№ 2а-822/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 13 февраля 2023 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Абдурахманова С.Г.,
с участием представителя административного истца (по доверенности) Мирземагомедова М.У.
при секретаре Исамагомедовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебной заседании гражданское дело по административному иску Исаева ФИО7 к ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы об обязании осуществить перерасчет налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ :
ФИО2 обратился в суд с иском к ИФНС России по <адрес> об осуществлении перерасчета налоговой задолженности и пени на недвижимое имущество – нежилое помещение общей площадью 7057,3 кв.м., Этажи 1,2,3, с кадастровым номером №, установив налоговую задолженность за 5 месяцев с января по май 2017 года в размере 690 032 рублей.
В обосновании иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ у КБ «МВС Банк» приобретено было недвижимое имущество – нежилое помещение общей площадью 7057,3 кв.м., Этажи 1,2,3, с кадастровым номером №, находящееся по адресу: 367000, Россия, <адрес>.
В последующем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 данный объект был разделен на три отдельных объекта, которым были присвоены кадастровые номера: № -адрес <адрес>, пом. 1; № -адрес <адрес>, пом. 2; № -адрес <адрес>, пом. 3.
Поскольку кадастровая стоимость вышеназванных объектов была неправильно определена и его стоимость была указана в размере 735 187 170,2 рублей, ФИО2 обращался с административным иском в Верховный суд Республики Дагестан об уменьшении кадастровой стоимости вышеперечисленных нежилых помещений с кадастровыми номерами №, требования, которые судом были удовлетворены.
Из решения Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по административному делу №а-9/2020 по иску ФИО2 к Управлению Росреестра РФ по РД и ФГБУ «Кадастровая палата» по РД об уменьшении кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенного по адресу <адрес>, усматривается, что на дату обращения с административным иском кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, пом. 1, составляла 235964550 рублей, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, пом. 2, составляла 261122573 руб., кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, пом. 3, составляла 238100117,26 руб.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату возникновения нового объекта, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилых помещений с кадастровым номером №, площадью 2 265,1 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, пом. 1, равной его рыночной стоимости в размере 53 649 825 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилых помещений с кадастровым номером №, площадью 2 506,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, пом. 2, равной его рыночной стоимости в размере 60868189 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости — нежилых помещений с кадастровым номером №, площадью 2 285,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, пом. 3, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 089 765 руб. Суммарная кадастровая стоимость вновь возникших объектов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ решением Верховного суда Республики Дагестан изменена с суммы 735 187 170,2 рублей на сумму в размере 165 607 779.
Как усматривается из расчета налога ИФНС России по <адрес> на имущество физических лиц на здание с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, по состоянию на 2017 год, кадастровая стоимость указана в размере 735187170 рублей, в которой применена налоговая ставка 2 % и сумма задолженности по налогу на имущество за 5 месяцев с января по май 2017 года составляет 6 126 560 рублей, тогда как из справки по перерасчету налога ИФНС России по <адрес> на имущество физических лиц на здание по адресу: <адрес>,1, по состоянию на 2017 год, кадастровая стоимость указана в размере 261 122 573 рублей, в которой уже применена налоговая ставка 1 %, в которой усматривается, что сумма задолженности по налогу на имущество за 1 месяц январь 2017 года составляет 217 602 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 – ФИО5, действующего на основании доверенности, просил исковые требования удовлетворить. Также пояснил, что начисленная задолженность МРИ ФНС России № по РД по состоянию 2017 год по взысканию с ФИО2 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды в размере 7447,43 рублей и пени в размере 2411,85 рублей, необоснованно, поскольку ФИО2 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные документы, суд считает, что исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон) установлено, что для целей указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В соответствии со ст. 11 Закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу ст. 12 Закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с п.1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимости, а также возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Согласно чч.1,2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что основанием внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилых помещений послужили Акты определения кадастровой стоимости и постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Дагестан", которым утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости группы объектов недвижимости "объекты офисно-делового назначения" в кадастровом квартале № городского округа "<адрес>" Республики Дагестан в размере 104 174 рубля за 1 кв. м.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденные вышеуказанным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № определены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, установлено, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, была завышена.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ суммарная кадастровая стоимость недвижимого имущества по адресу <адрес>, поделенного на 3 объекта, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлена в размере 165 607 779 рублей, вместо заявленного 735 187 170,2 рублей.
ИФНС России по <адрес> выставлен ФИО2 по настоящее время имущественный налог за 5 месяцев с января по май 2017 года в размере 6 126 560 рублей от стоимости недвижимого имущества по адресу <адрес>, д. - 735 187 170.00 рублей.
Согласно п.1 ст. 403 НК РФ Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку решением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ на 2017 год, являющийся налоговым периодом, на объект недвижимого имущества по адресу <адрес>, общей площадью 7057,3 кв.м. (2265,1кв.м+2506,6 кв.м +2285,6 кв.м), установлена кадастровая стоимость в размере 165 607 779 рублей, то следовательно расчет налоговой ставки подлежит применению именно с этой суммы.
В силу абз.3 п.3 ст. 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Более того, на период с января 2017 года по май 2017 год действовал Налоговый кодекс РФ в редакции № от ДД.ММ.ГГГГ из абз.3 п. 2 статьи 403 НК РФ которой усматривается, что изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Согласно решения собрания депутатов городского округа "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ № введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования городской округ "<адрес>". Налоговая ставка налога на имущество физических лиц установлена исходя из последних данных инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор:
1. до 300 тыс. рублей (включительно) 0,1 (%) процента
2. свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (включительно)0,3(%) процента
3. свыше 500 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей (включительно)0,6(%) процента
4. свыше 1500 тыс. рублей до 3000 тыс. рублей (включительно)0,8(%) процента
5. свыше 3000 тыс. рублей 1,0 (%) процента.
Учитывая, что кадастровая стоимость недвижимого имущества на налоговый период 2017 год составляет 165 607 779 рублей, то имущественный налог за налоговый период 2017 года равен 1 656 077,79 рублей.
Расчет:
1 656 077,79/12= 138 006,48 рублей ежемесячно.
138 006,485*5=690 032,41 рублей за 5 месяцев.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск Исаева ФИО9 к ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы удовлетворить.
Обязать Инспекцию Федеральной Налоговой Службы России по Ленинскому району г. Махачкалы осуществить перерасчет налоговой задолженности и пени на недвижимое имущество – нежилое помещение общей площадью 7057,3 кв.м., этажей 1,2,3, с общим кадастровым номером № (в том числе №), расположенных по адресу: <адрес> за 5 месяцев с января по май 2017 года, установив задолженность в сумме 690 032 рублей.
Обеспечительные меры, наложенные определением суда от 18 января 2023 года по вступлению решения суда в законную силу, отменить.
Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2023 года.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Г. Абдурахманов
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |