Решение по делу № 2-3425/2023 от 14.06.2023

Дело ...

УИН 04RS0...-09

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

17 августа 2023 года                                                                             <адрес>

Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Бурятия Урбашкиева Э.К., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску <адрес> Республики Бурятия в интересах ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, взамен ранее предоставленного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, обращаясь в суд в интересах ФИО2, просит обязать ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ФИО2 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ей ранее жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что истцу в ***. было предоставлено жилое помещение по вышеуказанному адресу, которое является фактически непригодным для проживания, что подтверждается заключением ООО «Регион-Эксперт».

Определением суда от ***. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Республиканский РЦ «Семья».

Определением суда от ***. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено РГУ «Центр социальной поддержки населения».

В судебном заседании представитель истца ФИО5 поддержала иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена, имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.

      Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия ФИО6 исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором просила в исковых требованиях отказать в полном объеме.

Представители третьих лиц Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, РГУ «Центр социальной поддержки населения».в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.

Суд, заслушав стороны, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от *** N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>".

В соответствии со ст. 6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от *** N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учредителем ГБУ РБ «РРЦ «Семья» является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и выполняет возложенные учредителем функции согласно Устава, утвержденного 29.04.2015г., в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным ПостановлениемПравительства Республики Бурятия от *** ... «О дополнительныхгарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» уполномоченным органом исполнительной власти попредоставлению жилых помещений специализированного жилищного фондаявляется Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (пункт 2).

В структуру Министерства социальной защиты населения РБ, утвержденную Постановлением Правительства РБ от *** N 88, входит ГБУ РБ «РРЦ «Семья».

Полномочия Учредителя ГБУ РБ «РРЦ «Семья» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом ГБУ РБ «РРЦ «Семья» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Бурятия.

Постановлением Правительства РБ от 06.12.2022г. ... РГУ «Центр социальной поддержки населения» реорганизован путем присоединения к нему ГБУ РБ «Семья», в связи с чем судом на обсуждение был поставлен вопрос о привлечении РГУ «Центр социальной поддержки населения».

Статьей 109 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Требования для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от *** ... «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Как установлено судом, истец ФИО2 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что ФИО2 ответчиком было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес>. ГБУ Республики Бурятия «Республиканский центр «Семья» *** с ФИО2 заключен Договор найма специализированного жилого помещения .... Постановлением Администрации МО «<адрес>» от *** ФИО2 в связи с предоставлением ей вышеуказанного жилого помещения снята с учета в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. ***. между ФИО2 и ГБУ РБ РРЦ Семья был заключен договор социального найма ....

В судебном заседании установлено, что ФИО2 обратилась с заявлением к прокурору <адрес> РБ, в котором указывает, что в предоставленном жилом помещении имелись неудобства, это слышимость между соседями, протекание крыши, не утеплены поля, проблемы с отоплением в период холодов. Все эти годы в этом доме она жила только в теплое время года, зимой вынуждена была снимать комнату. В настоящее время она проживает в другом месте, поскольку в предоставленном жилом помещении проживать фактически невозможно.

Так, согласно заключению эксперта ООО «РЕГИОН-ЭКСПЕРТ» ... от ***., техническое и эксплуатационное состояние внешних и внутренних конструкций жилого помещения по адресу: <адрес>, кв.<адрес>, 2, является ограниченно работоспособным, имеет многочисленные дефекты повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Дефекты, отраженные в заключении, имеют характер образования вследствие многочисленных нарушений строительных нормативов при строительстве объекта исследования.

Исходя из проведенного обследования ориентировочная восстановительная стоимость конструктивных элементов жилого дома может достигать 90 %, что в свою очередь охарактеризовывает нецелесообразность проведения восстановительных работ.

Таким образом, предоставленное истцу жилое помещение является непригодным для постоянного проживания, суд приходит к выводу о том, что Министерством социальной защиты населения РБ ненадлежащим образом исполнена обязанность по обеспечению ФИО2 благоустроенным жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ, соответственно, обязано устранить допущенное нарушение прав путем предоставления ФИО2 иного жилого благоустроенного помещения, соответствующего ст. 15 ЖК РФ.

Право ФИО2 на обеспечение жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, отвечающего всем признакам, регламентированным ч.2 ст. 15 ЖК РФ, осталось нереализованным.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений по следующим основаниям.

Действительно, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от *** .... Однако, в спорных правоотношениях наличие либо отсутствие такого заключения Межведомственной комиссии правового значения не имеет, поскольку юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является надлежащее либо ненадлежащее исполнение Министерством социальной защиты населения РБ обязанности по обеспечению лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания.

Установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что уполномоченным органом исполнительной власти РБ Министерством социальной защиты населения РБ возложенная законом обязанность по предоставлению истцу жилого помещения пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства надлежаще не исполнена.

Поскольку в силу п. 8 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РБ от *** N 102 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является именно Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, и оно осуществляет реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, обязанность по восстановлению нарушенного права ФИО2 должна быть возложена именно на него.

Поскольку ответчиком Министерством социальной защиты населения РБобязанность по предоставлению истцу жилого помещения, пригодного для проживания, не исполнена, истец фактически жильем не обеспечена, на Министерство социальной защиты населения РБ надлежит возложить обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен ранее предоставленного жилого помещения

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> Республики Бурятия в интересах ФИО2 удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного ранее ей жилого помещения по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.08.2023 г.

Судья                                                                            Э.К. Урбашкиева

2-3425/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Самарина Елена Владимировна
Прокурор Кабанского района Республики Бурятия
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Другие
РГУ «Центр социальной поддержки населения».
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства РБ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Урбашкиева Эржена Капитоновна
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
14.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Подготовка дела (собеседование)
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2023Дело оформлено
17.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее