Дело № 2-603/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2018 г. г. Белогорск
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего Сандровского В.Л.,
при секретаре Нога О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Военного прокурора Белогорского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны РФ и ООО «Главное управление жилищным фондом» о возложении обязанности совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор Белогорского гарнизона обратился с данным иском в суд, в обоснование которого указал, что военной прокуратурой Белогорского гарнизона была проведена проверка исполнения ООО «ГУ ЖФ» обязательных требований в сфере использования и сохранности жилого фонда пгт. <адрес> в части соответствия состояния многоквартирных жилых домов и внутридомового инженерного оборудования в процессе их эксплуатации требованиям технических регламентов, правил и норм. Проверкой установлено, что на основании нормативно-правовых актов жилые <адрес> находятся в собственности Российской Федерации в лице МО РФ. ДД.ММ.ГГГГ между МО РФ и ООО «ГУ ЖФ» заключён договор №-УЖФ-03 управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами РФ, в соответствии с которым ООО «ГУ ЖФ» приняло на себя обязательства по управлению с ДД.ММ.ГГГГ жилыми домами МО РФ, в том числе указанными жилыми домами. Проведённой проверкой установлено, что в <адрес> имеются промерзания стен, промерзания в области оконных откосов, отсутствуют нагревательные элементы в ванной комнате, нарушена циркуляция теплоносителя ввиду засорённости внутридомовых систем отопления. В <адрес> нарушена циркуляция теплоносителя ввиду засорённости внутридомовых систем отопления, имеются промерзания ограждающих конструкций. Работы по устранению выявленных недостатков не проведены. Просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации и ООО «Главное управление жилищным фондом» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по утеплению наружных ограждающих конструкций (стен) с недостаточным сопротивлением теплопередачи и оконных проёмов, восстановлению герметизации сопряжений стен с оконными блоками, промывке и очистке внутридомовых систем отопления в соответствии с требованиями нормативных документов в многоквартирных жилых домах <адрес>.
Представитель истца в судебное заседание не явился, был извещён о времени и месте его проведения, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представители ответчиков – Министерства обороны РФ, ООО «Главное управление жилищным фондом», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении рассмотрения дела не просили.
В период разрешения заявленного спора представителем ответчика в лице Министерства обороны РФ в материалы дела были представлены письменные возражения на иск, существо которых сводится к тому, что необходимость текущего и капитального ремонтов специализированного и казарменного жилищного фонда возникает, в том числе, вследствие неисполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в рамках договора управления; управляющая организация и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении имуществом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества; финансирование работ по капитальному ремонту объектов осуществляется только за счёт средств, выделяемых МО РФ из федерального бюджета; выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ; организация проведения капитального ремонта объектов недвижимости, закреплённых за ВС РФ является процедурой трудоёмкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров; для проведения капитального ремонта объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации в лице МО РФ, необходимо в обязательном порядке направление соответствующей заявки от заинтересованных лиц; просит в удовлетворении заявленного иска отказать.
В период разрешения заявленного спора представителем ответчика в лице ООО «Главное управление жилищным фондом» в материалы дела были представлены письменные возражения на иск, существо которых сводится к тому, что у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с иском с исковыми требованиями в защиту неопределённого круга потребителей услуг; требующийся капитальный ремонт не входит в перечень работ по договору управления; дома в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда не включены; в удовлетворении иска в части к ООО «ГУ ЖФ» просит отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «ГУ ЖФ».
С учётом сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть и разрешить дело в отсутствие извещённых участников гражданского судопроизводства.
Изучив представленные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и ч. 1 ст. 56 ГПК, в соответствии с которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 5 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии со статьёй 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что жилые <адрес> являются собственностью Министерства обороны РФ.
В ходе осмотра указанных жилых домов были выявлены дефекты, требующие утепления наружных ограждающих конструкций (стен) с недостаточным сопротивлением теплопередачи и оконных проёмов, восстановления герметизации сопряжений стен с оконными блоками, промывки и очистки внутридомовых систем отопления.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются актами осеннего осмотра указанных зданий, дефектными актами, актами проверки качества теплоснабжения, которые не были оспорены сторонами в период разрешения заявленного спора.
Неудовлетворительное техническое состояние и нуждаемость указанных объектов в ремонте подтверждены в ходе проведения проверки.
Исходя из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что изложенные военным прокурором в иске нарушения, выявленные при проверке состояния жилых домов <адрес>, допущенные стороной ответчика, подтверждены в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.
Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (абз. 1 п. 1 Положения).
В соответствии с п. 71 раздела II названного Положения Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 ГК РФ), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
К жилищному фонду относятся все жилые помещения независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Граждане, юридические лица обязаны бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования (пункт 1.4 Правил).
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путём проведения плановых и внеплановых осмотров (пункт 2 правил).
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 Правил).
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлечённой для выполнения конкретного вида работ организацией (пункт 2.1.3 Правил).
Учитывая, что жилые <адрес>,находится в неудовлетворительном состоянии, не отвечает установленным требованиям, представленными актами подтверждается необходимость проведения их ремонта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии со статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года № 3 «О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закреплённых за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счёт средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешённых источников.
Суд находит обоснованными исковые требования о возложении обязанности по организации проведения ремонтных работ на собственника указанных объектов - Министерство обороны РФ, а также на ООО «Главное управление жилищным фондом», между которыми существуют договорные отношения по управлению жилыми домами МО РФ.
В период разрешения заявленного спора стороной ответчика вопреки положениям статей 12, 35, 56 ГПК РФ, а также заявленным в возражениях доводам, не было представлено относимых и допустимых доказательств тому, что у Министерства обороны РФ и ООО «Главное управление жилищным фондом» отсутствует обязанность по организации проведения ремонтных работ объектов недвижимости Министерства обороны РФ.
Выявленные нарушения содержания жилых домов <адрес> при несвоевременном их устранении могут привести к негативным условиям проживания в них военнослужащих и членов их семей, то есть затрагиваются права неопределённого круга лиц.
Доводы представителей ответчиков – Министерства обороны РФ и ООО «Главное управление жилищным фондом», приведённые в письменных возражениях, как в отдельности, так и в совокупности признаются судом не состоятельными и не влекущими принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Каких-либо достоверных, допустимых и относимых доказательств в обоснование своих возражений стороной ответчика суду представлено не было.
Требования истца основаны на нормах закона. При рассмотрении настоящего дела судом не установлено оснований подвергать сомнению возможность устранения выявленных недостатков и нарушений.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ выбор способа устранения нарушенных или оспариваемых прав принадлежит истцу.
Доказательств того, что выявленные нарушения были устранены ответчиками, не представлено. В связи с изложенным, с целью исключений неблагоприятных последствий, суд признаёт заявленные военным прокурором требования обоснованными.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований военного прокурора, суд приходит к выводу, что ответчики должны исполнить возложенную обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Военного прокурора Белогорского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны РФ и ООО «Главное управление жилищным фондом» о возложении обязанности совершить определённые действия - удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ООО «Главное управление жилищным фондом» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по утеплению наружных ограждающих конструкций (стен) с недостаточным сопротивлением теплопередачи и оконных проёмов, восстановлению герметизации сопряжений стен с оконными блоками, промывке и очистке внутридомовых систем отопления в соответствии с требованиями нормативных документов в многоквартирных жилыхдомах <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.Л. Сандровский
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ решение суда принято в окончательной форме 24 апреля 2018 года