Решение по делу № 2а-2213/2022 от 16.06.2022

              Производство № 2а-2213/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года                                                                                             г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Степановой Ю.С.,

при секретаре Мартьяновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС по г. Севастополю к Гарифьянову Д.Н. о взыскании налога (сбора), пени, штрафов,

УСТАНОВИЛ:

УФНС по г. Севастополю обратилось в суд с административным иском, которым просит взыскать с Гарифьянова Д.Н. сумму задолженности по страховым взносам, пени в общем размере 17 070, 87 руб., в том числе:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2017 в размере 209, 55 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 462, 30 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 12 925, 68 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование за 2017 год в размере 1 752,99 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период до 01.01.17 в размере 46, 75 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 484, 50 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 53, 60 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период до 01.01.2017 в размере 69, 29 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 1 066, 21 руб.

Заявление мотивировано тем, что Гарифьянов Д.Н. с 23.11.2020 состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по г. Севастополю по месту жительства. С 13.11.2018 по 23.11.2020 состоял на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя по месту жительства. С 30.12.2001 по 13.11.2018 состоял на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле по месту жительства, а также в период с 07.09.2006 по 02.08.2017 в качестве индивидуального предпринимателя.

Гарифьяновым Д.Н. 28.04.2017 представлен расчет по страховым взносам за 1 квартал 2017 года, 24.07.2017 представлен расчет по страховым взносам за полугодие 2017 года, в которых самостоятельно исчислены подлежащие    к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, медицинское страхование, социальное страхование.

Гарифьяновым Д.Н. страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование за 1 квартал 2017 года, за полугодие 2017 года в установленные сроки не уплачены.

Налоговым органом в связи с неоплатой страховых взносов за 1 квартал 2017 года, за полугодие 2017 года плательщику направлены требования от 20.03.2018 № 644249 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, со сроком исполнения до 09.04.2018, от 26.06.2018 № 651419 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, со сроком исполнения до 16.07.2018, которые налогоплательщиком не исполнены и не оспорены.

Одновременно подано заявление о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

В судебное заседание стороны не явились, извещались надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство представителя УФНС России по г. Севастополю Вороновского Н.О. о рассмотрении дела в отсутствие представителя УФНС России по г. Севастополю.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что Гарифьянов Д.Н. с 23.11.2020 состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по г. Севастополю по месту жительства. С 13.11.2018 по 23.11.2020 состоял на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя по месту жительства.С 30.12.2001 по 13.11.2018 состоял на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле по месту жительства, а также в период с 07.09.2006 по 02.08.2017 в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3.4. ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, страховые взносы.

В соответствии с абз. 1 пп 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а именно в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 2.1. Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицин" страховании в Российской Федерации", ст. 2.1 Федерального закона от 29.12. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Также организации осуществляют выплату страховых взносов по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30, пунктах 2-18 ч. 1 ст. 30 Федералы закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взнос для плательщиков - организаций, если иное не предусмотрено настоящей статьи признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических j подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статьей 423 НК РФ установлено, что расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 1 ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогу каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплате страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчислены с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчислен! для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в с луча: когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующим за ним рабочий день.

В соответствии с п. 6 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов исчисляет и уплачивается плательщиками страховых взносов, отдельно в отношен] страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взнос на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособное и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Согласно пп. 3 п. 3.4 ст. 23, п. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банка и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с п. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, в которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Гарифьяновым Д.Н. 28.04.2017 представлен расчет по страховым взносам за 1 квартал 2017 года, 24.07.2017 представлен расчет по страховым взносам за полугодие 2017 года, в которых самостоятельно исчислены подлежащие    к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, медицинское страхование, социальное страхование.

Гарифьяновым Д.Н. страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование за 1 квартал 2017 года, за полугодие 2017 года в установленные сроки не уплачены.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (страховых взносов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговым органом в связи с неоплатой страховых взносов за 1 квартал 2017 года, за полугодие 2017 года плательщику направлены требования от 20.03.2018 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, со сроком исполнения до 09.04.2018, от 26.06.2018 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, со сроком исполнения до 16.07.2018, которые налогоплательщиком не исполнены и не оспорены.

Вместе с тем, имеются основания для отказа в удовлетворении исковых требований по причине пропуска процессуального срока и отсутствие оснований для его восстановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета вналоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

В качестве причин пропуска процессуального срока налоговый орган указал на то, что в связи с переходом на новое программное обеспечение и его нестабильной работы, УФНС России по Севастополю не имела объективной возможности в установленный срок обратиться с заявлением в суд.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления в суд органу, являющемуся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.

Так, со дня истечения срока исполнения требований от 20.03.2018 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, от 26.06.2018 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов и подачей настоящего административного заявления прошло более 3 лет.

При этом суд учитывает, что УФНС России по г. Севастополю является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске установленного законом срока на обращение в суд в отсутствие к тому уважительных причин.

Доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом не приведено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175-189, 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

Административный иск УФНС по г. Севастополю к Гарифьянову Д.Н. о взыскании налога (сбора), пени, штрафов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 25.07.2022 года.

Судья                                                                                                               Ю.С. Степанова

2а-2213/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю
Ответчики
Гарифьянов Дамир Наильевич
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
16.06.2022Регистрация административного искового заявления
16.06.2022Передача материалов судье
17.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее