Дело 2-787/2020
УИД № 61RS0013-01-2020-002067-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 г. г. Гуково Ростовской области
Гуковский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Лукьянова Д.В.
при секретаре Аракелян А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области к Александрову А.И., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании пенсии,
установил:
истец обратился с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что Александровым А.И. в УПФР г. Гуково представлена справка серии МСЭ-2015 №, выданная Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которой Александрову А.И. 16 февраля 2017г. впервые установлена 3 группа инвалидности на срок 1 год вследствие общего заболевания. Решением УПФР г. Гуково выплата Александрову А.И. ЕДВ прекращена с 1 января 2018 г. За период с 16 февраля 2017 г. по 1 января 2018 г. Александровым А.И. получены пенсионные выплаты на общую сумму 11832 руб. 21 коп. Истец полагает, что указанные выплаты получены Александровым А.И. без законных оснований. На основании изложенного истец просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 № от 16 февраля 2017г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 16 февраля 2017 г. об установлении Александрову А.И. 3 группы инвалидности на срок 1 год вследствие общего заболевания, взыскать с Александрова А.И. неправомерно полученные денежные средства в размере 11832 руб. 21 коп.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело в отношении истца рассмотрено в порядке части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации.
Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело в отношении данного ответчика рассмотрено в порядке части 4 статьи 167 ГПК Российской Федерации.
Ответчик Александров А.И. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в результате осуществления трудовой деятельности в условиях вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов у него возникло профессиональное заболевание <данные изъяты>. На основании протокола врачебной комиссии МБУЗ ЦГБ г. Гуково 10 февраля 2017 г. ему выдано направление для прохождения медико-социальной экспертизы. Указанную экспертизу он прошел 16 февраля 2017 г. в Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». По результатам МСЭ ему установлена третья группа инвалидности. Выдана программа реабилитации и обратный талон, который приобщен к его истории болезни. По результатам повторного освидетельствования ему инвалидность не установлена, хотя диагноз подтвержден. Считает, что не допускал нарушений порядка прохождения МСЭ, злоупотребления в его действиях отсутствуют, в связи с чем предъявленные истцом требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Выслушав явившееся в судебное заседание лицо, изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что согласно справке серии МСЭ-2015 № от 16 февраля 2017 г., выданной Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», 16 февраля 2017 г. Александрову А.И. впервые установлена 3 группа инвалидности на срок до 1 марта 2018 г., причина инвалидности – общее заболевание.
Согласно сведениям, представленным истцом, Александров А.И. получал пенсионные выплаты по инвалидности в период с 16 февраля 2017г. по 1 января 2018 г.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.12 Классификаций и критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом 3 группы свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки указанной процессуальной норме стороной истца в материалы дела не представлено отвечающих критериям относимости и допустимости достоверных доказательств, свидетельствующих о недействительности выданной Александрову А.И. оспариваемой справки об инвалидности.
Не представлено истцом суду и доказательств нарушения установленной законом процедуры проведения медико-социальной экспертизы в отношении Александрова А.И.
Напротив, в материалы дела представлены доказательства надлежащего проведения МСЭ в отношении Александрова А.И.
Из представленной в материалы дела копии протокола врачебной комиссии от 10 февраля 2017 г. следует, что МБУЗ ЦГБ г. Гуково Александрову А.И. выдано направление для прохождения МСЭ. Копии медицинских документов Александрова А.И. содержат сведения о заболеваниях Александрова А.И. и необходимости проведения в отношении него медико-социальной экспертизы.
В материалы дела представлен протокол проведения медико-социальной экспертизы Александрова А.И. от 16 февраля 2017 г., в которых отражены выявленная у него степень нарушения функций организма человека (50%), указан основной диагноз (л.д. 76) и сопутствующие заболевания.
По результатам медико-социальной экспертизы Александрова А.И. составлен акт от 16 февраля 2017 г., согласно которому комиссия экспертов пришла к выводу о том, что суммарная оценка степени нарушения функций организма Александрова А.И. составляет 50%, в связи с чем комиссия пришла к выводу о наличии основания для установления Александрову А.И. третьей группы инвалидности сроком на 1 год.
В ходе проведения повторной медико-социальной экспертизы 15 декабря 2017 г. выявленный у Александрова А.И. диагноз подтвердился, однако комиссия пришла к выводу о том, что суммарная оценка степени нарушения функций организма Александрова А.И. составляет 20% и оснований для признания его инвалидом не имеется. Решение Бюро №30 от 16 февраля 2017г. отменено с 15декабря 2017 г.
При этом суд приходит к выводу, что результаты повторной медико-социальной экспертизы не свидетельствуют об отсутствии предусмотренных законом оснований для установления Александрову А.И. 3 группы инвалидности при первичном проведении МСЭ.
Из поступивших по запросам суда ответов от мировых судей Гуковского судебного района Ростовской области и из Отдела МВД России по г. Гуково следует, что в отношении Александрова А.И. уголовное преследование за незаконное получение социальных выплат не осуществлялось.
Как следует из письма Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области от 13 сентября 2017 г., копия которого приобщена к материалам дела, в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Ростовской области находится уголовное дело в отношении должностных лиц ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, в ходе расследования которого установлены факты получения гражданами справок МСЭ в отсутствие законных оснований, без предоставления медицинских документов и без прохождения медико-социальной экспертизы. К данному письму прилагается перечень лиц, действительно прошедших медико-социальную экспертизу в установленном законом порядке, в котором имеются сведения о прохождении Александровым А.И. МСЭ 16 февраля 2017 г.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что по представленным в материалы дела доказательствам не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании недействительными с момента выдачи справки Бюро №30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 № от 16 февраля 2017г., выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 16 февраля 2017 г. об установлении Александрову А.И. 3 группы инвалидности на срок до 1 марта 2018 г. вследствие общего заболевания.
Поскольку выплаты по инвалидности Александрову А.И. в спорный период производились на законных основаниях, суд находит не подлежащими удовлетворению и требования истца о взыскании с Александрову А.И. полученных денежных средств в размере 11832 руб. 21 коп.
Самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований истца в части взыскания денежных средств являются следующие установленные по делу обстоятельства.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Вопреки положениям статьи 56 ГПК Российской Федерации стороной истца в материалы дела не представлено доказательств наличия в действиях Александрова А.И. признаков недобросовестности или противоправности.
Напротив, из материалов дела следует, что при получении оспариваемой справки об инвалидности Александров А.И. действовал добросовестно, противоправности, злоупотреблений правом не допускал, в связи с чем оснований для взыскания с него полученных пенсионных выплат по инвалидности не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Лукьянов
Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2020 г.