Решение по делу № 2а-1212/2018 от 01.10.2018

По административному делу №2а-1212/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Арсеньев 23 ноября 2018 года

Арсеньевский городской суд Приморского края Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ворона Н.К., при секретаре А.О. Васютиной,

с участием: представителя административного истца Коваль Н.В. (нотариальная доверенность № от 13.01.2016г. сроком на пять лет без права передоверия, диплом № от 27.04.2006г.), представителя административного ответчика администрации Арсеньевского городского округа и заинтересованного лицАуправления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа Сидоренко О.С. (доверенности от 09.01.2018г. № и № сроком до 31.12.2018г. без права передоверия, диплом № от 20.06.2002г.);

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вилюмс Гербертс Эдгарсовича в лице представителя Коваль Натальи Викторовны к администрации Арсеньевского городского округа (далее АГО) о признании решения незаконным и обязании пересчитать стоимость земельного участка, внести изменения в договор купли-продажи земельного участка №71 от 06.06.2017г.,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Вилюмс Г.Э. в лице представителя Коваль Н.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать решение администрации Арсеньевского городского округа об отказе внесения изменений в договор купли-продажи земельного №71 от 06.06.2017г. незаконным, обязать пересчитать стоимость земельного участка и внести соответствующие изменения в указанный договор, указав, что административный ответчик является собственником земельного участка площадью 21677 кв.м. по адресу <адрес> кадастровый номер №, который является территорией базы, на котором расположены объекты: <данные изъяты> принадлежащие административному истцу на праве собственности с 01.07.2015г., 01.09.2015г., 17.03.2015г. соответственно, и относительно которого истец обращался к административному ответчику о предоставлении его в рамках приватизации (с 2015г по 2018г.). 24.11.2015г. в заключении договора было отказано в связи с необходимостью установления границ и составления новой схемы земельного участка; 19.12.2016г. обратился повторно с заявлением о предоставлении указанного участка и получил отказ в связи с отсутствием полномочий у Коваль Н.В., 06.02.2017г. опять обратился с таким же заявлением, на который получил отказ, поскольку в заявление вместе кадастрового номера был указан кадастровый квартал. 06.06.2017г. был составлен договор №71, в котором при подписании договора, истец был поставлен в известность о значительном увеличении кадастровой стоимости земельного участка в 11 раз (с 888757.00 руб. до 10232194.31 руб.), что увеличило выкупную стоимость земельного участка (с 2666627.10 руб. до 3069658.29 руб.), в связи с чем, административный истец провёл оценочную экспертизу кадастровой стоимости земельного участка и обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка. 27.04.2018г. Решением комиссии кадастровая стоимость спорного участка составила 4877000.00. 19.06.2018г. истец опять обратился с заявлением об уменьшении выкупной стоимости земельного участка и внесении изменений в договор купли-продажи №71 от 06.06.2017г., на которое получил отказ в связи с тем, что договор является незаключённым, так как не прошел регистрацию и предложил ещё раз обратиться с заявлением о предоставлении данного участка, выставив требование об оплате неосновательного обогащения за пользование земельным участком без намерения его выкупить, а также процентов в рамках ст. 395 ГК РФ за пользовании чужими денежными средствами. Считает, что административный ответчик нарушает его права на выкуп земельного участка, так как заявление на выкуп земельного участка он уже подавал, изменении вносятся не по вине административного истца, а из-за неправильной кадастровой переоценке государственной кадастровой стоимости земельного участка по заказу административного ответчика. Все отказы имели формальный характер и были направлены на получение денежных средств от истца в завышенном размере, зная о предстоящем увеличении кадастровой стоимости, административный ответчик сознательно отказывал в заключении договора о передаче спорного земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность, истиц предполагал оплату за выкуп из кадастровой стоимости, установленной согласно выписке на 09.08.2010г. в сумме 888757.00 руб., но при подписании договора купли-продажи 06.06.2017г. выкупная цена земельного участка составила 3069658.00 руб. Она, как представитель Вилюмс Г.Э., была уполномочена только подписать указанный договор, поэтому своё не согласие с указанной в договоре выкупной ценой земельного участка не изложила. Договор регистрацию не прошёл, так как истец не согласился оплачивать такую стоимость, деньги в кассу не вносились, она полномочий на регистрацию договора не имела, ими были предприняты действия для установления истинной выкупной цены земельного участка на момент обращения путём правления заявления 09.04.2018г. в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по ПК по определению кадастровой стоимости земельного участка, после чего, она обратилась с заявлением о внесении изменений в части уменьшения выкупной стоимости земельного участка в договор купли-продажи земельного участка №71 от 06.06.2017г. согласно принятому решению. На которое было предложено обратиться с новым заявлением, так как договор не прошел регистрацию в 30 дневный срок, с разъяснением обязанности произвести оплату за пользование земельным участком., что она считает неправомерным, поскольку договор аренды с её доверителем не заключался, и условий оплаты не согласовывались. Считает, что административный ответчик злоупотребляет своими обязанностями, нарушая права её доверителя на приобретения земельного участка в собственность.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица с административным иском не согласились, просили его в удовлетворении отказать, пояснив, что не по вине административного ответчика не был зарегистрирован договор купли-продажи спорного земельного участка, а именно лицом, составляющим документы, были допущены ошибки, не позволившие своевременно принять решение, на момент заключения договора выкупная стоимость рассчитывалась, исходя из кадастровой стоимости объекта, договор оказался не заключённым, регистрацию не прошел, поэтому вносить какие-либо изменения в него, не имеется возможности. Административный истец может повторно обратиться с заявлением относительно спорного земельного участка, которым уже длительное время пользуется, не неся бремя его содержания.

Ознакомившись с административным иском, заслушав доводы сторон, ознакомившись с материалами дела, суд приходи к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла указанных статей следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ - исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п.1).

Из материалов дела следует, что административный истец на праве собственности согласно договорам купли-продажи от 23.06.2015г., 27.08.2015г., 04.03.2015г. имеет объекты права с местонахождением: <адрес> <данные изъяты> (свидетельства о государственной регистрации права от 01.07.2015г., 01.09.2015г., 17.03.2015г.), расположенных на земельном участке площадью 21677 кв.м. по адресу <адрес> кадастровый номер № являющимся территорией базы.

Из положений п. 5 ст. 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39 ЗК РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю. Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (п. 24); площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (п. 25).

В судебном заседании установлено, что Вилюмс Г.Э. 27.10.2015г. обратился в управление имущественных отношения администрации АГО о предоставлении земельного участка для размещения <данные изъяты> которому было отказано с разъяснением 24.11.2015г. №03-04-20/1648 превышения площади испрашиваемого участка в 3,25 раз, и необходимостью проведения кадастровых работ для образования нового земельного участка в схеме на кадастровом плане территории.

Проведенными кадастровыми работами от 01.11.2016г. были изменены сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположены три объекта - здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности, в т.ч. в связи с исправлением ошибки.По заявлению Вилюмс Г.Э. в лице представителя Коваль Н.В. от 22.12.2016г. в управление имущественных отношения администрации АГО о предоставлении на праве собственности земельного участка, расположенного относительно ориентира: <адрес> для промышленных нужд, было отказано в связи с отсутствием в доверенности от 30.01.2016г. №1-225 полномочий на оформление земельного участка под объектами, находящимися в собственности Вилюмс Г.Э., т.е. в связи с подачей заявления не уполномоченным лицом.

03.02.2017г. Вилюмс Г.Э. в лице представителя по доверенности Коваль Н.В. обратился в управление имущественных отношений администрации АГО с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №.

14.02.2017г. в принятии заявления Вилюмс Г.Э. было отказано по основаниям п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ (в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются кадастровый номер испрашиваемого земельного участка), поскольку в заявлении был указан кадастровый квартал.

06 июня 2017г. Арсеньевским городским округом в лице начальника управления имущественных отношений администрации АГО и Вилюмс Г.Э. в лице Коваль Н.В. по доверенности подписан договор №71 купли продажи земельного участка с кадастровым номером № расположенный относительно ориентира: <адрес> для размещения существующих нежилых зданий <данные изъяты> разрешённое использование – для промышленных нужд, площадью 21667 кв.м., по которому плата по договору на основании постановления администрации Приморского края от 18.05.2015г. №143-па «О порядке определения цены земельного участка, находящегося в собственности Приморского края и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов» составила 3069658.29 руб. из расчёта кадастровой стоимости участка - 10232194.31 руб. согласно выписке из ЕГРН от 17.01.2018г. №. Каких-либо замечаний по договору стороны не высказали, что следует из предоставленного письменного договора.

Как предусмотрено п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что, по общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Из п. 2.4 Постановления Администрации Приморского края от 18.05.2015 №143-па (ред. от 28.03.2016) "О Порядке определения цены земельного участка, находящегося в собственности Приморского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов" цена земельного участка при продаже земельных участков составляет в размере 30% кадастровой стоимости продаваемого земельного участка, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

Из чего следует, что выкупная цена спорного земельного участка, указанная в договоре купли-продажи от 06.06.2017г. №71, на момент его заключения соответствовала требованиям законодательства.

Условиями указанного выше договора определено, что продавец обязуется передать, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером №, расположенный относительно ориентира: <адрес>, для размещения существующих нежилых зданий <данные изъяты> разрешённое использование для промышленных нужд, площадью 21667 кв.м. (п.1.1).Покупатель обязуется за свой счёт обеспечить государственную регистрацию права собственности на участок (п.3). Право собственности на земельный участок возникает у покупателя после полного расчёта с момента государственной регистрации перехода права собственности (п.4).

09.04.2018г. Вилюмс Г.Э. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения при Управлении Росреестра по Приморскому краю кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного относительно ориентира: <адрес> в связи с тем, что результаты кадастровой стоимости указанного объекта по рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, затрагивают права и обязанности физического истца.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 27.04.2018г. №7/32 по результатам рассмотрения заявления с учётом отчёта об оценке от 278.02.2018г. №065/2018 и положительного экспертного заключения от 14.04.2017г. №0023716 по состоянию на 1 февраля 2015г. установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости - 4877000.00 руб.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (ст. 29.20 ЗК РФ).

Учитывая разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка в части выкупной цены, суд в порядке п. 3 ст. 30.4, п. 5 ст. 65, пп. 3,3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 34.20 ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ исходит из того, что на дату предъявления в суд данного требования установлена новая кадастровая стоимость, внесены изменения в государственный кадастр недвижимости, а договор купли-продажи земельного участка после обращения заявителя в части выкупной цены не был заключен, в связи с чем, при определении цены выкупаемого земельного участка подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 27.04.2018г. №7/32.

В связи с чем, административный истец не лишён возможности по обращению к административному истцу на заключение договора купли-продажи относительно спорного земельного участка по цене, установленной Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 27.04.2018г. №7/32.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что действия административного ответчика являются законными и обоснованными, приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, и в порядке ст. 227 КАС РФ не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Данных, свидетельствующих о том, что действия административного ответчика создают административному истцу препятствия в использовании или приобретении спорного земельного участка по договору купли-продажи не представлено.

Доводы административного истца относительно их предположения указания в договоре о приобретении спорного земельного участка по цене, изложенной в кадастровом паспорте земельного участка от 09.08.2010г. по цене 888757.00 руб., не могут быть положены в основу удовлетворения административного иска, поскольку на момент подписания сторонами договора купли-продажи №71 от 06.06.2017г. согласно выписке из ЕГРП от 17.01.2018г. действовала иная кадастровая стоимость спорного земельного участка равная 10232194.31 руб., т.е. администрацией района расчет выкупной цены земельного участка произведен на основании данных о кадастровой стоимости участка, и в связи с наличием разногласий и отказа со стороны ответчика в согласовании направленного протокола разногласий, данный договор ввиду отсутствия согласия признается не заключённым, в который внести какие-либо изменения не представляется возможным.

Судом установлено, что ответчик от заключения договора купли-продажи спорного земельного участка не уклонялся, предложения им направлялись административному истцу с 2015г., с этого момента до заключения договора купли-продажи истец продолжал пользоваться спорным земельным участком, однако, истец выразил несогласие с ценой и обратилось за урегулированием разногласий, и в отсутствии доказательств уклонения ответчика от заключения договора купли-продажи спорного объекта и намеренного затягивания сроков выполнения необходимых действий, руководствуясь 17 ч.3 Конституции РФ, п. 7 ст. 45 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, положениями Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Напротив, суд усматривает злоупотребление правом со стороны административного истца, желавшего на момент обращения приобрести спорный земельный участок по более низкой цене (2015г., 2017г.), и уйти от ответственности за пользования им, поскольку лица, участвующие в деле, несут риск совершения или несовершения ими процессуальных действий, а фактическое использование истцами спорного земельного участка для размещения нежилых зданий <данные изъяты> разрешённое использование – для промышленных нужд, в 2017 году, и до момента рассмотрения административного иска, подтверждено материалами настоящего дела и истцами не опровергнуто.

На основании вышеизложенного, и, руководствуясь ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Вилюмс Гербертс Эдгарсовича в лице представителя Коваль Натальи Викторовны к администрации Арсеньевского городского округа о признании решения незаконным и обязании пересчитать стоимость земельного участка, внести изменения в договор купли-продажи земельного участка №71 от 06.06.2017г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ Рќ. Рљ. Р’РѕСЂРѕРЅР°

2а-1212/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Вилюмс Г.Э.
Ответчики
Администрация АГО
Другие
Коваль Н.В.
Управление имущественных отношений администрации АГО
Суд
Арсеньевский городской суд Приморского края
Дело на сайте суда
arsenievsky.prm.sudrf.ru
01.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
03.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2018[Адм.] Судебное заседание
23.11.2018[Адм.] Судебное заседание
26.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2018Регистрация административного искового заявления
02.10.2018Передача материалов судье
03.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
03.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018Подготовка дела (собеседование)
25.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2018Судебное заседание
23.11.2018Судебное заседание
26.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее