Решение по делу № 2-1011/2017 ~ М-611/2017 от 19.10.2017

Дело № 2-1011/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    01 декабря 2017 года                                            г.Петровск-Забайкальский

                                                                                                                     Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Балбаровой А.В.,

при секретаре Михайловой Е.В.,

с участием истца Черных О.П.,

представителя истца Черных О.П. – Костиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева С. П., Кирилловой О. М., Трофимовой Л. М., Шихановой С. В., Колесниковой В. С., Синько Г. С., Михальчишиной Р. М., Черных О. П., С. М. С., Мельникова Ю. Д., Ведерниковой Л. А., Мовсисян А. Г., Мельниковой О. В., Резниковой М. Ф. жильцов многоквартирного жилого дома №57, расположенного по адресу: г.Петровск-Забайкальский, ул. Мысовая, к АО «Читаэнергосбыт», к ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» о признании действий незаконными,

установил:

Жильцы дома № 57 по ул. Мысовая, г.Петровск-Забайкальский Забайкальского края Лазарев С.П., Кириллова О.М., Трофимова Л.М., Шиханова С.В., Колесникова В.С., Синько Г.С., Михальчишина Р.М., Черных О.П., Семенова М.С., Мельников Ю.Д., Ведерникова Л.А., Мовсисян А.Г., Мельникова О.В., Резникова М.Ф. обратились в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. 17.12.2012 инспектором ПЗ РЭС ОАО «Читаэнерго» Ключеревой Л.В. в присутствии бухгалтера УК «ЖЭС» Алиповой А.В. был составлен акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерения электрической энергии. Данный акт не подписан уполномоченным представителем потребителя, и, как следует из отметок на акте, получен Алиповой А.В. только 08.02.2013, что опровергает ее присутствие при составлении акта (подпись при получении также отсутствует). На момент составления акта дом, согласно протоколу итогов голосования внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от 27.07.2012, находился в управлении ООО УК «ЖЭС»», однако Алипова А.В., как бухгалтер, не имела соответствующих полномочий на его подписание.21.01.2014 с участием инспектора ПЗ РЭС ОАО «Читаэнерго» и ст.агента по сбыту ОАО «Читаэнергосбыт» Турушева Т.В. составлен акт замены прибора учета, из которого следует, что в этот день снят и установлен ОДПУ с одним и тем же заводским номером №0685680600059230,. тип счетчика СЕ 300, замена произведена в связи с истечением срока госповерки. Данный акт не подписан уполномоченным со стороны потребителя лицом. Далее, как следует из другого акта № 39, составленного 24.01.2014, данный прибор учета был допущен в эксплуатацию, однако, актом допуска в эксплуатацию он не является, т.к. в причинах проверки указана «замена Т-Т», а номера пломб на измерительных трансформаторах тока по фазам не совпадают с указанными в акте замены прибора учета, составленного 21.01.2014. Кроме того, в акте проверки от 17.12.2012 указан тот же заводской номер ОДПУ. Таким образом, оба акта от 21.01.2014 и 24.01.2014 взаимно исключают друг друга и не могут подтверждать допуск ПУ в эксплуатацию. Акт проверки от 17.04.2015 № 103 также повторно содержит сведения о допуске ОДПУ с тем же заводским номером в эксплуатацию, указывает дату предыдущей проверки 2014 год. Следует отметить, что вышеперечисленные акты, исходя из их содержания, не являются актами установки и/или допуска прибора учета в эксплуатацию. Проверка проводилась в отношении одного и того же ПУ, установленного сетевой организацией до 17.12.2012 без надлежащего уведомления собственников и уполномоченных ими лиц. Документов, свидетельствующих о надлежащем уведомлении ответчиками собственников, жилых помещений и их уполномоченных представителей о процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию также не имеется. Акты технической проверки/допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, замены ПУ не подтверждают соблюдение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, в том числе установленных пунктом 152 Основных положений сроков допуска прибора учета в эксплуатацию после его установки (не позднее месяца), акты содержат данные о проводимой плановой проверке. Процедура проверки прибора учета не тождественна и не равнозначна по итоговым результатам процедурам установки и допуска прибора учета в эксплуатацию и регламентируется п.п. 172,173,176 Основных положений. В свою очередь, начисление на ОДН и предъявление к оплате, определение задолженности на основании показаний приборов учета, допущенных в эксплуатацию с существенными нарушениями, является неправомерным. Все начисления должны проводится с даты ввода ОДПУ в эксплуатацию в установленном законом порядке. Управление их домом в спорный период (с 01.01.2013 - 31.12.2016) с 27.07.2012 по 10.06.2015 осуществлялось ООО УК «ЖЭС», с 11.06.2015 по 04.09.2016 ООО УК «Ритм-Шилка», с 05.09.2016 по настоящее время ООО УК «Лидер». Непосредственный способ управления МКД собственниками помещений в их доме не выбирался. Собственники помещений в их доме, выбрав способ управления управляющей организацией, не принимали решение о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации, а до 30.06.2015 такое решение в отношении коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, содержащееся в п.9 Протокола итогов голосования внеочередного общего собрания собственников МКД от 27.07.2012 об избрании ООО УК «ЖЭС» (период управления: с 27.07.2012 по 10.06.2015), в силу закона не имел юридической силы. Следовательно, начисление непосредственно ресурсоснабжающей организацией платы за коммунальные услуги, в том числе по ОДН, в тот период, когда имеет место управление, многоквартирным домом управляющей организацией и отсутствует решение собственников о внесении платы за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, либо такое решение не имеет юридической силы в силу закона, как по показаниям прибора учета, так и по нормативу, незаконно. Таким образом, размер платы за электроэнергию на общедомовые нужды, приходящуюся на занимаемые истцами жилые помещения в период с 01.01.2013 по 31.12.2016 подлежит перерасчету. На основании изложенного, просят суд: признать незаконными действия сетевой организации ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, установленного по адресу: г. Петровск-Забайкальский, ул. Мысовая, д. 57; признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению к оплате за электроэнергию на общедомовые нужды в жилых помещениях №№3,4,5,7,8,9,11,12,14,16,20,21,22 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Петровск-Забайкальский, ул. Мысовая, д.57, в период с 01.01.2013 по 31.12.2016; обязать энергосбытовую компанию ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды, приходящуюся на жилые помещения№№ 3,4,5,7,8,9,11,12,14,16,20,21,22 по адресу: г. Петровск-Забайкальский, ул. Мысовая, д. 57, за период с 01.01.2013 до 31.12.2016.

