Решение по делу № 12-504/2018 от 25.09.2018

РЕШЕНИЕ

14 ноября 2018 года                                   г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием защитников Пановкиной С.А., Галенской Л.П., должностного лица - <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-504/2018 по жалобе представителя ПАО «Иркутскэнерго» Пановкиной С.А. на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

обжалуемым постановлением Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Защитник Пановкина С.А., не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитники общества доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Должностное лицо, вынесшее решение, <данные изъяты> возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав участвующих лиц, изучив доводы жалобы и проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Данные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации должностным лицом Административного органа соблюдены.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -од, во исполнение Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Росприроднадзора по Иркутской области на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -од, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Иркутскэнерго» (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ выполнен осмотр территории (акватории) промплощадки филиала ПАО «Иркутскэнерго» <данные изъяты> расположенной по адресу: <данные изъяты> предмет соблюдения природоохранных требований, о чем составлен акт за от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной к нему фототаблицей (л.д.<данные изъяты>).

В ходе осмотра установлены признаки загрязнения почвы территории промплощадки <данные изъяты> при обращении с отходами (отработанные масла) на территории между зданием склада мельничных шаров и угольным складом.

В целях определения негативного воздействия на почву ДД.ММ.ГГГГ на территории промплощадки <данные изъяты> ПАО «Иркутскэнерго» в районе места временного хранения отработанных масел между угольным складом и складом шаров отобраны пробы почвы, о чем составлен соответствующий протокол от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).

Отбор проб почвы выполнен в следующих точках:

-проба (ШП1) – территория предприятия, у места хранения отработанных масел между угольным складом и складом шаров, глубина отбора от 0,-0,05 м.;

-проба (ШП2) – территория предприятия, у места хранения отработанных масел между угольным складом и складом шаров, глубина отбора от 0,05-0,2 м.;

-проба (ШП6) – фоновая, 1 км. от дымовой трубы на северо-запад, 100 м. от железнодорожного моста через соединительный канал объединенной системы технического водоснабжения <данные изъяты> 50 м. от ведомственной дороги на юго-запад в сторону канала, глубина отбора от 0, -0,05 м.;

-проба (ШП7) – фоновая, 1 км. от дымовой трубы на северо-запад, 100 м. от железнодорожного моста через соединительный канал объединенной системы технического водоснабжения <данные изъяты> 50 м. от ведомственной дороги на юго-запад в сторону канала, глубина отбора от 0,05-0,2 м.).

Согласно протоколу отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ размер пробных площадок ШП1, ШП2 равен 1*12 м., пробных площадок , ШП7 равен D=5 м. (S = 19,6 кв.м.).

По результатам проведенного исследования проб почвы, отобранных на земельном участке на территории между зданием мельничных шаров и угольным складом, выявлено, что концентрация загрязняющих веществ (нефтепродуктов), содержащихся в отобранных пробах почвы, превышают фоновые значения:

-на глубине отбора 0–0,05 м. превышение загрязняющих веществ (нефтепродуктов) установлено в 28 раз;

-на глубине отбора 0,05-0,2 м. превышение загрязняющих веществ (нефтепродуктов) установлено в 15,7 раз;

что является нарушением ст.42 Земельного кодекса РФ, п.2 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Кроме того, в ходе осмотра территории земельных участков на промышленной площадке филиала ПАО «Иркутскэнерго» <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> проведенного ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в районе открытого склада угля, в северо-западной его стороне, размещена емкость для заправки топливом бульдозерной техники (акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ)

В результате проведенного осмотра территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> используемого филиалом ПАО «Иркутскэнерго» <данные изъяты> выявлено, что при оборудовании заправки бульдозерной техники не выполнены в достаточной мере мероприятия по охране земель, а именно отсутствует твердое покрытие из водонепроницаемых материалов, не допускающее проникновение загрязняющих веществ в почву, что является нарушением ст.42 Земельного кодекса РФ.

По результатам плановой выездной проверки должностным лицом Управления Росприроднадзора по Иркутской области составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).

По факту нарушения ст.42 Земельного кодекса РФ, п.2 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении ПАО «Иркутскэнерго» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 2 статье 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.<данные изъяты>).

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «Иркутскэнерго» к административной ответственности по части второй статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о чем вынесено соответствующее постановление от ДД.ММ.ГГГГ, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.<данные изъяты>).

Решением заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (л.д.<данные изъяты>).

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В силу положений статей 13, 42 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе, радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ПАО «Иркутскэнерго». Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.

На данном земельном участке осуществляется деятельность по эксплуатации и размещению энергетического производственно-технологического комплекса, других объектов энергетического и вспомогательного производства <данные изъяты> ПАО «Иркутскэнерго».

В ходе обследования территории <данные изъяты> ПАО «Иркутскэнерго», расположенном на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> установлены признаки загрязнения почвы при обращении с отходами (отработанными маслами). Из почвы, располагавшейся в непосредственной близости от места временного хранения отработанных масел между угольным складом и складом шаров, произведен отбор проб, в результате исследования которых обнаружено загрязнение почвы.

У судьи не имеется оснований полагать, что отработанные масла не относятся к отходам производства и потребления. Выводы должностного лица в этой части основаны на результатах осмотра, отраженных в акте проверки, акте обследования территории, подписанного заместителем начальника ПТО ПАО «Иркутскэнерго» <данные изъяты> замечаний к актам не имевшему. То есть, на территории земельного участка обнаружен потенциальный источник загрязнения – место временного хранения отработанных масел, а рядом с этим местом просматривались следы загрязнения маслами.

Судья также усматривает между наличием такого места хранения отходов и последствиями в виде загрязнения почв причинно-следственную связь, так как загрязнение обнаружено в непосредственной близости от этого места, в силу его содержимого, являющейся потенциальным источником загрязнения. Вид обнаруженных отходов согласуется с характером обнаруженных в почве загрязнений.

При таких обстоятельствах утверждения стороны защиты о том, что вина общества не доказана, так как должностное лицо не указало в постановлении, какие меры обществом должны быть предприняты для соблюдения законодательства, судья находит несостоятельными.

Статей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судья приходит к выводу, что у общества имелась возможность предпринять все зависящие от него меры, исключающие попадание на почву и земли отходов производства, однако такие меры приняты не были, на что указывает обнаружение нефтепродуктов в почве в непосредственной близости от места хранения нефтепродуктов – отработанных масел. Отсутствие в постановлении перечня всех возможных мер по соблюдению требований законодательства не является основанием для отмены такого решения. Материалы дела не содержат сведений, что общество предприняло все исчерпывающие меры по исключению попадания в почву загрязняющих веществ.

Из протокола отбора проб почв следует, что кроме пробы из почвы в непосредственной близости от емкости, отбирались и фоновые пробы почвы, расположенной в отдалении от емкости.

Указанные результаты испытания проб почвы безусловно указывают на то, что почва возле места хранения отходов содержит в себе нефтепродукты в количестве, в несколько раз, то есть, значительно, превышающем содержание нефтепродуктов в фоновой пробе, взятой из почвы, расположенной в отдалении от емкости, что указывает на емкость, как на источник загрязнения почвы.

Выводы должностного лица о наличии загрязнения обоснованы указанными результатами испытаний, причин не согласиться с такими выводами у судьи не имеется, поскольку выводы должностного лица не противоречат Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238. В силу положений пункта 6 Методики степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв. При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения норматива качества окружающей среды для почв применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Гигиеническими нормативами ГН 2.1.7.2041-06, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №1 от 23.01.2006 г., не установлены ПДК для нефтепродуктов в почве, поэтому судья находит обоснованным для исчисления размера загрязнения сравнение концентрации нефтепродуктов из проб, изъятых возле емкости с отходами, с концентрацией в фоновой пробе почвы, расположенной в отдалении от емкости, соответственно, не испытывающей негативного воздействия от содержимого емкости.

Судья также не усматривает и нарушений требований "ГОСТ 17.4.3.01-83 (СТ СЭВ 3847-82). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб" при отборе почв для исследования. Отбор проб проведен в присутствии представителя ПАО «Иркутскэнерго» специалистом государственного учреждения ФГБУ ЦЛАТИ по СФО, оснований сомневаться в необъективности или некомпетентности которого не имеется. В протоколе имеется указание на упаковку проб в емкости из химически нейтрального материала, что не противоречит требованиям п. 11.1 названного ГОСТ.

Материалами дела опровергнуты доводы заявителя о том, что неверно указаны координаты отбора проб. Имеющиеся ориентиры достаточны для определения такого места. Кроме того, доводы о наличии твердого покрытия в месте отбора проб опровергаются протоколами отбора, из которых следует, что каждая проба представляла собой грунт весом более 5 кг.

Доводы жалобы о том, что пробы отбирались с мест, где земля и почва отсутствуют, а поверхность представляет собой частично разрушенное асфальтовое покрытие, судья находи несостоятельными. В судебном заседании исследован ответ на предписание, представленный обществом. Из фотографий следует, что место выявления загрязнения не представляет собой твердое специальное покрытие, в этом месте имеется грунт, почва и растительность.

Утверждения о том, что к территориям промышленных площадей не применяются положения о загрязнении земель, нарушение которых вменно обществу, не основаны на законе. Размещение на землях объектов энергетики не является основанием для освобождения общества от соблюдения требований по охране окружающей среды, составной частью которой являются почва, земли. Само по себе то обстоятельство, что при строительстве объекта ранее изымался плодородный слой, не свидетельствует о том, что загрязнение почвы и земли исключено, поскольку отсутствие твердого и герметичного покрытия около места хранения отработанных масел, при излитии таких отходов на землю может оказать негативное воздействие на всю окружающую среду, так как такое место не изолировано от проникновения в более глубокие слои почвы загрязняющих веществ вместе с осадками, грунтовыми водами.

Таким образом, выводы должностных лиц административного органа о виновности ПАО «Иркутскэнерго» в совершении названного правонарушения основаны на положениях Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наказание назначено ПАО «Иркутскэнерго» в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определено в минимальном размере, является справедливым и соответствующим содеянному.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления и решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу оставить без удовлетворения.

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области <данные изъяты> решение старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области <данные изъяты> -оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.

Судья:                                    С.В. Почепова

12-504/2018

Категория:
Административные
Другие
Пановкина Светлана Анатольевна
ПАО Иркутскэнерго
Галенская Людмила Петровна
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Почепова Светлана Владимировна
Статьи

8.6

Дело на сайте суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
25.09.2018Материалы переданы в производство судье
30.10.2018Судебное заседание
14.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее