Решение по делу № 2-165/2016 от 27.06.2016

Дело №2-165/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Крутиха      03 августа 2016 г.

Крутихинский районный суд Алтайского края в составе судьи Пряженниковой Н.А.,

с участием заместителя прокурора Крутихинского района Алтайского края Лопатина И.В.,

при секретаре Барминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах Степанова В.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Крутихинская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы и возложении обязанности начисления заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением районного коэффициента на начисленную заработную плату,

установил:

Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился с иском в суд в защиту интересов Степанова В.В. к КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» о взыскании недоначисленной заработной платы за <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб. и возложении обязанности начисления заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением районного коэффициента на начисленную заработную плату.

В обоснование исковых требований указывает, что была проведена проверка соблюдения данным учреждением трудового законодательства. Установлено, что Степанов В.В. в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ». В 2016 году заработная плата ему работодателем начисляется и выплачивается в размере не соответствующем требованиям трудового законодательства Российской Федерации: при начислении заработной платы работодателем Степанову В.В. районный коэффициент в нарушение закона начислялся не на минимальный размер оплаты труда, до которого должна была быть увеличена заработная плата работника.

Между тем, ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 14.12.2015 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года в сумме 6 204 рубля в месяц. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Следовательно, в нарушение норм трудового законодательства общий размер недоначисленной Степанову В.В. заработной платы за <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб. исходя из следующего расчета: недоначислено в <данные изъяты> исходя из количества фактически отработанных дней: <данные изъяты> рублей; недоначислено в <данные изъяты> исходя из количества фактически отработанных дней: <данные изъяты> рублей; недоначислено в <данные изъяты> исходя из количества фактически отработанных дней: <данные изъяты> рублей. Итого размер недоначисленной заработной платы за <данные изъяты>: <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании заместитель прокурора Лопатин И.В. настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.

Истец Степанов В.В., представитель ответчика в судебное заседание не явились извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

    В представленных суду возражениях представитель ответчика выразил несогласие с исковыми требованиями, поскольку в оклад истца не включены выплаты компенсационного (районный коэффициент), стимулирующего и социального характера, а тот факт, что должностной оклад истца ниже размера МРОТ для трудоспособного населения, сам по себе не свидетельствует об установлении работнику несправедливого размера заработной платы и как следствие о нарушении его прав в области оплаты труда. МРОТу должна соответствовать заработная плата за месяц (ст.ст. 129,135 ТК РФ), а не базовый тариф, ставка, оклад. В соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата включает в себя компенсационные выплаты, в том числе и районный коэффициент. Районный коэффициент по своей природе является доплатой за работу в особых климатических условиях, относится к компенсационным выплатам, предусмотренным ст.129 ТК РФ, а значит включается в минимальный размер оплаты труда.

Исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Степанов В.В. в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ».

В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с положениями ст.129 ТК РФ тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.135 ТК РФ).

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст.148 ТК РФ).

В силу ч.2 ст.146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Согласно ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Системное толкование положений ст.ст.129, 133, 146, 148, 315 ТК РФ позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он выполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст.ст.146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в неё. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статьей 316 ТК РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

При отсутствии действующего регионального соглашения необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством.

В соответствии с п.3.1.1. «Регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы», действовавшего до заключения Регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016-2018 годы, минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается для работников бюджетного сектора экономики в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Аналогичная норма в последующем была закреплена в п.3.1.1 «Регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016-2018 годы».

Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 14.12.2015 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года в сумме 6 204 рубля в месяц.

Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с Секретариатом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов за № 325/24 17.08.1971 принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

При таких обстоятельствах начисляемая Степанову В.В. заработная плата не может быть в 2016 году ниже 7 134 руб. 60 коп. (6204 руб. (МРОТ) + 15% районного коэффициента).

Расчетно-платежной ведомостью за <данные изъяты> подтверждается, что Степанову В.В. заработная плата начислялась в нарушение требований Трудового законодательства, поскольку районный коэффициент ему начислялся не на минимальный размер оплаты труда, вследствие чего он был лишен права на получение заработной платы в повышенном размере в зависимости от работы в особых климатических условиях.

    Начисление заработной платы производилось с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента (15%). При начислении заработной платы районный коэффициент был начислен на сумму менее установленного минимального размера оплаты труда, то есть применялся до доведения заработной платы до МРОТ, а не после, что подтверждается представленным расчетным листком за <данные изъяты>.

Согласно представленному прокурором расчету за <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> Степанову В.В. работодателем не было доначислено заработной платы в общей сумме <данные изъяты> руб. Расчет заработной платы, представленный прокурором судом проверен и признан обоснованным, указанная сумма в соответствии с выше перечисленными нормами закона и подлежит взысканию с ответчика в пользу Степанова В.В.

Доводы ответчика о включении районного коэффициента в общий размер заработной платы, который не ниже минимального размера, определенного законом суд признает несостоятельными, как основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из вышеизложенного в размере менее минимального размера оплаты труда допускается установление только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Учитывая вышеизложенное подлежат удовлетворению и требования прокурора об обязании КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» производить начисление заработной платы Степанову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,15 на начисленную заработную плату.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Крутихинская центральная районная больница» в пользу Степанова В.В. недоначисленную ему заработную плату за <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей.

    Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Крутихинская центральная районная больница» начислять Степанову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,15 на начисленную заработную плату.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Крутихинская центральная районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере четыреста рублей.

Государственная пошлина подлежит уплате Управлению федерального казначейства по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России № 6 по Алтайскому краю) ИНН 2207006411 КПП 220701001 сч. 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю г. Барнаул БИК 040173001 ОКТМО 01621000 КБК 18210803010011000110.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Крутихинский районный суд Алтайского края в апелляционном порядке в течение месяца.

Судья                   Н.А. Пряженникова

2-165/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанов В.В.
Прокурор Крутихинского района в интересах Степанова Виталия Владимировича
Ответчики
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Крутихинская центральная районная больница"
Суд
Крутихинский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
krutihinsky.alt.sudrf.ru
27.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2016Передача материалов судье
01.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2016Подготовка дела (собеседование)
14.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2016Судебное заседание
03.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее