2а -2094/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 24 августа 2018 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Пугач С.К.,
с участием представителя административного ответчика ГАУЗ «ООКНД» и главного врача ГАУЗ «ООКНД» - Карпеца ВВ – Макисменко ОВ, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, представившей диплом, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Морятова ВА ГАУЗ «ООКНД», главному врачу ГАУЗ «ООКНД» - Карпецу ВВ о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Морятов В.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что ему стало известно, что в период времени с 2001 года по настоящее время он состоит на учете в Оренбургском областном наркологическом клиническом диспансере с диагнозом – «<данные изъяты>», что порочит (оскорбляет, унижает) его честь и достоинство, так как никогда в жизни не употреблял наркотические вещества, считает это ниже своего достоинства, никогда не посещал и не доставлялся в принудительном порядке в наркологический диспансер, никогда в жизни ему не проводилось медицинское освидетельствование на выявление в его крови наркотических веществ. Считает, что его поставили на учет в нарушении законодательства РФ, чем нарушен его права гарантированные Конституцией РФ
На основании изложенного просит признать действия руководства ООНКД в постановке его на учет незаконными, обязать руководства ООНКД устранить нарушения его прав и законных интересов: снять его с учета, восстановить пропущенный срок обращения в суд с данным исковым заявлением, так как до настоящего времени не было известно о его праве на обращении в суд в порядке КАС РФ.
Определением Промышленного районного суда г.Оренбурга от 26 июля 2018 года суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен главный врач ГАУЗ «ООКНД» Карпец В.В., в качестве заинтересованного лица Министерство здравоохранения Оренбургской области.
В судебное заседание не явились административный истец, заинтересованное лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Представитель административных ответчиков Макисменко О.В. возражала против удовлетворения административного иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что срок для обращения с административным иском в суд пропущен, оснований для его восстановления не имеется.
Выслушав пояснения представителя административных ответчиков – Максименко О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для рассмотрения такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий несоответствие оспариваемого решения закона или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч.2 ст.227 КАС РФ).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Морятов В.А. обратился с заявлением к Министру здравоохранения Российской Федерации, в котором он просил оказать содействие в снятии его с учета в наркологическом диспансере Оренбургской области, указывая, на то, что он никогда не употреблял наркотики, не посещал сам и не доставлялся в наркологический диспансер, ему не проводилась медицинское освидетельствование (экспертиза).
Министерство здравоохранения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ направило вышеназванное обращение Морятова В.А. по принадлежности в Министерство здравоохранения Оренбургской области, которое в свою очередь перенаправило для рассмотрения и дачи в трехдневный срок ответа главному врачу ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» Карпецу В.В.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Морятову В.А. за подписью первого заместителя Министерства здравоохранения Оренбургской области Криволапова А.Н. дан ответ на его обращение о том, что он зарегистрирован в ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» с ДД.ММ.ГГГГ по результатам судебно – наркологической экспертизы, в ходе которой врачами – экспертами было вынесено заключение об эпизодическом употреблении им <данные изъяты>.
Также установлено, что ранее ДД.ММ.ГГГГ Морятов В.А. обратился с аналогичным заявлением на имя главного врача ГАУЗ «Оренбургского областного наркологического диспансера», на которое ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ.
Кроме того, в материалы дела представителем ответчика суду представлены: копия постановления о назначении наркологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что в отношении Морятова В.А. назначена судебно – наркологическая экспертиза в рамках уголовного дела №, а также копия выписки заключения экспертов, согласно выводам которой, Морятов В.А. хроническим алкоголизмом не страдает, так как по анамнестическим сведениям и материалам уголовного дела употребление им алкоголя носит эпизодический характер и не привело к формированию психической и физической зависимости. Употребление <данные изъяты> также носит эпизодический характер, о чем свидетельствует отсутствие симптомов психической и физической зависимости. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается.
Из вышеназванного постановления следует, что старшим следователем отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры области Заикиным М.Г. постановлено ознакомить обвиняемого с постановлением, разъяснив его права, предусмотренные ст.185 УПК РСФСР.
Таким образом, установлено, что Морятов В.А. зарегистрирован в ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» с ДД.ММ.ГГГГ по результатам судебно – наркологической экспертизы, в ходе которой врачами – экспертами было вынесено заключение об эпизодическом употреблении им опиатов.
В соответствии с требованиями п.п.5,7 ст.2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником ииным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций. Диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
В силу ст.1 вышеназванного Федерального Закона медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое впорядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.5).
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными (ч.6).
Порядоки периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотренозаконодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента (ч.7).
На основании норм вышеназванного Федерального Закона приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 гола № 1034н утвержден порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия – наркология» и порядок наблюдения за лицами с психиатрическими расстройствами поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ», в котором утвержден порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
В силу п.6 Приложения № 1 к приказу профилактика наркологических расстройств обеспечивается путем: осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению наркологических расстройств, диспансерному наблюдению за лицами с наркологическими расстройствами.
Исходя из анализа вышеприведенных положений закона, следует, что в настоящее время понятие «учет» отсутствует, при этом используется медицинский термин «диспансерное наблюдение».
Кроме того, в настоящее время действует Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704, которым разработаны инструкции о сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями и порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом наркоманиями и токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания.
Согласно вышеназванному приказу, за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным.
Таким образом, установлено, что Морятов В.А. был зарегистрирован в ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» в связи с тем, что был направлен для проведения судебной – наркологической экспертизы, при этом данных о его диспансерном наблюдении не имеется.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КВС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Кроме того, в административном исковом заявлении Морятов В.А. просит восстановить ему срок на обращение в суд с административным иском, поскольку до настоящего времени ему не было известно о своем праве обращения в суд в порядке КАС РФ.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5).
Пропущенный по указанной вчасти 6настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).
Установлено, что 10 января 2018 года Морятов В.А. обратился к Главному врачу ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» с просьбой снять его с наркологического учета, при этом в суд с административным иском обратился 23 июля 2018 года, о чем свидетельствует штамп канцелярии ФКУ «ИК № 8» УФСИН России по Оренбургской области, то есть с пропуском предусмотренного действующим законодательством трехмесячного срока на обращение в суд с административным иском, при этом, незнание о праве обращения в суд с административным иском не относится к числу уважительных причин, в соответствии с которыми пропущенный срок может быть восстановлен судом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о том, что он был поставлен на учет с нарушением действующего законодательства не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, при этом, регистрация Морятова В.А. проведена по результатам судебной – наркологической экспертизы и в соответствии с действующей Инструкцией.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Морятова ВА ГАУЗ «ООКНД», главному врачу ГАУЗ «ООКНД» - Карпецу ВВ о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
Решение суда в окончательной форме принято 31 августа 2018 года.
Судья Бураченок Н.Ю.