В судебном заседании истец Черных О.П., представитель истца Костина Н.В. просят суд исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истцы Ведерникова Л.А., Мовсисян А.Г., Колесникова В.С., Шиханова С.В., Мельников Ю.Д., Михальчишина Р.М., Синько Г.С., Трофимова Л.М., Кириллова О.М., Мельникова О.В., Резникова М.Ф., Семенова М.С., Лазарев С.П.о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали, в представленных суду письменных заявленияхпросили дело рассмотреть в их отсутствие.

Ответчики АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали.

Третьи лица – Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский», ООО «Лидер», в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав истца Черных О.П. и её представителя Костину Н.В., исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что согласно договора купли-продажи от 25.03.2004, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, Лазарев С. П., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.(л.д.12)

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Кириллова О. М., является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.13)

Согласно договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , Трофимова Л. М., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.14)

Согласно договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, Шиханова С. В., является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.15)

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, Колесникова В. С., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.(л.д.16)

Согласно договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , Синько Г. С., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.(л.д.17)

Согласно договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, Михальчишина Р. М., является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.(л.д.18)

Согласно договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного в БТИ ДД.ММ.ГГГГ , Черных О. П., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.(л.д.19)

Согласно договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного в БТИ ДД.ММ.ГГГГ , С. М. С., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.20)

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Мельников Ю. Д., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.(л.д.21)

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Ведерникова Л. А., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.22)

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ,Мовсисян А. Г., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.23)

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, Мельникова (Маркова) О. В., является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ком.1. (л.д.24).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Резникова М. Ф., является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ком. 2.(л.д.26).

То есть, судом установлено, что все истцы являются жильцами дома № 57 по ул. Мысовая в г. Петровск-Забайкальский, являются потребителя электроэнергии, и имеют правомочия по обращению в суд за защитой нарушенных прав.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборамиучетаиспользуемыхводы, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442).

По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года. В противном случае в период с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.

В данном случае, при отсутствии сведений о том, что собственники жилого помещения самостоятельно обеспечили установку общедомового прибора учета, действия ресурсоснабжающей организации по установке данного прибора законны, в данной части действия ресурсоснабжающей организации истцами не оспариваются.

Вместе с тем, действия ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, в рассматриваем деле являются законными, в связи с чем, исковые требования в части признания действия сетевой организации удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений).

В силу пункта 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам итогов голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве управляющей организации утверждено - ООО «ЖЭС» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). (л.д.27-29)

ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка работы прибора учета СЕ 300 , по адресу: <адрес>, о чем составлен акт . (л.д.34)

ДД.ММ.ГГГГ между ООО УК «ЖЭС» и Трофимовой Л. М. заключен договор на управление жилым домом, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д.65-66)

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «МРСК Сибири» в лице директора ПО ЗЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» Шалыгиным В.А. и Управляющей компания «ЖЭС» (обслуживающая организация) в лице директора Еремина С.Н. подписан акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (л.д.35-36).

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Читаэнергосбыт» согласно акта проведена замена приборов учета по адресу <адрес>. Установлен прибор учета СЕ 300 (л.д.37).

ДД.ММ.ГГГГ проведен допуск прибора учета электрической энергии при участии представителей ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», представителя ОАО «Читаэнергосбыт», представитель потребителя ООО «ЖЭС», по адресу: <адрес>, о чем составлен акт (л.д.38)

17 апреля 2015 года проведена техническая проверка прибора учета , о чем составлен акт (л.д.39).

При таких обстоятельствах, суд находит процедуру ввода в эксплуатацию, проведенную 24.01.2014 законной, поскольку проведена в соответствии с действующими нормами закона, в присутствии представителя потребителя ООО «ЖЭС», которая на момент проведения процедуры ввода являлась управляющей компанией многоквартирного дома № 57 по ул. Мысовая, г.Петровск-Забайкальский.

Исковые требования, предъявляемые к АО «Читаэнергосбыт» суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Действий энергосбытовой компании АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, на основании показателей приборов учета, допущенного в эксплуатацию лишь 24.01.2014, в период с 01.01.2013 по 24.01.2014 суд находит незаконным, поскольку при установленных по делу обстоятельствах, следует, что легитимность используемых при расчете платы на ОДН показаний счетчиков в указанный период не подтверждена, ранее 24.01.2014 прибор учета в эксплуатацию не вводился, а поэтому при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды потребителям, проживающих в указанном доме, не подлежат применению показания ОДПУ до 24.01.2014. Начисление жильцам данного дома платы за электроэнергию на основании ОДПУ в период с 01.01.2013 по 24.01.2014 не соответствует закону.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с п. 7, 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Как следует из п. 3 ст. 161 ЖК РФ, п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: в том числе перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (п. п. 1, 2, 3 ст. 162 ЖК РФ).

Как следует из указанных норм права, для определения исполнителя коммунальных услуг собственниками жилых домов необходимо выражение воли на общем собрании всех собственников многоквартирного дома, относительно способа управления, с последующим заключением договора на управление многоквартирным домом, а для определения исполнителя коммунальных услуг, где собственником всех помещений многоквартирного дома является муниципальное образование требуется заключение со стороны муниципального образования договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

При этом, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 155 ЖК РФ).

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Из вышеизложенного следует обязанность управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды.

При таком положении, правовой статус управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов, обязанности перед ресурсоснабжающей организацией по внесению платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, в жилых домах (домовладениях)

По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и наниматели помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.

Судом, по мимо вышеуказанного, установлено, что 10 июня 2015 года по результатам итогов голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве управляющей организации утверждено – ООО УК «Ритм-Шилка» (протокол от 10.06.2015) (л.д.30-31).

16 ноября 2015 года между ООО УК «Ритм-Шилка» в лице директора Ильенкова Е.А. и Трофимовой Л. М. заключен договор управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.67-68).

04 сентября 2016 года по результатам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Петровск-Забайкальский, ул.Мысовая, д.57, в качестве управляющей организации утверждено – ООО УК «Лидер» (протокол от 04.09.2016) и заключен договор управления многоквартирным домом с собственниками жилых и не жилых помещений в многоквартирном доме. (л.д.32-33, 69-72)

Согласно ответа на запрос ООО УК «Лидер» сообщает, что многоквартирный <адрес> находится в обслуживании управляющей организации ООО УК «Лидер» с 04.09.2016. Указанный многоквартирный дом принят в обслуживание на основании Протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №1 от 04.09.2016 с приложениями (Приложение №1). Конкурс по выбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома не проводился. ООО УК «Лидер» в договорных отношениях на приобретение коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме с АО «Читаэнергосбыт» не состоит (в соответствии с правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14.02.2012). В связи с чем, ООО УК «Лидер» не является исполнителем услуг электроснабжения и не имеет законного основания в приёме платежей за ресурс, потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Плату за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, ООО УК «Лидер» не принимает. В целях защиты интересов потребителей, в отношении штрафов и пени по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН), управляющей компанией в адрес АО «Читаэнергосбыт» было предложено осуществлять приём платежей до момента достижения договорённости и оформления соответствующего договора между ООО УК«Лидер» и АО «Читаэнергосбыт», однако такое предложение второй стороной было отвергнуто. В настоящее время ООО УК «Лидер» продолжает вести активную работу по достижению договорённости и оформлению договора энергоснабжения, (ресурсоснабжения), предусмотренного правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14.02.2012. Однако, АО «Читаэнергосбыт» продолжает вменять управляющей компании свои условия и обязательства не соответствующие обязательным требованиям вышеуказанных правил. Следовательно, оформление договора энергоснабжения (ресурсоснабжения) между ООО УК «Лидер» и АО «Читаэнергосбыт» будет производиться в судебном порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в указанной части, поскольку АО «Читаэнергосбыт» производит расчет и требует от жильцов дома, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством через управляющую компанию, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, в отсутствие правовых оснований.

Поскольку истцы освобождены от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика АО «Читаэнергосбыт», на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Лазарева С. П., Кирилловой О. М., Трофимовой Л. М., Шихановой С. В., Колесниковой В. С., Синько Г. С., Михальчишиной Р. М., Черных О. П., С. М. С., Мельникова Ю. Д., Ведерниковой Л. А., Мовсисян А. Г., Мельниковой О. В., Резниковой М. Ф. жильцов многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: г.Петровск-Забайкальский, ул.Мысовая, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Петровск-Забайкальский, ул. Мысовая, д.57, Лазарева С. П., Кирилловой О. М., Трофимовой Л. М., Шихановой С. В., Колесниковой В. С., Синько Г. С., Михальчишиной Р. М., Черных О. П., С. М. С., Мельникова Ю. Д., Ведерниковой Л. А., Мовсисян А. Г., Мельниковой О. В., Резниковой М. Ф., по общедомовому прибору учета потребленной электроэнергии ЦЭ 6803 В , с 01.01.2013 по 24.01.2014.

Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии непосредственно жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Петровск-Забайкальский, ул. Мысовая, д.57, Лазарева С. П., Кирилловой О. М., Трофимовой Л. М., Шихановой С. В., Колесниковой В. С., Синько Г. С., Михальчишиной Р. М., Черных О. П., С. М. С., Мельникова Ю. Д., Ведерниковой Л. А., Мовсисян А. Г., Мельниковой О. В., Резниковой М. Ф., с 01.01.2013 по 31.12.2016.

Возложить обязанность на АО « Читаэнергосбыт» в лице ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии Лазареву С. П., Кирилловой О. М., Трофимовой Л. М., Шихановой С. В., Колесниковой В. С., Синько Г. С., Михальчишиной Р. М., Черных О. П., С. М. С., Мельникову Ю. Д., Ведерниковой Л. А., Мовсисян А. Г., Мельниковой О. В., Резниковой М. Ф., за период с 01.01.2013 по 31.12.2016.

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований к ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                            А.В. Балбарова

Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2017.

19.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2017[И] Передача материалов судье
23.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2017[И] Судебное заседание
22.12.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2019[И] Дело оформлено
30.01.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее