см., просадки глубиной 9,5 см. - длиной 330 см. Выявленные нарушения не устранены. Приведенный факт ответчиком не оспорен.
По вышеуказанным нарушениям в адрес главы Администрации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению впредь.
По результатам рассмотрения представления Администрацией дан ответ, что указанный участок дороги не относится к автомобильным дорогам местного, федерального, регионального или межмуниципального значения, но как объект транспортной инфраструктуры, расположенный в кадастровых границах земельного участка многоквартирного и используемый неограниченным кругом лиц для транспортной связи с иными МКД или организациями, находящимся во внутридомовой территории, также может относиться к сфере ответственности МКД.
В ходе осуществления выхода на место представителем истца установлено, что неровности и повреждения дороги во дворе указанного дома не устранены. Также установлено, что проходящая возле жилых домов автомобильная дорога не предназначена лишь для обслуживания указанного дома, а является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств неопределенного круга лиц и передвижения неопределенного круга граждан.
В прокуратуру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо врио начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, из которого следует, что проезжая часть относится к группе улиц Д - улицы в зонах жилой застройки, обеспечивающий непосредственный доступ к зданиям и земельным участкам в соответствии с п. 4.5 ГОСТ Р 50597-2017 и что на данном участке проезжей части имеются отдельные повреждения.
Согласно таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 вид дефекта (выбоина, просадка, пролом), в том числе для группы улиц - Д, не может быть длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв.м и более.
Из приведенного следует, что прокуратурой гор. Новочебоксарска была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в ходе которой было выявлено, что на участке дороги в гор. Новочебоксарск от заезда с ул. Строителей к дому № 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома № 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами № 10 и № 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики ответчики не исполняют требования по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст.262 Градостроительного кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В ст. 12 указанного Закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Уставом города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятым решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 № С 5-1, к вопросам местного значения города отнесены, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новочебоксарска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новочебоксарска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 8).
Исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что законодательством обязанность по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования - город Новочебоксарск относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Таким образом, поскольку в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления, каковым является администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики, возлагается обязанность по решению всех вопросов местного значения с целью создания благоприятных условий для населения, проживающего в границах соответствующего муниципального образования, а также с учетом того, что согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации именно органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, то суд полагает, что прокурором гор. Новочебоксарска правомерно предъявлены требования к администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах, учитывая сведения, отраженные в сведениях ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справке ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не оспоренные ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> и возложении на администрацию <адрес> Республики и Управление городского хозяйства администрации <адрес> обязанности по ремонту автодороги и устранению в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждений дорожного покрытия по всей ширине и протяженности от заезда с <адрес> к дому № по <адрес> через сквозной проход - арка во дворе <адрес> до примыкания второстепенной дороги между домами № и № по <адрес> Республики.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в установленный законом срок.
При этом, данный срок судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, должен быть разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги» (ГОССТРОЙ СССР) температура смеси при укладке должна быть не менее 5 градусов Цельсия (п.п.5.2 п.5).
В силу пунктов 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.
Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
С учетом приведенного, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, учитывая заявленные исковые требования выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 1 июня 2023, суд приходит к выводу, что указанный срок является разумным и обеспечивающий баланс интересов сторон, в это части исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233- 237 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики и Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики в срок до 1 июня 2023 года выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения дорожного покрытия по всей ширине и протяженности от заезда с ул. Строителей к дому № 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома № 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами № 10 и № 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики.
Ответчик вправе подать заявление в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.А. Сычев
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.