Решение по делу № 2-1026/2020 от 28.02.2020

Дело № 2-1026/2020

74RS0028-01-2020-000946-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2020 года Копейский городской суд Челябинской области в составе председательствующего Цивилевой Е.С.

при секретаре Соловьевой А.А.,

с участием прокурора Звонарева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Копейска Челябинской области Горожанкина А.Ю. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности оборудовать площадки для контейнеров с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Копейска Челябинской области Горожанкин А.Ю. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее по тексту - администрация Копейского городского округа) о возложении обязанности оборудовать площадки для контейнеров с твердыми коммунальными отходами. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО), в ходе которой выявлены многочисленные факты нарушений в деятельности администрации Копейского городского округа. Постановлением администрации Копейского городского округа № 1418-п от 06 июня 2019 года утверждена схема и реестр существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа, согласно которой на территории Копейского городского округа расположено 553 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Согласно утвержденной схеме и реестру на территории Копейского городского округа в микрорайоне РМЗ закреплены следующие существующие места (площадки) накопления ТКО: № 5 (возле дома № 7 по улице Семенова), № 20 (возле дома № 1 по улице Меховова). 04 января 2020 года в ходе выездной проверки прокуратуры города установлено, что вышеуказанные площадки не в полной мере соответствуют требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, так как не имеют специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру. Ранее, 13 июня 2019 года, заместителем прокурора города внесено представление временно исполняющему обязанности главы Копейского городского округа об устранении нарушений требований законодательства об обращении с ТКО, в котором указано о необходимости привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления ТКО на территории Копейского городского округа. Непринятие администрацией Копейского городского округа мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест (площадок) накопления ТКО влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит возложить на администрацию Копейского городского округа обязанность по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления ТКО № 5, № 20 в микрорайоне РМЗ, в том числе, оборудовать площадки для установки контейнеров с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, в срок до 01 июля 2020 года (л.д. 4-7).

Прокурор Михайлова Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Иванова А.М. в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 64а, 91). В письменном отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении искового заявления отказать, поскольку дом № 7 по ул. Семенова и дом № 20 по ул. Меховова в г. Копейске являются многоквартирными домами, в связи с чем оборудование, организация и содержание контейнерных площадок для мусора является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны обустраивать и надлежащим образом содержать места накопления твердых коммунальных отходов, находящихся в пределах земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного дома. Кроме того, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", объявлены нерабочими дни с 04 по 30 апреля 2020 года включительно. Выполнить работы по оборудованию площадок для установки контейнеров с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру в срок до 01 июля 2020 года не представляется возможным, поскольку муниципалитет ограничен сроками, предусмотренными бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе (л.д. 38-40).

Представители третьих лиц муниципального учреждения Копейского городского округа "Городская служба заказчика", муниципального учреждения Копейского городского округа "Управление благоустройства", в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 61, 93).

Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" Иванова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 65). В отзыве на исковое заявление указала, что многоквартирный дом по адресу: г. Копейск Челябинской области, ул. Семенова, д. 7, решением государственного учреждения "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" № 352Л от 22 февраля 2017 года исключен из реестра лицензий Челябинской области за обществом с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания", собственниками помещений выбрана другая управляющая компания. Многоквартирный дом по адресу: г. Копейск Челябинской области, ул. Меховова, д. 1, решением государственного учреждения "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" № 6963-в от 17 мая 2019 года исключен из реестра лицензий Челябинской области за обществом с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания", до настоящего времени собственниками не выбран способ управления. Кроме того, земельный участок по адресу: г. Копейск Челябинской области, ул. Меховова, д. 1, находится за пределами границ сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка и не может являться общей собственностью собственников помещений многоквартирного дома № 1 по ул. Меховова в г. Копейске Челябинской области. В соответствии с реестром существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа, утвержденных постановлением администрации Копейского городского округа № 1418-пот 06 июня 2019 года, собственником площадки накопления ТКО возле дома № 1 по ул. Меховова в г. Копейске является администрация Копейского городского округа (л.д. 66-67).

Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис" Киселев А.В. в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 94, 95, 96).

Суд, заслушав прокурора Михайлову Т.С., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст.ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации, признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 330.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Правовые нормы Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.

СанПиН 42-128-4690-88 содержат основные положения, которые обеспечивают санитарное состояние территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых зданий.

В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно подпрограмме "Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области", утвержденной в рамках государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018-2025 годы, ответственным исполнителем программы является Министерство экологии, органы местного управления являются соисполнителями. Срок реализации программы установлен 2018-2025 годы. Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, средств бюджетов городских округов и муниципальных районов Челябинской области.

Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы из областного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период.

В соответствии с подп. 24 п.1 ст. 6 Устава муниципального образования "Копейский городской округ", к вопросам местного значения отнесена организация сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Копейского городского округа № 1418-п от 06 июня 2019 года утверждены схемы и реестры существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа (л.д. 12).

Согласно утвержденной схеме и реестру на территории Копейского городского округа в микрорайоне РМЗ закреплены следующие существующие места (площадки) накопления ТКО: № 5 (возле дома № 7 по улице Семенова), № 20 (возле дома № 1 по улице Меховова) (л.д. 13, 14).

13 июня 2019 года по результатам проверки заместителем прокурора г. Копейска Челябинской области Хабибуллиным М.Р. в адрес администрации Копейского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами. В ходе выборочной проверки, проведенной прокуратурой г. Копейска, выявлено несоответствие мест (площадок) накопления ТКО, включенных в схему и реестр, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что свидетельствует о фактическим неисполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Копейского городского округа, а также обязанностей органа местного самоуправления по обустройству мест (площадок) накопления ТКО (л.д. 15-17).

Из ответа главы администрации Копейского городского округа Фалейчика А.М. на представление заместителя прокурора г. Копейска Челябинской области Хабибуллина М.Р. следует, что в настоящее время администрацией формируется заявка в адрес Министерства экологии Челябинской области на приобретение контейнеров для накопления ТКО. Также внесены изменения в муниципальную программу "Охрана окружающей среды в Копейском городском округе" от 06 июня 2019 года № 1415-п в части создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО. После получения межбюджетных трансфертов из областного бюджета планируется провести мероприятия по приобретению контейнеров и определению подрядной организации на выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО (л.д. 19-20).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Копейска Челябинской области 04 января 2020 года, установлено, что площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в микрорайоне РМЗ по адресам: № 5 (возле дома № 7 по улице Семенова), № 20 (возле дома № 1 по улице Меховова) не имеют специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, огражденной бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) (л.д. 8, 9-11).

В соответствии с ответом общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис", в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Копейск Челябинской области, ул. Семенова, д. 7, место накопления твердых коммунальных отходов не входит. Контейнерная площадка находится на территории муниципалитета. Собрание собственников помещений многоквартирного дома по вопросам об обустройстве и включении в состав общего имущества места накопления твердых коммунальных отходов, а также межевание земельного участка данного многоквартирного дома не проводилось (л.д. 51, 52).

Согласно ответу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания", контейнерная площадка возле дома по адресу: г. Копейск Челябинской области, ул. Меховова, д. 1, расположена не на земельном участке данного многоквартирного дома и не относится к местам общего пользования (л.д. 53).

Несоответствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов требованиям и нормам санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права жителей Копейского городского округа на санитарно-эпидемиологическое благополучие, подвергает угрозе их жизнь и здоровье, а также ограничивает в доступности получения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку к полномочиям администрации Копейского городского округа относится участие в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города, в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, суд приходит к выводу о наличии у администрации Копейского городского округа в силу закона обязанности привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Довод ответчика об отсутствии в бюджете денежных средств и финансировании на указанные цели в порядке, предусмотренном законодательством в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут являться основанием для освобождения от обязанности устранения выявленных нарушений. Администрация Копейского городского округа не лишена права осуществлять устранение таких нарушений с соблюдением положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы в сроки, установленные судом.

Доводы ответчика об отсутствии у него полномочий по устранению указанных недостатков, поскольку обязанность обустраивать и надлежащим образом содержать места накопления твердых бытовых отходов лежит на управляющих многоквартирными домами организациях, отклоняется судом, поскольку в силу вышеприведенных положений законодательства администрация Копейского городского округа является территориальным органом, в компетенцию которого входит организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерством экологии как получателем средств бюджета Челябинской области в рамках подпрограммы "Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области", принимая во внимание объем работ, который необходимо выполнить для приведения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства - оборудование площадки для установки контейнеров бетонным или асфальтовым покрытием, высадка зеленых насаждений, время года, в течение которого возможно проведение указанных работ, а, также соблюдая права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду, с учетом обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок для выполнения указанных работ до 01 апреля 2021 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Копейска Челябинской области Горожанкина А.Ю. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Возложить на администрацию Копейского городского округа Челябинской области в срок до 01 апреля 2021 года обязанность по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов № 5, № 20 в микрорайоне РМЗ, в том числе, оборудовать площадки для установки контейнеров с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Копейский городской суд Челябинской области.

Председательствующий:

2-1026/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Звонарев Андрей Игоревич
Прокурор г. Копейска Челябинской области Горожанкин А.Ю.
Ответчики
Администрация Копейского городского округа Челябинской области
Другие
ООО "МЕГАПОЛИС"
ООО "Жилищная управляющая компания"
МУП "Городская служба заказчика"
МКУ КГО "Управление благоустройства"
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Судья
Цивилева Е. С.
Дело на сайте суда
kopeysk.chel.sudrf.ru
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее